«Истинного лидера отличает бескорыстное служение добру»

5 / 2019     RU / ITA
«Истинного лидера отличает бескорыстное служение добру»
Иосиф Верт глава Преображенской епархии Римско-католической церкви
«Для каждого из семи миллиардов жителей Земли Господь Бог имеет свой план: он знает, кто будет простым тружеником, а кто поведёт за собой массы людей», — епископ Иосиф Верт размышляет о природе лидерства в беседе с журналом LEADERS TODAY.

LT: Владыка Иосиф, кто такой лидер, с церковной точки зрения?

ИОСИФ ВЕРТ: Люди церкви и люди далекие от нее понимают феномен лидерства немного по-разному. Религиозные лидеры часто бывают одиноки в своих исканиях: мы знаем примеры, когда великие святые удалялись от людей на десятки лет, совершая своё паломничество ко Христу, становясь духовным ориентиром для тысяч верующих, которые потом приходили к этим святым, ища совета, прося о молитве. Таким образом, истинный лидер в христианской традиции должен обладать способностью к самопожертвованию, вплоть до самоотречения. Интересно, что и в миру нередко встречаются люди, забывающие о себе ради определённой цели. В XVI веке Игнатий Лойола призвал своих собратьев следовать примеру испанских купцов, которые бесстрашно отправлялись в далёкие земли, чтобы приумножить свои богатства. Тем самым святой Игнатий побуждал священнослужителей с большей ревностью следовать духовным целям. Но нужно понимать, что жертвенность, имеющая под собой корыстную основу, ещё не делает человека лидером. Все мы знаем примеры того, как хорошие, добрые дела совершаются в расчёте на общественное признание. Однако только бескорыстное служение добру формирует достойную личность, Человека с большой буквы. Мне известны примеры таких благодетелей — бывших миллионеров, которые обанкротились, помогая страждущим. В конце своей жизни они оставались в бедности, покинутые всеми состоятельными родственниками, но были абсолютно счастливы, так как отдали всё, что у них было, во имя добра.

Получается, что бескорыстное самопожертвование — ключевое качество настоящего лидера. Однако все ли способны на такой духовный подвиг?

Здесь уместно процитировать апостола Павла, который в своём послании к Ефесянам пишет следующее: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями…» На Земле сегодня проживают более семи миллиардов человек — так разве может каждый из них быть лидером? Вспомним притчу о талантах: традиционно её приводят в пример, желая напомнить о том, что человеку необходимо на протяжении всей жизни приумножать свои духовные богатства. Однако заметим, что в этой притче Господь каждому дал разное количество талантов. Следовательно, для каждого из этих людей Господь Бог имеет свой план: он знает, кто будет лидером, который поведёт за собой массы людей, а кто — простым тружеником, о котором никогда не напишут в газетах. Искать волю Божью, воплощать план Господа в жизнь — вот задача каждого человека. Чем точнее он будет следовать этому плану в своей жизни, тем прекраснее будет его путь, тем больше пользы он принесёт миру и окружающим людям.

Получается, что нет смысла стремиться к лидерству: в профессии и в жизни вообще?

В русской культуре есть прекрасная пословица: на Бога надейся, а сам не плошай. А моя мама, опять же цитируя святого Игнатия, говорила: «Любое дело делай так, как будто всё зависит от тебя, но уповай на Бога так, будто от тебя ничего не зависит». Поэтому стремиться быть лучше нужно обязательно, и для человека верующего это стремление есть путь к исполнению воли Божьей. Если он исправно следует этому пути, то всё складывается как нельзя лучше — и в семье, и в бизнесе, и в других сферах жизни.

А если путь к лидерству — это путь самопожертвования, то какая в нём радость?

