Спорт как стиль жизни

9 / 2019     RU
Спорт как стиль жизни
Дмитрий Клоков российский тяжелоатлет, серебряный призёр Олимпийских игр 2008 года в Пекине, чемпион и неоднократный призер чемпионатов мира, Европы и России
О том, чего не хватает детскому спорту, каким он должен быть и какие прогрессивные методы и подходы применимы в нем сегодня.

LT: Не каждому дано стать чемпионом или даже просто профессиональным спорт­сменом. Но в Центре «Будь сильным» знают, что каждый может и должен становиться человеком с большой буквы, причем закладывать основы нужно с детства. Как вы можете прокомментировать такой подход?

ДМИТРИЙ КЛОКОВ: Спорт — это смоделированная в миниатюре жизнь — то, что ждет человека в будущем. В этом контексте особенно важно, что в Центре начинают подготовку детей с самого раннего возраста. Они учатся конкурировать, бороться, преодолевать сложности и себя. От этого этапа зависит очень многое в дальнейшей судьбе. Спорт — это такой же инструмент, который воспитывает, как, например, школа. Однако он готовит в более стрессовых условиях, и навыки получаются более концентрированными.
Вообще, у каждого есть свои физические пределы, потому что мы рождаемся с разной генетикой и физическими возможностями. Но воспитать уверенность и такое внутреннее состояние, когда человек говорит себе: «Я стремлюсь», можно. Поэтому я разделяю подход Центра, когда работа вне зависимости от возраста ведется аккуратно в рамках индивидуального предела каждого.
Более того, метод навязывания только соревновательного спорта, особенно детям, считаю неприемлемым. Во‑первых, век спортсмена недлинный, это только часть жизни. Даже если идти в профессиональный спорт, то очень важно быть готовым к окончанию карьеры, когда найти себя становится непросто. Во‑вторых, большинство людей как раз вообще не помышляют о профессиональных успехах спортсмена. Им важна физическая подготовка для других целей: для здоровья, общего развития, чтобы поиграть со своей нервной системой и телом. Спорт как стиль жизни — вот что действительно необходимо для большинства людей.
Я на своем примере хорошо знаю, что отдавать ребенка в профессиональный спорт — это риск и негарантированный результат. Мой отец, будучи штангистом, чемпионом, пройдя весь путь, не очень хотел, чтобы я шел в спортсмены. Так случилось, что его окружение как-то убедило подтолкнуть меня к этой сфере. И всё получилось, за что я ему, безусловно, благодарен. Но, скорее, это исключение из правил — как минимум в тяжелой атлетике. Потому что она не считается династийным видом спорта, и наш с отцом пример — вообще единственный случай, когда оба стали чемпионами мира в тяжелой атлетике. В отличие, например, от борьбы или бокса, где есть целые большие династии. Сегодня я никак не влияю на выбор моей дочери в ее спортивных интересах и точно не стану настаивать или как-то подталкивать ее к профессиональному спорту.

Оснащение Центра «Будь сильным» соответствует современным мировым стандартам. Почему это скорее исключение, чем общая тенденция?

В этом вопросе существует две точки зрения. С одной стороны, так исторически у нас сложилось, что и греко-римская борьба, и особенно штанга — это подвальные истории. И многие тренеры старой закалки не хотят выходить оттуда. Я понимаю — они прожили большую часть жизни там и вырастили много воспитанников, включая чемпионов и великих спортсменов. Уйти из такого зала — это как уйти из дома. Это традиции, ни на что не похожий дух, нарочито спартанские условия. Такая среда способствует концентрации на главном — непосредственно тренировках. Более того, большинство подобных секций являются бесплатными, зачастую как-то привязаны к муниципалитету.

