Играть на сцене меня уговорил сам чёрт

5 / 2019     RU
Играть на сцене меня уговорил сам чёрт
Владимир Познер советский, российский и американский журналист, писатель, ведущий программы «Познер» на Первом канале, первый президент Академии российского телевидения
В рамках Транссибирского арт-фестиваля Владимир Познер попробовал себя в непривычном для зрителя амплуа: он сыграл в пьесе Дмитрия Ситковецкого «Чёрт, солдат и скрипка», это был его первый опыт на театральных подмостках.

LT: Чем вас привлёк Транссибирский арт-фестиваль? Почему вы решили не только приехать сюда, но и предстать перед зрителем в таком новом для вас амплуа?

ВЛАДИМИР ПОЗНЕР: На самом деле я совершенно не собирался приезжать сюда и участвовать в этом спектакле. Меня много раз приглашали выступать, но я всегда отказывался. Однако в этот раз идея спектакля принадлежала моему хорошему другу Дмитрию Ситковецкому. Он попросил меня прийти на репетицию, я согласился, прочитал роль. Мне не понравилось, как я читаю, но уговорили-таки приехать ещё раз, и я втянулся в процесс. Интересное совпадение: спектакль называется «Чёрт, солдат и скрипка», на участие меня уболтал Дмитрий Ситковецкий, который играл чёрта, и у меня всегда были особые отношения с Воландом. В общем, можно считать: бес попутал. Первые овации зрителей меня сразили: я понял, что чувствует актёр. Но всё же думал отказаться ехать со спектаклем в Санкт-Петербург, Минск, Новосибирск, однако на меня хорошо реагировали и режиссёр не хотел заменять. Ладно, согласился.
Что касается Транссибирского Арт-фестиваля, то читать про него я начал, когда узнал про поездку. Оказалось, он ничуть не уступает московским, сюда приезжают знаменитые люди. Для меня честь побывать здесь. Но, я думаю, новосибирцы — последние, кто увидел меня в таком образе. У меня нет больше времени заниматься театром. Представьте: сегодня я в Новосибирске, завтра в Красноярске, 16 апреля еду в Ялту, 19-го возвращаюсь в Москву, 26-го отправляюсь на съёмки фильма в Японию. Очень много работы. Не исключаю, что, может быть, когда-нибудь ещё раз выйду на сцену, но явно не в ближайшее время.

У профессиональных деятелей искусства бывают проблемы с выступлениями. В России, например, иногда запрещают концерты известных исполнителей. Считаете ли вы правомерным таким образом ограничивать искусство?

А это можно назвать искусством? Культурой, способом выражения — да. Но мы не знаем, будут ли это слушать через 50 или 200 лет, мне кажется, что нет, поэтому я не могу назвать это искусством в полном смысле слова.

По моему мнению, запрещать способ выражения людей нельзя, каждый имеет на это право. Правомерно ли не давать разрешение на выступление по политическим причинам — вопрос сложный. Например, режиссёр поставил пьесу, где один из главных мотивов — расизм. Это безобразие? Да. Стоит ли это запрещать? Нет. Во‑первых, это возбудит ещё больший интерес к спектаклю, а во‑вторых, это забирает у автора право самовыражения. Я считаю, что такие методы не решат проблему и не приведут к позитивному исходу.

Каково значение искусства для общества в наши дни?

Я считаю, что «значение» — неправильное слово. Как говорили древние римляне, vita brevis, ars longа (лат. «жизнь коротка — искусство вечно» — прим. ред.). Это нечто непреходящее, через него люди выражают себя во все времена, поэтому оно колоссально важно для людей.
Если говорить об отношении к искусству, то оно и сейчас элитарное, как 200 лет назад. Но теперь оно выражается иначе. Раньше к культуре имели доступ только люди с образованием, причём те, которые не были бедными. Эти люди много времени уделяли собственному развитию, ведь у них было на это время, они не работали так много, как современный человек, — основной труд ложился на плечи крестьян. Поэтому дворяне занимались музыкой, танцами, фехтованием. Они буквально жили в этом искусстве, росли в нём.
Сейчас же элитарность культуры выражается в том, что понять классическую музыку может только тот, кто много чего слушал и много чего знает об этом виде искусства. Иначе он никак не отреагирует на шедевры, например, Стравинского, за исключением случаев, когда у человека есть талант к этому.

А что для вас значит современное искусство?

Для меня современное искусство — то, что трогает людей. Например, я недавно был в Вене на поразительной выставке Питера Брейгеля-младшего, это XVI–XVII век. У меня она вызвала бурю эмоций. А я же современный человек? Да. А его произведения не оставили меня равнодушным, я их понимаю. Значит, они современные.
Некоторые определяют творчество наших дней как то, что не изображает предмет, но, на мой взгляд, всё проще. Если современный человек это понимает, значит, такое искусство соответствует потребностям времени и его можно назвать современным.