Новосибирск стал эпицентром больших литературных событий

11 / 2019    RU
Вот уже десять лет подряд в Новосибирске проводится фестиваль «Белое пятно», куда со всей страны съезжаются писатели и поэты, литературные критики, редакторы и филологи. В этом году в список приглашённых вошли сразу два лауреата национальной литературной премии «Большая книга — 2019» — Алексей Сальников из Екатеринбурга и Вячеслав Ставецкий из Ростова-на-Дону, которые в своих выступлениях затронули крайне актуальные темы. Открытие фестиваля прошло в Новосибирской областной государственной библиотеке. Мероприятие проводилось в нескольких форматах, в которых приняли участие известные писатели и поэты из десяти городов России.

Популярный писатель Герман Садулаев рассказал нашей редакции о своих литературных предпочтениях, планах на будущее и об особенностях современной литературы

Современный писатель во многом похож на монаха средневековья

Герман Садулаев, писатель, публицист, финалистпремий «Русский Букер», «Большая книга», «Ясная поляна», «Новая словесность», «Национальный бестселлер»LT: Вы первый раз в нашем городе?

ГЕРМАН САДУЛАЕВ: Да, я очень хотел приехать в Новосибирск, поэтому с радостью воспользовался возможностью и очень благодарен за приглашение на фестиваль «Белое пятно». Мне хочется побольше узнать о литературных и культурных традициях Новосибирска. Я знаю, что здесь своя самобытная литературная школа. Родом из этого города мой любимый советский писатель Николай Самохин. Поэтому этот визит для меня вдвойне интересен.

А можно узнать подробнее о ваших литературных предпочтениях?

Мои литературные предпочтения имеют несколько уровней. Это древняя литература — античная, эпос, древнеиндийская литература. Следующий уровень — зарубежная и русская классика. Потом советская литература. И, конечно же, я читаю книги современных писателей. Могу назвать последнюю прочитанную книгу, которая произвела на меня сильное впечатление — это новый роман Михаила Елизарова «Земля». Кроме того, мне очень нравится, как пишет Андрей Рубанов. Он мастерски владеет словом и сюжетом, а главное, после прочтения его книг не остаётся тягостного ощущения пустоты. Я очень люблю русскую литературу, поэтому могу говорить о ней бесконечно.

В чем главная особенность современной литературы, на ваш взгляд?

Сейчас много ведётся разговоров о клиповом мышлении и о том, что современные читатели лучше воспринимают простой и короткий текст, но это не совсем верно. Да, по сравнению с произведениями классиков современные труды менее объёмны по содержанию, но на то есть свои объективные причины. Но сначала вернёмся ещё раньше — в XIII–XIV век, когда издание книг было очень дорогим и трудоёмким. Из-за этого авторы были вынуждены ужимать свои тексты. С приходом книгопечатания ситуация изменилась. У издателей появилась возможность печатать большие тиражи, у людей было достаточно времени, чтобы читать объёмные произведения, а авторам платили построчно. Совокупность всех этих факторов привела к тому, что книги стали довольно увесистыми. В современном обществе ситуация же несколько иная, она чем-то схожа с более ранней эпохой, о которой я упоминал выше. Люди снова испытывают дефицит. Но теперь очень дорого стоит время человека, оно является самым ценным и невосполнимым ресурсом. И из-за этого, подобно монахам Средневековья, писатели вынуждены старательно ужимать свой текст. Современному автору необходимо суметь за достаточно короткий промежуток времени рассказать читателю свою историю, передать ему те эмоции, которые он задумывал, увлечь и постараться оставить яркое впечатление, чтобы человек не забыл о книге сразу же после того, как её последняя страница была перевёрнута.

На фестивале «Белое пятно» Максим Кронгауз презентовал свою новую детскую книгу, а также рассказал об особенностях детской литературы и поделился советами, как увлечь ребёнка чтением

Книги и дети. Что, зачем и как читать?

Максим Кронгауз, доктор филологических наук, писательLT: Как участник Всероссийского фестиваля «Белое пятно», какие вы ставите перед собой цели?

МАКСИМ КРОНГАУЗ: Я с удовольствием приехал в ваш город, потому что люблю путешествовать по России, люблю разговаривать о русском языке. Я буду читать несколько лекций на такие темы, как русский язык в XXI веке; фобии и речевые табу; дети и книги. Кроме того, я привёз свою новую книгу, которая должна поступить в продажу в ближайшее время. Это сказка, которую мы написали вместе с женой. У нас есть герои — братья Петя и Ося, и новая книга будет уже третьей историей про этих замечательных персонажей. Наша сказка рассчитана на детей от шести лет, но мы сознательно немного завышали лексический уровень, т.  е. использовали слова, которые ребёнок может не знать, мы их обыгрывали, часто объясняли в самом тексте. Я усиленно пропагандирую семейное чтение, потому что это чрезвычайно полезно для ребёнка. И хорошо, когда родители или другие родственники читают книги вместе с детьми, параллельно объясняя им непонятные слова. Мы постарались сделать наши книги интересными как для детей, так и для взрослых, чтобы совместное чтение приносило удовольствие и объединяло поколения. Замечена такая тенденция — если родители перестают читать своему ребёнку, то он с большой вероятностью также не будет читать своим детям в будущем. Поэтому эту цепочку ни в коем случае нельзя разрывать.

