В наиболее красивом узнаём наиболее истинное

11 / 2019     RU
В наиболее красивом узнаём наиболее истинное
Сергей Владимирович Алексеенко академик РАН, лауреат премии «Сибирский лорнет — 2019» за значительный вклад в развитие искусства в Сибири, научный руководитель Института теплофизики СО РАН, председатель Объединённого учёного совета СО РАН по энергетике, машиностроению, механике и процессам управления
О том, почему именно красивые теории оказываются наиболее плодотворными.

LT: Образ учёного, который формирует современная культура, можно описать примерно так: развитая и неординарная личность, обладающая богатой фантазией.

СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕНКО: В целом да. Разве что «фантазию» я заменил бы на «творческий интеллект».

А насколько большая наука вообще совместима с творчеством?

На сайте РАН представлена обширная электронная коллекция под названием «Музы в храме науки». Во вступительной части бывший президент Академии наук Юрий Сергеевич Осипов размышляет о том, почему человечество веками стремится «поверить алгеброй гармонию», и приходит к выводу, что наука и искусство — это два способа познания мира, неразрывно связанных между собой и вполне соединимых в одном человеке. В коллекции приводятся многочисленные примеры такого единства. Так, великий биолог Илья Ильич Мечников писал акварели, а географ Владимир Афанасьевич Обручев был блестящим фантастом, подарившим нам «Землю Санникова» и «Плутонию». Академик Сергей Никитич Ковалёв, генеральный конструктор атомных подводных лодок стратегического назначения, серьёзно занимался живописью, был членом Союза художников России. Член-корреспондент РАН химик Александр Генрихович Толстиков одновременно является академиком Российской академии художеств. Геолог Александр Моисеевич Городницкий — член Союза писателей России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, знаменитый бард. А академик Владимир Евгеньевич Фортов, как мы знаем, пересёк на парусной яхте Атлантический океан, участвовал в нескольких международных экспедициях к Северному и Южному полюсам — это ли не показатель личности, мыслящей смело и нетривиально?
Арка Мёбиуса, Алабама Хиллс, Калифорния (фото С. Алексеенко)

А есть ли какой-либо практический смысл сочетания научных и творческих методов для изучения мира?

Поскольку наша лаборатория занимается концентрированными вихрями, я приведу несколько примеров из этой сферы. Известно, что для эффективного поджига и стабильного горения в камерах сгорания газовых турбин и энергетических котлоагрегатов, как правило, организованы закрученные потоки. Чем сильнее закрутка, тем интенсивнее горение, а если концентрированные вихри переплетаются между собой (как спирали ДНК), то это дополнительно усиливает тепломассобмен в камере сгорания. Поскольку сегодня в энергетике серьёзная ставка делается на развитие газотурбинных технологий, то изучение влияния вихревых структур на возникновение нестационарных режимов горения — просто необходимо. Но мы вряд ли можем наглядно показать этот процесс в виде математической модели. Чтобы представить себе, как два «торнадо» переплетаются между собой, создавая мощные турбулентные потоки, нужна качественная 3D-визуализация, а подобные компьютерные программы, несомненно, работают на стыке науки и искусства. Также мы обнаружили такое интересное явление, как перезамыкание вихрей. Суть в том, что если вихревая нить сильно искажена, то отдельные участки протяжённого вихря (вихревого жгута) могут сблизиться и перезамкнуться — отрывается вихревое кольцо, которое генерирует мощное возмущение среды, а исходный вихревой жгут остаётся непрерывным! Это открытие важно как для управления энергетическими процессами, так и для понимания глобальных природных явлений. Например, есть данные, что перезамыкания вихрей играли принципиальную роль на ранних стадиях эволюции Вселенной, что и явилось причиной однородности Вселенной на масштабах скопления галактик. Кроме того, вспышки на Солнце также являются следствием перезамыканий, но магнитных, которые аналогичны вихревым перезамыканиям. Мы попросили новосибирского астрофотографа Алексея Полякова сфотографировать момент отделения плазменного вихря от поверхности Солнца — и здесь искусство помогло показать результаты физических наблюдений, напоминая, что наука объясняет те процессы и явления, что присутствуют в жизни каждого человека.
Горячие источники в Национальном парке Йеллоустоун (фото С. Алексеенко)

А наука как-нибудь проявляется в искусстве?

