Рождение бренда

9 / 2019     RU
Рождение бренда
Дмитрий Килёв предприниматель, автор серии книг о бизнесе и самосовершенствовании, арт-директор брендинг-агентства Kilev creative
О важности любого жизненного опыта для самосовершенствования, о понимании бизнеса сегодня и о том, что должно быть главным итогом в любых поставленных задачах.

LT: Как ваш предыдущий опыт ведения бизнеса в Новосибирске и за границей повлиял на вашу жизнь и предпринимательскую деятельность, которой вы занимаетесь сейчас?

ДМИТРИЙ КИЛЁВ: За последнее время я понял, что всю свою жизнь поступательно шел к тому, кто я сегодня и чем занимаюсь на данный момент. Я стал воспринимать каждый этап своей жизни как опыт: печальный и поучительный, развивающий и познавательный, вдохновляющий и неизменно важный. Но самое главное, что дал мне мой прошлый жизненный багаж, — это простое понимание: нужно быть счастливым. Очень долгое время я этого не мог осознать и был несчастен. Как только я понял себя и стал счастлив сам, я стал лучше понимать людей вокруг. В итоге мне стало проще заниматься предпринимательством. Потому что психология поведения покупателя — это ключ к успеху.

Урок, который я извлек, можно кратко сформулировать
так: я не продаю людям услуги или товары —
я делаю их счастливыми

В любой сфере бизнеса я всегда что-то продавал — услуги, товары. Но то, что я делал до своего отъезда за границу, можно назвать «интуитивные продажи». В Таиланде я случайно нашел человека, который открыл мне глаза на бизнес, каким он действительно должен быть. Так совпало, что этот человек оказался гуру продаж с огромным опытом, потомственным крупным предпринимателем. Сейчас он уже на пенсии и занимается преподаванием английского языка. Я нанял его в качестве репетитора и, параллельно с английским, полтора года учился у него секретам продаж. Он дал мне такие универсальные ключи, которые позволили находить общий язык с людьми любого континента и культуры. Каждый человек на земле хочет счастья — это его цель, чем бы он ни занимался и какую бы задачу перед собой ни ставил. Покупка товара или услуги — это тоже способ достижения счастья или как минимум одна из ступеней на пути к нему. Поэтому урок, который я извлек, можно кратко сформулировать так: я не продаю людям услуги или товары — я делаю их счастливыми.
Достигнув больших результатов в прямых продажах на Пхукете, я перебрался в Дубай. И там снова успешно применил свои полученные знания, но в абсолютно другом мире. Эмираты — это самобытная культура с одной стороны и интернациональное сообщество с другой. В этой уникальной среде, несмотря на кажущиеся отличия живущего там населения, очень быстро стала понятна одна истина: эти люди мало чем отличаются от любых других покупателей. Потому что мотивация у них оказалась все та же — снова поиск счастья.
Таким образом, мой заграничный опыт, связанный с тем, что приходилось с нуля подниматься в новых и ранее неизведанных для меня условиях, научил меня умению договариваться с любыми людьми. Об этом говорил еще Генри Форд: «Умение ладить с людьми — это такой же ценный товар, как чай, сахар или кофе». Именно этого мне катастрофически не хватало во время ведения бизнеса в России. Тогда рынок был повернут к клиенту спиной, он варился в своих потребностях и целях, а о нуждах покупателей принято было думать в последнюю очередь. Сейчас ситуация понемногу меняется: многие стали осознавать, что клиентоориентированность — это важная составляющая предпринимательства. Я же считаю, что это вообще главная составляющая успешного бизнеса.

Почему именно брендинг, маркетинг? Как получилось, что вы начали заниматься именно этой сферой бизнеса?

Успех моих предыдущих проектов в городе в 2000‑е годы, особенно публичных, таких, как клубы и бары, отчасти был обоснован брендингом. Тогда мы всё делали интуитивно и полностью сами. Вокруг меня была креативная команда, и мы всегда уделяли большое внимание названиям. Сейчас, оглядываясь назад, я с еще большей уверенностью могу сказать, что нейминг моих предыдущих проектов действительно был классным. А все наши бренды были максимально эмоциональными, и каждый нес в себе позитивное настроение. Они апеллировали к человеческим чувствам и эмоциям, к тому, чтобы сделать человека счастливым, радостным, доставить ему удовольствие. Это выделяло нас из общего рынка и приводило к успеху.
Всё вышеперечисленное — это главная цель брендинга. Ведь именно он придает бизнесу настроение и собственное лицо. В итоге мы приходим к тому, с чего я начал: сейчас клиент хочет не только товар, он хочет стать счастливым. И он идет туда, где ему повысят настроение и будут работать над его лояльностью. Где он найдет единомышленников, которые его поймут.
С моей точки зрения, правильный брендинг должен отличать названия, которые апеллируют к добрым и душевным качествам, к светлым вещам. Так, во‑первых, компанию заметить и запомнить намного легче. А во‑вторых, темного цвета в нашей жизни хватает и так. Сейчас мы находимся на стадии общества разумного потребления, когда у людей есть большой выбор, но покупает они то, что может дать им чуть больше, чем просто товар. Вместе с ним они хотят купить настроение.
Сфера маркетинга — это неотъемлемая часть рынка. И я, вернувшись в Новосибирск, приехал именно на этот рынок, потому что я умею работать на нем. То, что я начал заниматься здесь брендингом, получилось органично: меня пригласили открывать сеть ресторанов для одной крупной компании. В процессе работы стали появляться другие люди, которые также стали обращаться ко мне в вопросах брендинга для своих компаний. В итоге стали образовываться кейсы, и я окончательно влился в эту сферу.

