Держать руку на пульсе

11 / 2019     RU
Держать руку на пульсе
Алексей Вырков председатель Правления банка «Урал ФД»
Как банкам найти точки роста в непростых экономических условиях и благодаря чему региональные игроки могут успешно конкурировать с федеральными даже на новых территориях.

LT: Год подходит к завершению — время подвести предварительные итоги. Расскажите, чем вам запомнится этот период?

АЛЕКСЕЙ ВЫРКОВ: Безусловно, важнейшим событием для нас стало знакомство с бизнес-сообществом Новосибирска. Освоение этой новой, интересной, наукоёмкой и финансово активной экономической территории.
В условиях, когда в целом по России деловая активность бизнеса не растёт, закредитованность населения увеличивается, а реальные доходы падают, вести бизнес непросто. Но местным игрокам рынка это удаётся. Опыт Новосибирска доказывает, что даже в таких сложных условиях можно найти возможности для роста. Для нас также этот непростой год стал успешным. Чистая прибыль банка за 9 месяцев составила 403 млн рублей, это почти в 4 раза выше, чем за аналогичный период 2018 года.

Алексей Юрьевич, вы возглавляете банк «Урал ФД» почти пять лет. Что самое главное сделано за это время?

С одной стороны, я критически оцениваю собственную работу — всегда хочется большего. С другой, я понимаю, что это был интересный, насыщенный событиями период. Наверное, самое главное, что я сделал, — собрал отличную, мотивированную на эффективную работу команду профессионалов.
Я вступил в должность в 2015 году. Этот год был крайне сложным для всего банковского сообщества. Нам предстояло решить жизненно важные вопросы, и я горжусь тем, как команда банка с этим справилась.
Потом на каждом этапе появлялись новые вводные. К примеру, был период, когда возникли сложности с ипотечным кредитованием. Действовала государственная программа субсидирования ипотеки, условия которой исключали возможность участия в ней региональных банков как таковых. Мы фактически ушли с ипотечного рынка. Но программа закончилась, и мы не просто вернулись, а вновь стали заметным игроком. Несмотря на то, что рынок жилищного кредитования очень конкурентный и технологичный, мы входим в топ‑30 ипотечных банков России и в топ‑3 по Пермскому краю. Далее, нам предстояло разработать и начать реализовывать новую стратегию банка. Перед нами стояла и стоит задача масштабирования бизнеса. Это новые возможности, новые горизонты, которые мы активно осваиваем последние два года.

В чём заключается стратегия банка и по какому принципу выбирались города для вывода бренда «Урал ФД»?

Разрабатывая стратегию, в 2016 году мы решили сделать ставку на корпоративное направление, в котором у нас наиболее отлажена бизнес-модель.
Было принято решение выходить за пределы Пермского края и осваивать регионы с высокой предпринимательской активностью. Наш целевой сегмент — это микро- и малый бизнес и в части кредитования — средний бизнес. Это та аудитория, из которой мы сами родом, которую хорошо знаем. Конечно, было непонятно, как новые рынки воспримут региональный банк, да ещё с такой ярко выраженной топонимикой в названии, поэтому в 2017-м мы открыли офис для корпоративных клиентов в столице Урала — Екатеринбурге. Здесь мы проверяли ряд гипотез, затем трансформировали офис и уже новую, усовершенствованную модель перенесли в Новосибирск, где открылись в конце 2018 года. По такому же принципу переформатировали и существующий офис банка в Москве.
Теперь мы межрегиональный банк, и для нас это важное достижение. Новый статус вдохнул новую жизнь в работу всей команды «Урал ФД». Успешный выход в новые регионы показал, что нам по силам конкурировать с федеральными игроками не только дома, но и на совершенно новых рынках.

И как же «Урал ФД» удаётся конкурировать с крупными федеральными игроками? За счёт чего это возможно?

Многое зависит от того, как выстроены отношения банка с партнёрами и клиентами. У нас есть искренняя заинтересованность в клиентах и глубокое знание того сегмента, с которым мы работаем. Там, где крупный банк вынесет отрицательный вердикт по кредитованию, специалисты банка «Урал ФД» постараются погрузиться в задачи или бизнес клиента, изучат его особенности, разберутся в деталях, подскажут, что не так и как можно исправить ситуацию, чтобы получить финансирование.
Мы всегда доступны и открыты для диалога. Причём на уровне первых лиц банка, тех, кто принимает решения. Например, в процессе проведения встреч с клиентами в рамках Дня предпринимателя нам удалось прямо на месте решить ряд важных вопросов в Березниках и Новосибирске. Сделать для себя важные выводы по оптимизации бизнес-процессов взаимодействия с новыми регионами, находящимися в других часовых поясах.
Мы видим, что клиенты ценят такой подход — им нравятся наша открытость, желание вникать в проблемы и потребности, готовность быстро давать обратную связь, совместно прорабатывать решения. Мы отвечаем за свои слова. Клиенты с нашей помощью достигают своих целей. А дальше на нас начинает работать деловая репутация: нас начинают рекомендовать.