Бывает так, что ребёнок очень любит, когда ему читают вслух взрослые, а сам книги в руки не берёт. Как с этим быть?

Приучать к самостоятельному чтению лучше постепенно, шаг за шагом. Всё равно это будет гораздо легче сделать, если родители читают вместе с ребёнком, ведь детям самим взять книжку в руки ещё сложнее. Чтение должно стать неким семейным ритуалом, например, обязательная сказка перед сном. В один из вечеров можно попросить ребёнка прочитать самому слово, потом предложение, абзац, потихоньку переходя к самостоятельному чтению. Родителям необходимо постараться сделать так, чтобы со временем в этой совместной деятельности роль ребёнка становилась всё больше и больше. Но главное соблюсти баланс, не давить и не вызвать протест, а увлечь, заинтересовать, это тоже важно. Не стоит заставлять ребёнка одного мучиться читать.

На фестивале вы будете читать лекцию о книгах и детях. На чём будет сделан акцент?

В первую очередь я, конечно, буду говорить о пользе семейного чтения. Если попытаться коротко сформулировать основные положительные моменты этой деятельности, то прежде всего стоит отметить формирование и расширение лексического запаса ребёнка с помощью книг. Словарный запас в той или иной мере сказывается на мышлении, ведь с помощью слов мы членим мир на категории, и у кого этих категорий больше, тот способен видеть окружающую действительность в различных нюансах. Словарный запас — это богатство, тесно связанное с языком и интеллектом, эта такая специальная оптика, и у читающего человека эта оптика, конечно, точнее.
Второй положительный момент совместного чтения — это эмоциональное единство, особенно ярко оно проявляется при чтении стихотворений. Книги учат ребёнка сопереживанию, расширяют его кругозор. Кроме того, они позволяют проживать жизни персонажей, в том числе проходить вместе с героем через страшные и волнующие ситуации. Конечно, гораздо комфортнее детям это будет сделать рядом с мамой или другим значимым взрослым дома, чем потом столкнуться с похожими обстоятельствами в жизни, когда грозит реальная опасность. Чтение создаёт некий виртуальный опыт, позволяет эмоционально обогатиться без риска пострадать. У детей есть потребность в подобном опыте, и если взрослый отстранится, то ребёнок сам найдёт способ пройти этот путь. Все мы знаем о существовании детского фольклора, страшилок. Но странно было бы отдавать этот способ проживания только детскому сообществу, не пытаясь читать вместе со своим ребёнком хорошую литературу.

А как влияет современная образовательная система на детей?

Конечно, основы закладывает семья, но школьное образование играет не меньшую роль. В частности, школа должна учить детей решению творческих задач, например, самим писать интересные тексты. И это большая проблема. На мой взгляд, школьную программу необходимо перестраивать. Если классическая советская программа по русскому языку была больше настроена на грамотность, то теперь стало очевидно, что это не самое главное. Если мы посмотрим места письменного общения, например, популярные социальные сети, мы увидим, что конкурентные преимущества в общении имеет тот человек, который пишет интересно, а не грамотно. Один из последних трендов — это так называемый сторителлинг, то есть умение рассказывать истории. Этот навык сейчас востребован практически во всех сферах жизни. Конечно, школьная программа не должна бросать орфографию и пунктуацию, но приоритет необходимо отдать развитию речи ребёнка, в том числе творческой. А помочь с этим могут грамотно составленные учебники и правильно подобранная школьная литература.

Книги, о которых говорили на фестивале:

Алексей Сальников

«Петровы в гриппе и вокруг него»
«Отдел»
«Опосредованно»

Максим Кронгауз

«Русский язык на грани нервного срыва»
«С дедского на детский»
«Новогодняя сказка. Выше некуда»
«Откуда берутся дети»

Герман Садулаев

«Иван Ауслендер»

Игорь Караулов

«Упорство маньяка: Стихотворения»

Вадим Левенталь

«Комната страха»

Нина Дашевская

«Около музыки»
«Второй»
«День числа Пи»

Михаил Айзенберг

«Переход на летнее время»

Игорь Корниенко

«Победить море»

Вячеслав Ставецкий

«Жизнь А. Г.»

Ольга Седакова

«Сад мирозданья»
«Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте»

Андрей Рубанов

«Финист — ясный сокол»
«Жестко и угрюмо»

Михаил Елизаров

«Земля»