Кто ваши клиенты?

Сегодня в Новосибирске существует несколько крупных маркетинговых компаний, которые работают только с заказами от федеральных клиентов. Мы же предоставляем свои услуги для малого и среднего бизнеса. В нашем агентстве услуги брендинга стали доступны абсолютно всем: цены у нас ниже, чем в больших компаниях, а качество услуг, ввиду профессионализма сотрудников, не уступает любой крупному брендинговому агентству.
Мы осознанно заняли такую нишу. И этим путем мы пошли потому, что если вспомнить любой мой предыдущий проект, его девизом было: «Качество по разумной цене». Мне всегда казалась неразумной и отчасти несправедливой схема: очень хорошо — для богатых, очень плохо — для несостоятельных людей. Kilev-bar был успешным, потому что на волне пафосных и дорогих клубов стоимостью входа к нам была искренняя улыбка и добрые намерения посетителей. А цена на коктейли была почти в два раза меньше, чем в любом другом ночном клубе города. Мы давали качественный продукт и хорошее настроение по доступной цене, и люди шли именно к нам.
Тем более что я вижу сегодняшнюю ситуацию с малым и средним бизнесом и осознаю, что им для развития и роста как никогда необходимо помочь. Поэтому я буду продолжать придерживаться своего принципа доступности услуг по адекватным ценам.

Существуют ли еще направления, которые вы развиваете на данный момент? Какие у вас планы на будущее?

У меня есть одна главная миссия, вокруг которой сосредоточены все остальные планы. Наш город, будем откровенны, с одной стороны, серый и архитектурно непривлекательный. С другой стороны, он пестрит в большинстве своем безвкусной и аляпистой рекламой в виде баннеров, растяжек, вывесок. Мне хочется работать над тем, чтобы город приходил в порядок. Не ждать от власти чего-то, а делать всё, что в наших силах. Заказываешь макет баннера и слоган? Доверься нам, профессионалам, а не придумывай сам, чтобы потом этот позор не мозолил глаза всему городу. Заехал в здание в центре города? Договорись со своими соседями, и сделайте на фасаде вывески названий и логотипов ваших компаний в едином стиле. Хотя бы внешне общими усилиями приведите это здание в приличный вид. И будет не хуже, чем в Европе. Все это не просто какая-то социальная ответственность, и я не играю в мушкетера. За этим тоже стоит успешность любого бизнеса. Ведь чем привлекательнее, в том числе внешне, становится место, тем активнее в него идут инвестиции. Тем больше им интересуются. Хватит уже жить по принципам выжженной земли или «после нас хоть потоп», — нужно думать шире, на перспективу. Нельзя смотреть только себе под ноги, — пора уже поднять голову и взглянуть перед собой, а то и вверх. Таким образом это свое миссионерское мышление я хочу транслировать и через свой бизнес.

Мне хочется работать над тем, чтобы город приходил в порядок. Не ждать от власти чего-то, а делать
всё, что в наших силах

Что касается каких-то конкретных планов, то у меня есть круг интересов и направлений в бизнесе, которые я бы хотел спокойно и поступательно развивать в контексте вышесказанного.
Во‑первых, это серия моих мероприятий — мастер-классы «Рождение бренда». Несмотря на большое количество подобных событий в последние годы, по большому счету тема брендинга в нашем городе была затронута впервые. На прошедшем 8 августа, открывающем эту серию мастер-классе я рассказал о важной роли брендинга в целом — каким он должен быть с точки зрения вкуса, стиля и подхода, а также дал конкретные инструменты по работе в этой сфере. Цель этого мастер-класса была достигнута и услышана, потому что меня уже пригласили выступать с этой же темой на других конференциях по маркетингу. Во‑вторых, это мое участие в проекте «Хинкалидзе». Это интересная и новая по своему формату сеть небольших уютных заведений в грузинском стиле. В‑третьих, это мой проект «Велотур: здесь и сейчас». В его рамках я не только пытаюсь заинтересовать прогрессивную молодежь вести здоровый образ жизни, но и сам знакомлюсь с новыми креативными людьми, с которыми мы находим интересы как в жизни, так и в бизнесе.
Разумеется, один из главных моих интересов — это развитие моего брендинг-агентства Kilev creative lab. Но в этом вопросе я не ставлю далеких и заоблачных целей. Я уже жил в ритме, который не давал мне быть счастливым. И оставил ту жизнь в прошлом, обретя новые знания и опыт и завершив свои идейные и физические скитания. В дальнейшем я бы хотел оставаться в той гармонии с собой и окружающим миром, в которой нахожусь последнее время. Главной составляющей этого состояния равновесия является моя личная жизнь. Ни одно дело для меня не может быть важнее времени, которое я могу провести со своим сыном, и я не променяю эти часы ни на что. Потому что именно в этот момент я точно самый счастливый человек.