Технологии, применяемые в той же фотографии, кино, компьютерном дизайне, — это совершенно очевидные вещи. Гораздо интереснее наличие научной составляющей в самой идее произведения искусства. Например, знаменитая «Корзина с фруктами» художника позднего Возрождения Джузеппе Арчимбольдо представляет собой не что иное как оптическую иллюзию — перевернув композицию, мы увидим портрет мужчины, и для XVI века это, конечно, был революционный творческий ход. Ещё один «иллюзионист» от живописи — мексиканец Октавио Окампо. У него образы людей проступают сквозь природные или урбанистические пейзажи.

На мой взгляд, наука и искусство имеют одно лицо,
как это показано в иллюстрации, созданной профессором Абрахамом Тамиром, основателем музея науки и искусства
при израильском Университете имени Давида
Бен-Гуриона. Он соединил лица Эйнштейна и Джоконды в единый гармоничный образ, и это изображение стало символом международной конфе­ренции Science&Art

Голландский художник Мауриц Эшер — представитель имп-арт («имп» от английского impossible, невозможный). Он изображал фигуры животных и людей, а также архитектурные объекты, которые на первый взгляд, кажутся нормальными, но в реальности не могут существовать в силу противоречивости их топологического устройства.

Получается, что конфликта «физиков» и «лириков» на самом деле и не существует.

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве»Есть мнение, что наука очень важна, в то время как искусство вторично. Противники этого тезиса возражают: если бы Эйнштейн не создал теорию относительности, то рано или поздно это сделал бы кто-то другой, в то время как шедевр искусства создаётся один раз и повторить его невозможно. А что же на самом деле? Все мы знаем, что специализация полушарий мозга противоположна: левое полушарие отвечает за логику и обработку информации, а правое отвечает за иррациональное мышление и воспринимает картину мира в целом. Считается, что одно полушарие всегда доминирует над другим. Но давайте вспомним таких универсальных людей, как Леонардо да Винчи и Ломоносов, а также поговорим о художниках, по чьим картинам буквально можно изучать природные явления. Например, «Большая волна в Канагаве» Кацусико Хокусая представляет собой почти научно детализированную волну. А по «Звёздной ночи»
Ван Гога вполне можно составлять математическую модель вихревого потока. «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне в своё время называли издевательством над зрителями, а человек, между прочим, прекрасно воссоздаёт путем воображения общую картину по неполностью прорисованным деталям. Мой любимый Джорджо де Кирико — представитель так называемой «метафизической» живописи, где предметы и явления рассматриваются вне движения, развития и взаимодействия. Можно ли определить, насколько «научным» или «творческим» был мозг Ван Гога, Моне, Магритта, Дали? Я бы не взял на себя такую ответственность. На мой взгляд, наука и искусство имеют одно лицо, как это показано в иллюстрации, созданной профессором Абрахамом Тамиром, основателем музея науки и искусства при израильском Университете имени Давида Бен-Гуриона. Он соединил лица Эйнштейна и Джоконды в единый гармоничный образ, и это изображение стало символом международной конференции Science&Art, которая в 1994 году впервые прошла в Гонконге, а через несколько лет — в Берлине и затем в Цюрихе. К слову, я участвовал во всех трёх конференциях.

В чём заключалась их уникальность?

Основатель Science&Art профессор Норман Ко из Гонконга — именитый специалист в аэромеханике и гидродинамике и в то же время очень известный художник и скульптор. Он предложил проводить конференции в формате пленарных лекций, в которых участвовали бы учёные и деятели искусства, рассказывающие о своей деятельности так, чтобы все присутствующие понимали, о чём идёт разговор. Это был потрясающий опыт, который и побудил меня применять творческие подходы в науке — и наоборот.
«Инфузория-мутант» (фото С. Алексеенко)

Вы как-то реализовали этот опыт в тех структурах, которыми вам довелось руководить?

В 1997 году я стал директором Института теплофизики СО РАН и занимал этот пост в течение 20 лет. За это время мы сделали много такого, чего вы обычно не встретите в научных учреждениях. Когда более 10 лет назад мы завершили ремонт в нашем конференц-зале, то долгое время по своим акустическим свойствам это был лучший зал Новосибирска. Здесь регулярно выступали и выступают наши большие друзья — квартет Filarmonica под руководством народного артиста России Валерия Карчагина и заслуженная артистка России певица Татьяна Горбунова, блиставшая также на сцене Ла Скала.

