Вокальная сибирская волна накрыла Россию

9 / 2019     RU
Вокальная сибирская волна накрыла Россию
Мария Баракова артистка Молодёжной оперной программы Большого театра (меццо-сопрано)
Представители сибирской вокальной школы побеждают на престижных конкурсах, но есть ли у них возможность для реализации на малой родине?

Этим летом в культурной жизни Новосибирска произошло знаменательное событие, оставшееся практически незамеченным: Мария Баракова, выпускница колледжа имени А. Мурова (класс преподавателя Светланы Ивановны Балашовой), получила золото на XVI конкурсе имени Чайковского как лучшая вокалистка. А за несколько месяцев до этого она побеждает на международном конкурсе имени Глинки в Казани. Нетрудно себе представить, какой бы шум поднялся в городе, если бы крупная победа новосибирца была бы связана со спортом — если бы кто-то из учеников какой-нибудь нашей спортивной школы завоевал золотую медаль на чемпионате мира, а потом на Олимпийских играх. Здесь же прошло тихо и незаметно, несмотря на очевидную сенсационность события: девушка, едва поступив в Гнесинку, едва получив среднеспециальное образование, тут же попадает в Молодежную оперную программу Большого театра, в середине года побеждает на конкурсе имени Глинки в Казани, а вслед за этим — и на престижнейшем конкурсе в Москве. Это не просто местная сенсация, это выдающееся событие в музыкальной жизни страны!
А в начале сентября Мария прилетела на несколько дней в Новосибирск и в концерте, посвященном Дню знаний, в родном колледже имени А. Мурова спела два лауреатских номера, приведя зал, своих педагогов и своих друзей в полное неистовство. После концерта мы закрылись с Марией и ее педагогом Светланой Балашовой в небольшом кабинете и поговорили.

LT: Мария, вы испытали волнение от выступления в новом качестве победителя перед своими педагогами, друзьями и соучениками?

МАРИЯ БАРАКОВА:О да! Я так не переживала на конкурсе, как здесь. Сердце выпрыгивает из груди. Все же свои. Педагоги и мой любимый педагог (обнимает Светлану Балашову). Многих знаю и меня знают. Для меня самая трудная аудитория. Волнительная.

Чуда ждут? Ведь вы сотворили чудо. Как так получилось, тихо, я бы сказал украдкой: Раз — и конкурс имени Глинки, два — и конкурс Чайковского? Лучшая вокалистка! Как так получилось незаметно?

М. Б.: К конкурсу имени Глинки мы готовились. Он очень значимый, но менее известный. О нем как-то и говорить вне круга специалистов не очень принято. Но там есть одна важная деталь, о которой мало кто знает, не знали и мы. Победа на конкурсе имени Глинки дает право участия в конкурсе имени Чайковского без дополнительных условий. И когда мы победили на конкуре имени Глинки, нам сообщили: ну вот теперь конкурс имени Чайковского. Я, признаться, задумалась... Впору отказываться. Всё было так стремительно. Не успевали дух перевести. Мне пришлось за десять недель выучить и сделать шесть новых произведений. Не только выучить, но подготовить их актерски. Я жила в постоянном напряжении. Это был тотальный режим. Я жила подготовкой к конкурсу, ни друзей, ни отдыха. Когда я добралась до третьего тура, я поняла: добраться до финала конкурса Чайковского и не попытаться победить — я себе этого не прощу.

Ваша победа случай в мировой практике редчайший — Синявская, всё?

М. Б.: Да, Синявская и Образцова. Два меццо-сопрано.

Мы с вами практически с первого после конкурсного дня находимся на связи. Произошли какие-либо изменения?

М. Б.: Да, прежде всего, я наконец поняла, что выиграла на конкурсе имени Чайковского.

?...

М. Б.: Первое время я этого не понимала. Я приходила домой, ложилась, и у меня начиналась паническая атака. Я не верила, что это случилось со мной.

В раннем детстве, когда вы уже поняли, что у вас есть голос, вам пришлось пройти через увлечение эстрадой? Наверное, тогда захотелось стать успешной эстрадной звездой?

М. Б.: Особой увлеченности эстрадой у меня не было. Просто в нашем детском саду, как и в любом другом, трехлетним детям не преподавали оперу. Поэтому пела то, что мы изучали в нашем музыкальном кружке. Да, на 80 процентов это была эстрада, конечно, но, повторюсь, я не помню, чтобы эстрада вызывала у меня бешеный восторг как жанр. Я просто любила петь и не задумывалась о чем-либо еще. И эстрадной певицей никогда не хотела стать. Это не мое, хотя слушаю эстрадную музыку с большим удовольствием.

Мария, вы сразу мечтали о Московской консерватории и лучших театрах мира. Где вам сейчас хочется работать на постоянной основе?

