Молодой театр Сибири

5 / 2019     RU
Молодой театр Сибири
Варвара Попова режиссёр («Мастерская Крикливого и Панькова», «Первый театр»)
Театральная сфера Новосибирска сейчас находится на подъёме: организовываются фестивали, осваиваются новые форматы, а премьеры выходят на всероссийский уровень. Важную роль в этом играет свежая кровь.

В нашем деле сидеть без работы нельзя

Многие спрашивают нас, почему бы не поехать учиться в столицу, ведь там можно получить диплом, который будет котироваться больше. На самом деле в нашей профессии более важную роль играют имя мастера курса и уже реализованные проекты. А поехать в более крупный город можно тогда, когда ты сделал себе имя в провинции. Нам всегда говорили, что лучше ты будешь ведущим артистом в маленьком городе, где ты будешь востребованным, тебя будут любить, чем ты будешь играть в столичном театре два раза в месяц роли из разряда «принеси-подай». Я знаю людей, которые, отучившись в Москве, не едут работать в иногородние театры, если их зовут. Не понимаю их, потому что в нашем деле сидеть без работы нельзя, а завоевать авторитет можно только практическим путём — тогда тебя будут замечать руководители других театров. Я очень переживала, что мне нечего будет делать на пятом курсе института, когда нужно ставить спектакли для практики, но работа сама постоянно приходит. Главное замечать эти моменты и хвататься за возможности. Иногда бывает страшно. Например, я думала, что мне потребуется специальное образование при работе с инклюзивным театром-студией «Особенный ТИП», но помогло обычное человеческое понимание.

Сейчас театр перестает быть закрытой элитарной системой: он выходит из привычного места, соприкасается с другими сферами

Я не думаю, что буду работать штатным режиссёром в Новосибирске. Мне нравится частая смена мест и знакомство с разными людьми, но найти город по душе будет трудно, потому что в маленьких городах нет подобного культурного движения, которое бы подпитывало меня.
По моим ощущениям, сейчас театр перестает быть закрытой элитарной системой: он выходит из привычного места, соприкасается с другими сферами. В последнее время, по-моему, режиссёры слишком много экспериментировали с формами и жанрами. Интересная форма — это хорошо, но где содержание, в чём посыл? Что я должна сделать после спектакля? В этом плане для меня магия режиссуры в том, что мы с артистами как-то можем повлиять на зрителя так, что после спектакля он поймет невообразимую мысль, и она его изменит — это настоящее волшебство.

Интересно не только реализовывать себя, но ещё и творить в команде

Полина Кардымон, «Старый дом», «Мастерская Крикливого и Панькова», «Глобус»В Новосибирске хорошая театральная школа. У нас были лучшие преподаватели, на лекциях которых никогда не было скучно, и все, кто учился в мастерской с нами, сейчас работают в разных театрах России.
Я люблю Новосибирск, сильно. Люблю и Москву, и другие города, но я не хотела бы отсюда уезжать. Мне нравится, что я здесь работаю, что я штатный режиссёр в «Старом доме». Я абсолютно не против поездок и постановок в других городах, но когда у тебя есть своё место — это здорово.
Сейчас в театрах к молодым режиссёрам относятся нормально, а вот примерно десять лет назад у всех был стереотип, что режиссёр — это мужчина с седыми волосами или лысиной, в очках, он чётко следует системе Станиславского. Конечно, такое представление существует и до сих пор, но большинство всё же понимает, что дело за молодыми — их мышлением, идеями. Театр-шок прошёл, и сейчас нам интересно не только реализовывать себя, но ещё и творить в команде. Появляется момент горизонтальной режиссуры, когда артист начинает думать как режиссёр, а ты его направляешь.

Прелесть режиссёрской профессии в том, что ты можешь конструировать свои вселенные

Театр в наши дни становится всё менее актёрским и всё более технологичным. Но наши площадки абсолютно не оснащены необходимым оборудованием, на это требуется много денег. Спектакли «Sociopath» и «Пыль» в «Старом доме» дали этой тенденции определённый вектор, хотя некоторые театры до сих пор делают вид вместо того, чтобы воплощать какой-либо режиссёрский ход в технике. Почему все в восторге от новой сцены Александринского театра в Санкт-Петербурге? Потому что там в техническом плане есть всё, это рай для режиссёра. В Электротеатре Станиславский оборудование выдаёт звук невозможной красоты. И это всё работает на художественный образ: ты не изобретаешь колесо, ты действительно можешь заниматься творчеством вместо попыток воплотить свой замысел в бутафории.
По-моему, прелесть режиссёрской профессии в том, что ты можешь конструировать свои вселенные. Ты работаешь непосредственно с людьми, которые перерабатывают твой замысел и начинают говорить на языке созданного тобой мира. Это провоцирует неконтролируемый выброс энергии, от которого ты испытываешь огромное удовольствие.

Важную роль играет вопрос свободы

Ольга Обрезанова, независимый режиссёрЯ всегда хотела работать в театре, но поступила на режиссера только после журфака НГУ. Мне повезло с наставниками в театральном институте, у нас были лучшие педагоги по речи, музыкальные руководители, педагоги по актерскому мастерству. Абсолютно весь преподавательский состав был невероятным, я и сейчас вижу, что наши выпускники могут легко составить конкуренцию столичным актерам.
Сейчас я либо работаю с театрами по контракту — ставлю один конкретный спектакль либо нахожу деньги и работаю самостоятельно. Независимый проектный театр для меня интереснее, чем репертуарный государственный: это развивает и режиссёров, и артистов. Я могу позвать актёров и художников, которые стопроцентно подойдут для этого спектакля, могу сделать площадкой любое помещение. И мне интересно делать что-то альтернативное прежде всего потому, что я чувствую и вижу, насколько Новосибирску это нужно. Город и правда перерос сам себя в этой сфере — репертуарные театры пытаются выходить за свои стены, и у них есть для этого деньги и возможности. Но мне кажется, что гораздо круче, если бы вместе с этим у нас работали открытые площадки, лаборатории, чтобы независимые проекты финансировались.

Я не верю в тот театр, где актёры существуют отрешенно, где декорации или роботы выходят на первый план

Для моей профессии важную роль играет вопрос свободы. Когда ты работаешь в государственном театре, тебе только кажется, что ты делаешь всё сам. Проектная же работа хоть и подразумевает большой риск, но зато на тебе лежит полная ответственность за реализацию собственных идей. Но мне нравится момент работы с командой. Мне кажется, актёр может сделать на сцене абсолютно всё. Я не верю в тот театр, где актёры существуют отрешенно, где декорации или роботы выходят на первый план. У меня есть ощущение, что люди устали от экспериментов с формами (хотя это не значит, что их не должно быть), но актёр в театре первостепенен, иначе это перестаёт быть театром по своей сути.
В режиссуре есть одна хитрость — это возможность побыть создателем миров. Даже когда создаешь что-то драматическое, в процессе присутствует много юмора, много любви и затрат от всех его участников. Всегда найдется над чем пошутить. Если слишком серьёзно относиться к миру, пусть даже созданному тобой, то можно с ума сойти. В итоге ты создаешь что-то, чего на самом деле не существует. Разве не так делают дети?