Нужно снимать фильмы, махнув рукой на статистику и маркетинг

9 / 2019     RU
Нужно снимать фильмы, махнув рукой на статистику и маркетинг
Мария Агранович российский кинорежиссёр, сценарист
В кинотеатре «Победа» состоялся предпремьерный показ фильма «Люби их всех», который режиссёр Мария Агранович представила лично. Она рассказала о беспринципных, но обаятельных супергероях и об обиженных, не умеющих любить детях.

LT: В вашем творческом портфолио уже две короткометражки. За одну из них вы получили диплом на открытом российском кинофестивале «Кинотавр». И только через восемь лет после почётного приза — презентация полнометражной работы. Почему такой долгий путь?

МАРИЯ АГРАНОВИЧ: Всё могло случиться гораздо раньше. На «Кинотавре»-2010 я познакомилась с продюсером Сергеем Сельяновым. Он спросил, нет ли у меня уже готовых интересных сценариев. Я, ответив, что, конечно, есть, бросилась заполнять заявку на съёмки сегодняшней премьеры и быстро написала первую версию сценария к фильму, который изначально назывался «Она». Уже был запущен кастинг — но у меня случилась ещё одна судьбоносная встреча. Я стремительно вышла замуж, вскоре забеременела и после родов пришлось взять длительную паузу в продолжении своей творческой деятельности. Пока ребёнок был маленьким, я участвовала в съёмках «пилотов». Например, по сценарию очень хорошего автора Анастасии Пальчиковой сняла первую пробную серию фильма «Квартет». К сожалению, это кино так и не вышло на экраны. Ещё участвовала в съёмках нескольких рекламных клипов. Но семейная жизнь не сложилась. А когда ребёнок подрос, у меня начался новый творческий виток.

В российском кинематографе предлагается немало хороших сценариев. По ним снимаются «пилоты», некоторые из которых в дальнейшем могут годами лежать на полке. Почему так бывает?

Иногда продюсеры, посмотрев пробную серию, считают, что получилось неинтересно для широкой аудитории. Иногда на кастинге выбирают актёров, которые, оказывается, не могут вытянуть этот фильм. И нужно всё переснимать, а это дополнительное время и дополнительные деньги. Иногда возьмутся за постановку фильма, а потом выясняется, что затраты на него нерентабельны. Но если сценарий действительно классный, то 99 процентов, что эта история запустится.

А как покрывают затраты на написанные сценарии, по которым так и не поставили фильм?

Заказанный сценарий оплачивают. А сняли фильм или не сняли, тут уж как получилось.

Основная мысль, которую вы хотели донести до зрителя в своей кинопремьере «Люби их всех»?

Это кино про незаурядную девушку, которая в силу обстоятельств занимается не очень комплиментарным делом. Но это не делает её менее талантливой и более заурядной. Главная героиня разводит мужиков на деньги тонким способом. Она не просто с ними спит. Она имитирует душевные чувства к ним — даёт то, что им нужно. Поэтому они в неё влюбляются и одаривают деньгами, которые ей так нужны. Ей ничего не стоит играть в любовь. Она из тех обиженных детей, которых никто никогда не любил. И это касается не только воспитанников детдомов. Бывает, что даже растущие в семье дети не знают, что такое любовь.

Почему именно искусительницу вы решили сделать центральным персонажем?

Я хотела поставить фильм про супергероя, но без щитов, полётов, плащей и костюмов. Она (персонаж в фильме не назван по имени — прим. ред.) ни фига не хорошая, если перечислить её поступки и род её деятельности. Но при этом она классная — ею восхищаются и ей завидуют.

Какие жанры наиболее востребованы публикой, на ваш взгляд?

Говорят, что для проката выгодно снимать хорроры. Но я их не люблю, мои родители и мои друзья тоже. Не нужно разделять кино на жанры, лучше всё перемешать. Талантливые режиссёры снимают что-то своё, махнув рукой на все статистики, маркетинги и всё остальное. Не надо ни на что ориентироваться, чтобы не потерять свою индивидуальность. Лучше пытаться сделать что-то новое. Я за прогресс кинематографа. А когда следишь за цифрами, становишься их рабом.

Есть ли уже сюжет, а может быть, и готовый сценарий, который вы готовы воплотить в своем следующем фильме?

Сейчас я в тандеме со сценаристом Яном Гордиенко снимаю короткометражку в новом для себя жанре фантастики в рамках проекта Сбербанка «Кино — #этомое». Фантастика даёт абсолютную свободу: ты сам создаёшь законы и находишься в открытом мире. Это и сложно, и любопытно. Моя история про недалёкое будущее и про новую религию, связанную с новыми технологиями, где бог — твой мозг. Премьера первой подборки из трёх короткометражек проекта «Кино — #этомое» запланирована на ноябрь. Есть ещё идеи новых постановок. Но пока рано об этом говорить.

фото Марины Ступиной