Мой «Шёлковый путь»

5 / 2019     RU
Мой «Шёлковый путь»
Александр Мухомедеев художник, дизайнер, член профессионального творческого Союза художников России, участник российских и международных выставок
Cингапур, Япония, Таиланд, Индонезия – новосибирский художник Александр Мухомедеев собирается открыть азиатский мир для русского импрессионизма в рамках своего нового международного проекта MUHA.

LT: Прежде чем началось ваше знакомство с Азией, вы объездили всю Европу, вдохновляясь работами лучших мастеров Италии, Испании, Франции, Австрии, Германии и других стран. Как эти путешествия повлияли на ваше творчество?

АЛЕКСАНДР МУХОМЕДЕЕВ: Я импрессионист, поэтому буквально живу впечатлениями, стремясь впитать окружающий мир во всём его многообразии. Именно в таких поездках — продолжительных, насыщенных культурными открытиями — формируется колоссальный объём знаний, необходимый художнику, который постоянно находится в процессе развития. Например, музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде — богатейший источник информации об импрессионизме, где работы художников упорядочены по странам и эпохам, давая возможность проследить трансформации жанра в работах Ренуара, Ван Гога, Кандинского, Явленского, Шагала — вплоть до абстракций современных художников. А дом-музей Клода Моне в Живерни: гуляя по прекрасному саду вокруг музея, поднимаясь на знаменитый «японский мостик», ты словно смотришь на мир глазами художника — чувствуешь его эпоху, любуешься увековеченными им пейзажами, пропадаешь в его мастерской и понимаешь, как он создавал свои картины. Не могу не назвать музей д’Орсе и Мармоттан-Моне в Париже, виллу Боргезе и галерею современного искусства в Риме, галерею Бельведер в Вене, «Новую галерею» в Граце — места, где я в сопровождении галеристов и специалистов по музейному делу изучал творчество Матисса, Мане, Дега, Гогена, Модильяни, Бронзино, Веронезе, Климта, Эгона Шиле, Кокошки, Пикассо, Коровина, Левитана, Сарджента, Гая Роуза, Фрица Таулова… Думаю, что сегодня об импрессионизме я могу рассказать больше иных экспертов. И это не просто теория: в моём творческом арсенале более двухсот манер писания — от простых классических стилей до сложных смешанных техник.

Ваши работы не раз демонстрировались в известных европейских арт-пространствах. Расскажите о самых значимых для вас выставках.

Примерно с 2006 года я начал выставлять свои работы в интернете и, таким образом, знакомиться с европейскими галереями. Одно за другим начали приходить приглашения выставиться в Германии, Италии, Париже, Греции, Испании, США. В частности, мои работы выставлялись в галерее Риккардо Лупо в Милане, где вызвали интерес представителей знаменитой галереи Саатчи, через которую нашли своего покупателя в Америке. Также мне запомнилась выставка в галерее Salve Europa в Лейпциге — прекрасном городе с богатейшими культурными традициями. И, конечно, — Carrousel du Louvre в Париже, где участвовало 32 моих работы, а всего в выставочный фонд музея попало 50 моих картин. В Carrousel du Louvre съезжаются коллекционеры со всего мира: я общался с корейцами, китайцами и даже африканскими ценителями живописи. Хотя стоит признать, что самый высокий спрос среди коллекционеров из России и Украины. Вот уж воистину: стоит выставиться в Париже или в Берлине, чтобы получить признание на родине (смеётся). Сегодня мои работы находятся в частных коллекциях более чем в 20 странах: Германии, Польше, Италии, Финляндии, США, Сингапуре, Японии и так далее.

Сейчас у вас на повестке дня арт-проект MUHA. Как родилась его идея, что он в себя включает?

Моя дочь Татьяна с мужем и двумя сыновьями живёт в Сингапуре и занимается медицинским туризмом, работая в основном с состоятельной публикой, в которую входят и лучшие доктора, и их статусные пациенты со всего мира, включая как Юго-Восточную Азию, так и США, Австралию и страны Европы. В своё время Таня закончила новосибирский худграф и, разумеется, сведуща в теме
современного искусства. Конечно же, в своём окружении она не раз рассказывала обо мне и показывала коллегам мои картины. Увидев с их стороны неподдельный интерес, она решила, что пора и мне познакомиться с закрытым доселе миром азиатской культуры. Несколько раз я был в Сингапуре, изучая реальность, которая, кажется, существует в иной параллели: быт, отношение к жизни, поводы для радости и печали — всё отличается от того, к чему привыкли мы. Мы поняли, что арт-проект, в рамках которого можно было бы представить меня и русский импрессионизм в целом, должен быть не просто серией мастер-классов, а целой философией жизни, немыслимой без творчества. Поэтому в каждой из стран участники проекта будут жить в ориентальных отелях, посещать уникальные природные объекты и осматривать местные достопримечательности, а также — изучать национальную кухню. И в этой потрясающей атмосфере будут проходить мои мастер-классы по живописи, дизайну и графике. 

Чему будут учиться люди на ваших мастер-классах?

Уже сейчас я подготовил более 300 работ, наглядно демонстрирующих разные манеры писания. Живопись кистью и мастихином, создание композиций на сближенных и контрастных тонах, изучение всевозможных видов лессировок, работа со светом и тенью в стиле известнейших русских импрессионистов Коровина, Кандинского, Явленского, Дугаржапова, Короленкова, Константинова — думаю, участники мастер-классов серьёзно пополнят свой технический потенциал.

А может ли быть так, что человек прежде совсем не занимался живописью и вдруг решил попробовать начать вместе с вами?

Я убеждён, что художник живёт в каждом — нужно только разбудить его, увлечь за собой в мир, где он обретёт новые способности, новую высоту мыслей. Слоган арт-проекта MUHA (https://www.instagram.com/muchas201560/): «Мы учимся, обмениваемся, удивляемся, создаём», и мне бы не хотелось, чтобы люди ограничивали себя только графикой или живописью. Возможно, кто-то откроет в себе талант к созданию принтов и выпустит собственную линию одежды, кто-то займётся производством аксессуаров, кто-то начнёт оформлять интерьеры — в любом из этих направлений я могу помочь человеку, у которого созреет идея по-настоящему интересного проекта. 

Какую цель вы преследуете в конечном счёте?

Я ни разу не выставлялся в Азии, так что буду изучать этот до сих пор закрытый и непонятный для меня мир вместе с участниками мастер-классов. Кроме того, как художник, я считаю себя просто обязанным вести большую просветительскую работу. Мне бы хотелось, чтобы мир восхищался не только западными импрессионистами. Моя задача — познакомить их и с российскими художниками. Пётр Кончаловский, Исаак Левитан, Игорь Грабарь, Михаил Врубель — на мой взгляд, эти мастера оставили ярчайший след в истории импрессионизма, об этом я тоже собираюсь рассказать.

Когда вы планируете запустить проект?

Примерно через два месяца. А пока наша большая творческая команда готовит стартовую площадку и приглашает к участию в арт-проекте MUHA людей, желающих пройти уникальный творческий, интеллектуальный, визуальный, гастрономический ретрит, который, как мы надеемся, откроет перед его участниками новые горизонты идей, событий и возможностей.