М. Б.: Я мечтала о хорошем образовании, и его я сейчас получаю в Академии музыки имени Гнесиных и в Молодежной оперной программе Большого театра, это для меня главное. Я бы хотела поработать в разных театрах, петь в разных постановках. Вроде бы музыка одна и та же, но интерпретация — что музыкальная, что художественная — разная. Это очень захватывает. Программа «Молодежь Большого» дает молодым вокалистам большую возможность продолжать обучение через участие в концертных программах. Это очень удобно. Ты готовишь различные партии с опытными педагогами, не сосредотачиваясь на одном спектакле.

Участие в таких конкурсах, как Глинки и Чайковского, — это большой стресс, да и выдержать конкурс в программу «Молодежь Большого» тоже требует сверхусилий. Как удается все это выдерживать?

М. Б.: Конкурсы, в принципе, — огромный стресс. Всегда нужно готовиться не только вокально, но и морально в том числе. Очень важно понимать, что на каждом из туров у тебя есть ограниченное количество времени, чтобы произвести хорошее впечатление, — и всё. Ведь потом уже нельзя ни перепеть, ни объясниться. Я всегда отшучиваюсь, говоря, что сибиряки — сильный духом народ, что нам всё нипочем. Но если серьезно, то главное — быть непоколебимым. Кто поверит в вас больше, чем вы сами?

Мария, вы попали в луч прожектора, сейчас вас знают. Прежде всего, вас заметил маэстро Гергиев. Какие-то планы есть?

М. Б.: Маэстро с 6 сентября в Мариинском театре проводит серию концертов победителей конкурса имени Чайковского. 31 октября будет заключительный концерт вокалистов-победителей. Нас двое — я и победитель среди мужчин Александрос Ставракакис из Греции.
Предложения были, но пока я от всего отказываюсь. Много работы в Большом театре. И конечно, учеба, это сейчас главное!

Вопрос непростой. Новосибирцы становятся победителями на международных конкурсах. Ведь вместе с вами первое место занял еще один воспитанник новосибирских специальных музыкальных учебных заведений — флейтист Матвей Демин. Вы закончили колледж имени А. Мурова, он закончил специальную музыкальную школу. Вы уезжаете в Гнесинскую академию, он в Ганновер, далее – в Мюнхен. То есть, получив специальную подготовку, финальную точку выпускники едут ставить в столицу или в Европу. Почему не Новосибирская консерватория? Этот вопрос больше к Светлане Ивановне.

СВЕТЛАНА БАЛАШОВА: Понимаете, дело не в консерватории. Там работают замечательные педагоги! Вопрос в том, что после окончания вуза выпускник должен иметь возможность быть профессионально востребованным, петь в театре, на концертных площадках, участвовать в фестивальной и конкурсной деятельности, а у нас с этим большие проблемы, нет столичного накала. А с другой стороны, уровень подготовки выпускников вокального отделения колледжа позволяет им успешно поступать в столичные и зарубежные вузы. Мария на момент выпуска была готова делать серьезную карьеру, работая на самых престижных сценах мира, переход в консерваторию ей был не нужен. Мы с ней работали с огромным удовольствием и доверием, как пазл подошли друг другу идеально, отсюда и результат. Всё должно рассматриваться индивидуально. Кому-то, да, консерватория необходима, а кому-то нужен практический опыт.

Хорошо. Расширим вопрос. В этом году сразу три представителя сибирской вокальной школы победили на престижных конкурсах. Гурий Гурьев победил на конкурсе имени Г. Отса. Вот сейчас из Кемеровской области. В городе пока остался Гурий. В чем причина?

М. Б.: Понимаете, должен быть центр притяжения с интересным репертуаром. Крупнейший евразийский театр, в котором оперный репертуар становится всё меньше и реже. Доминирует балет, концерты. С чего брать пример? Пять лет назад мы с однокурсниками через день ходили в оперный и нас как учащихся музыкальных учебных заведений пускали на третий ярус. Мы слушали всё без разбору. У нас была мечта выйти на эту большую сцену и спеть. А сейчас что нас может притянуть, к чему мы должны стремиться? Петь детские оперы? Если негде петь и работать — едут туда, где нужны. Выбора нет!

Географическое положение Новосибирска, наличие такого величественного театра требует развития театрального туризма, который сегодня наиболее ярко проявляется в Москве и Петербурге. Люди летят смотреть и слушать. Статус культурной столицы Сибири, конечно, требует такой работы и вокруг новосибирского оперного театра. И организованный, подешевле, транспорт, и гостиница, и посещение театра. Это правильный путь?

М. Б.: Безусловно. Но он требует разностороннего репертуара, премьер, постановок, под которые можно приглашать оперных звезд. Вот тогда театральный туризм заиграет всеми красками. Пока же предпосылок к этому не вижу.