Я против, когда спектакль ставится по кальке

9 / 2019     RU
Я против, когда спектакль ставится по кальке
Максим Дунаевский советский и российский композитор
Максим Дунаевский – о том, почему редко пишет музыку к современным фильмам и из-за чего готов отказаться от номинации на престижную награду.

LT: Максим Исаакович, весной 2019‑го вы получили премию «За выдающийся вклад в киноискусство» онлайн-фестиваля «Дубль дв@». За вашу музыку, звучащую в фильмах 1980–90‑х годов, проголосовало большинство. Почему современные создатели фильмов редко обращаются для написания их музыкальной составляющей к мэтрам советской эпохи?

МАКСИМ ДУНАЕВСКИЙ: Пишут и Рыбников, и Журбин, и я раз-два в год пишу музыку, если неплохие сценарии. Но часто мы отказываемся, потому что нам не о чем поделиться с кино, которому нечего рассказать. Возьмите, например, спортивные драмы. Интересно это для композитора? Ну нет. Мне бы написать музыку для фильмов уровня «Пиратов Карибского моря». Но там уже до меня был Циммер (Ханс Циммер — немецкий композитор, известный своей музыкой к кинофильмам и компьютерным играм — прим. ред.). У нас таких фильмов не делают вообще. Мне было бы интересно написать музыку к детскому фильму с забавной историей. Но сейчас их у нас не производят. Из последних хороших детских кинолент запомнилась «Только вперёд!», снятая режиссёром Аллой Суриковой ещё в 2008 году.
Сегодня большинство молодых режиссёров и продюсеров пришли из ниоткуда. Для них наше время всё равно что эпоха Иоанна Грозного. Клянусь вам, нет предложений, равных снятым тридцать лет назад: «Ах, водевиль, водевиль!», «Три мушкетера» и многим другим. Люди не берут интересные темы, которые можно разработать для музыкального фильма. А немузыкальные фильмы не интересны, потому что там музыка играет второстепенную роль.

Вы — президент опенэйр-фестиваля «Лето. Музыка. Музей». В летние месяцы на открытых сценах столицы России проходят концерты классической музыки с участием звёзд мирового уровня. Почему в других российских городах, даже в южных, на летних сценах проходят максимум небольшие концерты. Согласились бы вы возглавить фестиваль такого формата, например, в Сибири? Как проходит отбор артистов‑участников «Подмосковных вечеров»?

«Лето. Музыка. Музей» — дорогой фестиваль. Его финансирует и федеральный минкульт, и областной. Для этого мероприятия надо на короткий промежуток строить летний концертный зал, который будет эксплуатироваться всего неделю. А потом его надо разбирать до следующего года. Кроме того, нужно заблаговременно договориться с хорошими артистами, выступления которых задолго расписаны. Серьезное искусство у нас дотируемое, как и во всём мире. Многие областные власти не готовы к таким затратам.

Сегодняшняя эстрада совсем другая, отличная от советской. Насколько она вам близка для восприятия?

Шоу-бизнес строится по принципам, отличным от настоящего искусства. Нас, шестерых композиторов — участников концерта в рамках проекта «Другие берега» (III фестиваль, посвященный лучшим музыкальным проектам России — прим. ред.), в своё время тоже ругали. Ругать будут бесконечно. Ну и что? Да, мне не нравится реп и то, что сейчас происходит в роке (я люблю рок 1970–80‑х). Но у этого направления много фанатов. И они решают, что сегодня будет звучать и что не будет. А следующие поколения определят, что от этого останется.

Вы именитый композитор, но никогда не были номинантом «Золотой маски». Есть ли смысл корифеям участвовать в этой премии или это интересно только региональным театрам?

Процитирую Омара Хайяма:

«Ты обойдён наградой? — Позабудь!
Дни вереницей мчатся? — Позабудь!
Беспечный ветер в вечной книге жизни
Мог и не той страницей шевельнуть!»

Приз — это лотерея. Сегодня такой состав жюри, завтра другой. Кто-то проголосовал за, кто-то против, а кто-то тащит своего. Тут куча причин, на которые не стоит обращать внимание. Мои спектакли номинировались чуть ли не на каждую «Золотую маску». Этого мне уже достаточно. Но я плохо понимаю, как может музыкальный спектакль получать премию, а его композитор — нет. Разве мюзикл рождается без музыки и без написавшего её автора? Но сейчас я бы отказался от номинации — быть номинированным и не получить премию стыдно.

В новосибирском театральном репертуаре ваша музыка звучит в четырёх спектаклях. В «Глобусе» уже второе десятилетие с успехом идут «Алые паруса», в Новосибирском музыкальном — «Летучий корабль», «Мэри Поппинс», «Отпетые мошенники». Соответственно, вы плотно сотрудничали с этими театрами. Как вы видите организацию и развитие музыкального процесса в Новосибирске и Новосибирской области?

То, что происходит на новосибирских сценах, мне нравится. Это по-новому, без экскурса в прошлое. Например, спектакль Новосибирского музыкального театра «Отпетые мошенники» не напоминает фильм «Трест, который лопнул», в котором звучит та же моя музыка. Это абсолютно новое, шикарное, интересное произведение, не перекликающееся с кинолентой ни по сценарию, ни по режиссуре, ни по идее. Я против лицензионных правил постановки. Не нужно ставить по кальке — каждый театр имеет право на свою трактовку.