«Будь сильным» как раз является примером зала
нового поколения. Здесь есть правильный спортивный
дух, в лице тренеров, несущих в себе опыт и установки
старой школы. И одновременно — современное оснащение и условия в целом, которые отвечают
всем мировым стандартам

С другой стороны, времена меняются, и сейчас люди просто не воспринимают старые условия. Сегодня перед нашими глазами в медиапространстве проходит много красивых картинок, и каждый родитель хочет для своего ребенка только хорошие условия. Поэтому. когда они приходят в секцию штанги или борьбы в подвале, то, конечно, сразу считывают правильную атмосферу, в которой когда-то воспитывались чемпионы. Но в остальном — обшарпанные стены, ржавые снаряды и раздевалки без лавочек. И родитель думает: «Неужели это то, что я хочу дать своему ребенку?» Ответ современной семьи, вероятнее всего, будет отрицательным.
«Будь сильным» как раз является примером зала нового поколения. Здесь есть правильный спортивный дух в лице тренеров, несущих в себе опыт и установки старой школы. И одновременно — современное оснащение и условия в целом, которые отвечают всем мировым стандартам и качества, и безопасности, и актуальности сегодняшнего дня.
Конечно, занятия в таком центре уже не подразумевают бесплатный принцип. Но это понятное предприятие, где за качественные услуги принято платить адекватные им деньги. Да, не для всех приемлем этот принцип новых времен, и многие на самом деле еще живут советскими понятиями. Но в этой ситуации уже ничего не поделаешь: нужно понемногу себя перебарывать. Потому что другого пути нет — ничто не вернется вспять и не станет вновь бесплатным.
Особенно наглядно я замечаю необходимость хоть небольшой коммерциализации ранее «подвального» спорта на разных детских соревнованиях. Там, где нет взносов за участие в турнирах, ребенку приходится переодеваться, сидя на полу в атмосфере обыденной тренировки. А ведь любой турнир — это праздник. Поэтому и атмосфера на этих мероприятиях должна быть соответствующей. Этого, конечно, невозможно добиться без вливания частных капиталов, которые сегодня появляются спонтанно. А хотелось бы системности: чтобы у людей появилось желание платить хотя бы небольшие, символические стартовые взносы, и чтобы соревнования для их детей были настоящим праздником. Спорт, разумеется, не должен превращаться в бизнес, но в нем обязательно должна присутствовать коммерческая часть. Это не хорошо и не плохо — это дань времени, без которой просто невозможно дальше нормально развивать конкретные виды спорта.

Дмитрий, расскажите про свои ближайшие общие планы, входят ли в них какие-то мероприятия в нашем городе?

В 2020 году на все три летних месяца я собираюсь устроить автопробег. Мы планируем объехать всю Россию, чтобы посмотреть и показать, в каком состоянии у нас находится тяжелая атлетика. Задействуем полярные истории — печальные и мотивирующие, представим интервью с разными героями. Документальные ролики будут выходить на YouTube. Также в каждом из федеральных округов проведем чемпионат по тяжелой атлетике. В Сибирском федеральном округе соревнования пройдут на базе Центра «Будь сильным». В нем сможет принять участие любой желающий, проживающий на территории СФО, а разделяться турнир будет по разным категориям: детский, взрослый, любительский. То есть каждый сможет попробовать себя в этом спорте, посоревноваться и, надеюсь, получить тот самый спортивный праздник.

Философию и подход «Цен­тра профессионального спортивного развития» к тренировочному и воспитательному про­цессу прокомментировал руко­води­тель бренда «Будь сильным» Иван Карелин:

В нашем Центре созданы все условия для тренировок людей с разным уровнем подготовки. То есть в «Будь сильным» сможет найти себя каждый: и те, кто решил прийти в спортивный зал впервые в жизни, и те, кто уже выступает на соревнованиях в качестве профессионалов. Ведь наша главная цель — это гармоничное воспитание атлетов как в физическом, так и в ментальном плане. Поэтому работа именно с детьми становится очень важной частью нашей деятельности. Мы даем им выбор — как вырасти в больших спортсменов, так и просто вырасти сильными и достойными людьми. А эти качества обязательно пригодятся сегодняшним детям, чем бы они в дальнейшем ни занимались. У нас достойная база в плане методик и привнесения новых элементов в тренировочную программу. Мы популяризируем греко-римскую борьбу, чтобы она из полузакрытого вида спорта вышла в большой мир, стала понятнее, ближе людям. Поэтому немало внимания уделяем брендингу, айдентике, SMM и прочим маркетинговым элементам.
Разумеется, всё это признаки коммерческой деятельности, и требуют капиталовложений. Но мы не забываем, что это только оболочка и что вне бизнеса стоят принципы нашего Центра и наши цели. То есть мы действительно искренне стремимся развивать Центр одновременно в двух плоскостях: как спортивный и воспитательный проект, и уже затем — как бизнес.