Какие продукты и сервисы сегодня наиболее востребованы у бизнеса?

Сегодня почти нет запроса на кредиты для реализации инвестиционных проектов — предпринимателей больше интересует краткосрочное финансирование. Причины, естественно, кроются в состоянии экономики. И мы учитываем этот тренд. Кредитный портфель «Урал ФД» за 9 месяцев вырос на 1,8 млрд рублей и на 1 октября 2019 г. составил 16 млрд рублей. Кредитный портфель юридических лиц и ИП увеличился на 1,1 млрд рублей.
Большой популярностью сегодня пользуются банковские гарантии. Портфель в этом сегменте вырос у нас до 3 млрд рублей. Сейчас до конца года мы будем удерживать этот объём, направив работу на качественное улучшение структуры этого портфеля: на выдачу экспресс-гарантий, гарантий с небольшим чеком — до 15 млн, гарантий, которые мы привлекаем через собственный сервис дистанционной выдачи, доступный для клиентов почти по всей России. По итогам полугодия этим сервисом уже воспользовались предприниматели из 21 региона РФ. В тесной связке с банковскими гарантиями часто идёт оборотное финансирование. И оно также сегодня востребовано.
Конечно же, мы работаем также по направлению расчетно-кассового обслуживания. Стараемся и здесь улучшать сервис. К примеру, в 2019 году мы сократили время открытия расчетно-кассового счёта с 19 часов до 9, цель — 4 часа. Это дало эффект: число клиентов на РКО выросло и, кстати, большой вклад в это внёс офис в Новосибирске.
Однако мы не ограничиваемся только банковскими сервисами, а стремимся облегчить жизнь предпринимателей и благодаря сопутствующим услугам. К примеру, сегодня все торгово‑сервисные предприятия обязаны иметь онлайн-кассы, но не все могут позволить себе такие расходы, поэтому мы совместно с нашим тюменским партнёром начали предоставлять онлайн-кассы в аренду и в рассрочку.
Не секрет, что основная масса доначислений налоговой инспекции связана с деловой репутацией контрагентов. Поэтому в этом году мы запустили в интернет-банке для B2В новую опцию — сервис «Светофор», позволяющий проверить добросовестность контрагентов. Он очень востребован — ежедневно в нём обрабатывается до 12,5 тыс. запросов. До конца года мы также планируем внедрить сервис 1C: ДиректБанк — прямой обмен документами с банком и онлайн-бухгалтерию.

Какие еще задачи для себя и банка ставите на ближайшее будущее?

Повторюсь, сервис — наше все. Поэтому в приоритете развитие качественного и понятного для клиента сервиса, каналов дистанционного обслуживания. За последние два года уже многое сделано.
Например, наш интернет-банк для бизнеса по итогам 2018 года вошел в 20‑ку лучших банков в независимом рейтинге Markswebb. Сегодня мы на 17-м месте. Наша глобальная цель — войти в топ‑10 этого авторитетного издания. Что касается мобильного приложения для розничных клиентов, мы приступили к его основательной переработке. Это огромный фронт работ, здесь нам многое ещё только предстоит.
И параллельно не менее важная задача — сохранить устойчивость банка к внешним шокам и новым вызовам. Кредитный риск как огонь: близко подойдёшь — сгоришь, далеко отойдёшь — замёрзнешь. Поэтому банк — это всегда повышенная ответственность, сдержанность и взвешенность в суждениях и решениях. Работать в банковской отрасли — значит постоянно держать руку на пульсе.

Работая в напряжённом ритме, вам удается находить время на отдых?

Находить время на не-работу каждый просто обязан. Иначе произойдет выгорание.
Семья и спорт — мои основные источники вдохновения. У меня есть маленькая дочурка, которая меня радует, с которой мне всегда интересно. Я сам спортивный человек и, по-моему, дочь пошла по моим стопам. Ей два года, но мы уже вместе гоняем на велосипедах, прыгаем на батутах. Кроме того, я люблю интеллектуальные, игровые виды спорта, экстрим. Без нормального мужского адреналина сложно дать выход энергии, в том числе негативной, выпустить пар.
Уверен, что нужно быть активным в разных сферах, уметь переключаться, даже если работа очень интересная. А банковская отрасль именно такая — здесь никогда не заскучаешь и всегда будешь в тонусе.