Каждую духовную победу можно сравнить с открытием маленькой Америки внутри себя. Представьте, что кто-то всю жизнь живёт, не зная о существовании огромного континента в своём внутреннем мире. Если бы духовный рост был рутиной, вряд ли бы тысячи и тысячи людей следовали за Христом с такой решимостью. Монахи, например, отказываются от богатства, от семейного счастья и зачастую даже от общества людей, чтобы полностью отдаться познанию своего внутреннего мира. Помню, я учился в духовной семинарии в Каунасе и был уже на втором или третьем курсе, когда после нового набора студентов к нам пришли совсем молодые парни. Беседуя с одним из них, я спросил: «А ты знаешь, что такое размышление?» — «Если бы я не знал и не искал этого, я бы сюда не пришел», — ответил он. Разумеется, не только монахи и священники практикуют глубокую молитву. Задача Церкви — содействовать как можно большему количеству верующих в ведении осознанной духовной жизни. Когда это происходит, то верующий человек совершает религиозные практики не потому, что боится попасть в ад, а потому, что состояние молитвенной медитации — одно из самых прекрасных ощущений в жизни.

А чем это прекраснее материальных благ, которые можно купить за деньги? Сегодня мир предлагает самые невероятные удовольствия всем, кто этого желает.

Блаженный Августин, человек с прекрасным образованием и состоятельный, сказал: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Поэтому лидеры Церкви — это в первую очередь Иисус Христос, апостолы, практически все погибшие мученической смертью, потом святые мученики. В своей жертвенности они стали самыми счастливыми людьми на свете. Человеку невоцерковлённому это трудно понять, но в духовном мире истинное лидерство всегда сопряжено с огромной ответственностью, порой с болью и страданием. К Наполеону пришел один из его министров и сказал: «У меня есть прекрасная идея — давайте создадим новую религию для новой Франции». На что Наполеон — человек, совершивший немало грехов и преступлений, но всё же верующий — ответил: «Хорошо, но чтобы тебе это удалось, ты должен отдать себя на распятие». Министр опешил, а император продолжил: «Но и этого еще недостаточно. В третий день ты должен воскреснуть».

Можете ли вы назвать современных лидеров, которые впечатляют вас больше всего?

Я, конечно, больше знаю церковных лидеров, но и в миру есть много прекрасных людей, которые достойно проявляют себя в науке, в культуре, в политике. Проблема в том, что, на мой взгляд, сегодня целью большинства людей служит видимый успех — карьера, деньги, слава. А в прошлые времена человека тонкой души можно было встретить гораздо чаще. Например, Мстислав Ростропович не был святым, но когда в СССР началась травля Солженицына, он укрывал писателя у себя на даче.
Ярким духовным лидером был Махатма Ганди. Он не был католиком, но знал христианство и даже говорил: «Если бы все христиане жили, как Иисус Христос, я бы тоже стал христианином». Прекрасный пример духовного лидерства — мать Тереза, которая встречалась с королями и президентами, а потом возвращалась в свой хоспис и продолжала ухаживать за умирающими.
Впрочем, я могу привести пример истинного духовного лидерства в наше время. Папа Франциск встретился с руководителями радикальных партий Судана, чтобы как-то воздействовать на их сердца, и весь мир видел, как верховный понтифик опустился на колени и поцеловал ноги им. Нужно быть глубоко духовным человеком, чтобы пойти на такое, но он сделал это, чтобы примирить народы, спасти людей от войны и смерти. Думая о современных главах государств, руководителях корпораций, я задаюсь вопросом: они имеют столько денег и власти в своих руках и могли бы стать истинными благодетелями для своих стран и народов. Но, к сожалению, в реальности таких примеров крайне мало.

Сегодня существует множество тренингов по лидерству. А может ли Церковь поработать как коучинговый институт, чтобы воспитывать для общества «правильных» лидеров?

Церковь работает над этим вот уже более двух тысяч лет, и в каком-то смысле именно так, как вы говорите. Просто вы используете современные термины — «тренинг», «коуч-сессия» — а мы говорим «проповедь» и «исповедь». Ведь человек, ведущий духовную жизнь, возрастает в вере, надежде и любви, а это неизбежно дает силы и для земных дел. Поэтому Церковь не «рекламирует» себя и свои «услуги», но говорит о делах Божиих.

Конечно, «рекламировать» нельзя. Но, возможно, необходимо менять подход к миру, который, как вы сказали, охладел к Богу.

Церковь не меняет подход к миру, но неустанно ищет язык, понятный современнику, чтобы говорить с ним о неизменных истинах.