Я увлечённо занимаюсь фотографией по двум причинам. Во‑первых, это профессионально, поскольку фотография необходима для визуализации физических явлений, а во‑вторых, опять же потому, что это важно для учёного — уметь видеть привычные явления под другим углом

На третьем этаже Института теплофизики есть небольшая галерея, где выставляются новосибирские художники и фотографы, среди них есть и сотрудники нашего института. У нас есть свой праздник День теплофизика, который мы отмечаем на базе отдыха института на Обском море, устраивая соревнования по разным видам спорта, а также творческий вечер с высококлассными номерами, в которых участвует весь наш коллектив.
«Натюрморт» (фото С. Алексеенко)

Вы сами увлекаетесь художественной фотографией. Почему?

Я увлечённо занимаюсь фотографией по двум причинам. Во‑первых, это профессионально, поскольку фотография необходима для визуализации физических явлений, а во‑вторых, опять же потому, что это важно для учёного — уметь видеть привычные явления под другим углом. В своих пейзажах и натюрмортах я стараюсь не просто поймать момент, а запечатлеть какое-либо явление так, чтобы зритель одновременно понял его суть и увидел красоту, которой дышит буквально всё, что создаёт природа: будь то преломление света через стекло или обнажение горных пород разных фактур, форм и цветов, которые мы наблюдали во время наших многочисленных путешествий в Тибет, Монголию, Горный Алтай и другие места.

Вы — учёный с мировым именем и успешный руководитель. А у рядового научного сотрудника сегодня есть время и средства, чтобы путешествовать и заниматься творчеством?

Раньше при Институте теплофизики очень активно работал Клуб туристов, и когда я стал директором, мы эту традицию возобновили. Сейчас руководителем клуба является заведующий лабораторией, которому исполнилось всего 30 лет. Понятно, что бюджетные путешествия, доступные многим, связаны с Горным Алтаем, который совсем близко к нам и является настоящей природной жемчужиной, а также другими весьма привлекательными местами родной Сибири.
«Однажды в горах» (фото С. Алексеенко)

Что нужно сделать, чтобы новосибирцы (и не только) больше знали о том, как на самом деле интересна и разнообразна жизнь в научных институтах СО РАН?

О науке и жизни Академгородка можно узнать из еженедельника «Наука в Сибири», журнала «Наука из первых рук», который выпускает СО РАН, и международного журнала «В мире науки», у которого есть русскоязычная версия — здесь можно узнать почти обо всех наших научных институтах. А вообще, популяризация научной деятельности, конечно, должна идти через СМИ и через школы. Первое — это ваша задача. А мы со своей стороны активно работаем с молодёжью. Институт теплофизики СО РАН — один из немногих, у кого есть подшефная школа. Это Гимназия № 3 в Академгородке. С ней мы поддерживаем плотные творческие связи уже много-много лет. Мы были единственными, кто организовал лабораторию от Института теплофизики непосредственно в НГУ для студентов младших курсов, еще до их распределения в профильные институты. А в этом году в Технопарке совместно с клубом «Калейдоскоп» организовали большой «Экологический форум для школьников и молодёжи» — туда были приглашены школьники и студенты со всего Новосибирска. С ними мы обсуждали вопросы энергетики, климата, экологии и искусства, конечно. На уровне всего Новосибирского научного центра регулярно проводятся академические часы, на которые приглашаются ведущие учёные, которые читают для ребят лекции (я выступал как раз с презентацией о науке и искусстве).

Может быть, нам нужен какой-то центр или музей науки и искусства?

Возможно. Тем более что в мире таких центров очень мало. Один из них — ArtScience — находится в Сингапуре. Главное здание имеет форму лотоса, лепестки которого собирают дождевую воду, использующуюся для хозяйственных нужд. Каждый из лепестков увенчан панорамными окнами и солнечными панелями, аккумулирующими свет и генерирующими электричество. Выставки «Любопытство», «Вдохновение» и «Экспрессия» демонстрируют единство творческого начала и научной мысли. Второй впечатляющий пример — Город искусств и наук в Валенсии, где мне довелось побывать самому. Там есть оперный театр, кинотеатр IMAX, планетарий, галерея искусств, музей наук и океанографический парк — это невероятно красиво и очень познавательно. Хочется, чтобы и в нашем городе науки, Академгородке, тоже было что-то подобное.