Sharing is caring, или тренд, который вовремя

1 / 2020     RU
Sharing is caring, или тренд, который вовремя
Марина Йоргенсен кандидат экономических наук, фриланс-консультант, гражданин мира (как по стилю жизни, так и по образу мыслей), автор художественного травелога «Счастье как способ путешествия», с 2003 года –автор рубрики «Легкость бытия»
Теперь главным становится не обладать, а иметь доступ.

Этот тренд не для тех, кто не любит делиться, а совсем наоборот. Sharing возведен в тренд теми, кто любит и умеет. Подельчивыми и, безусловно, предприимчивыми. А также теми, кто умеет наблюдать и угадывать контуры будущего. Впрочем, как обычно, будущее уже наступило. Sharing – это тренд, который нельзя не заметить, пройти мимо, как будто ничего не произошло. Произошло. А значит, рассказываю. Ведь я тоже люблю наблюдать и угадывать контуры за горизонтом.

Мы, жители планеты Земля, привыкли к тому, что наш статус определен тем, чем мы владеем. Тем, что находится в нашей собственности. Эта классическая модель эпохи капитализма на глазах теряет свою актуальность. Налицо смена парадигмы – теперь главным становится не обладать, а иметь доступ. Особенно эта тенденция актуальна для западных стран, где изобилие начинает ставить под угрозу экологическую устойчивость нашей планеты, где кризис перепроизводства — наша реальность, а экологически безопасное и рассчитанное на долгосрочную перспективу рациональное использование природных ресурсов – цель. И только от нас зависит, осуществим эту цель и будем жить долго и счастливо, или пойдем по сюжету апокалипсиса. Я – за «долго и счастливо» и за экологическое здоровье нашей планеты. Смена бизнес-модели, смена парадигмы пришла как никогда вовремя. Пока не поздно.

«Дело в не в том, чем вы обладаете, а в том, чем пользуетесь». Примерно
так, если в двух словах, можно сформулировать концепцию sharing economy. Экономика обмена, экономика совместного потребления, экономика
участия – так по-разному на просторах Рунета переводят этот, давно
устоявшийся на просторах «точка com», термин.

Смартфоны, вай-фай, качественный интернет, cloud (облачная телекоммуникационная и компьютерная среда) – все они позволили вывести и логистику, и эффективность поиска нужных товаров и услуг на качественно новый уровень. И теперь sharing – это не выбор миллениалов и прочих хипстеров, а принятый уровень взаимодействия современного общества, в котором мы живем. Пока мы присматривались, приглядывались и наблюдали, тренд давно вышел за пределы деятельности компаний, предоставляющих транспортные услуги и услуги в области индустрии гостеприимства, которые, безусловно, являются логичным выходом на новый уровень сервисов, к которым мы и так давно привыкли. 

В качестве такого примера можно привести carsharing. Тренд для тех, у кого есть машина и кто готов ей делиться. Например, потому, что сами они каждый день машину не используют. В Лиссабоне есть платформы City Drive (плата за аренду машины поминутная), Mob Carsharing (почасовая оплата) и несколько других, настолько популярной становится тема. У всех на слуху Zipcar, BlaBlaCar, китайский Didi Chuxing. А ведь совсем недавно, каких-то десять лет назад, многие глядели с недоверием на Uber, обсуждая его феномен. А сейчас и сервисом доставки еды UberEats уже давно никого не удивишь.

Про тренд office sharing (экогда компании или бизнес-центры сдают на определенный срок, за определенную плату свои пространства) и, в частности, про площадки для co-working я рассказывала на страницах «Легкости бытия» еще три года назад.

Уже давно можно не иметь, но пользоваться домашней техникой (PeerBy), арендовать комнату в офисе (Vrumi), а для тех, кто достиг пенсионного возраста, есть платформа SilverNest. Она позволяет сдать в аренду или, наоборот, арендовать
комнату, найти партнера для совместного проживания, который заодно будет присматривать за домом, помогать с хозяйством. Тот самый пресловутый «стакан воды», краеугольный камень дискуссий про «покинуть родительский дом»
и «жить вдали от родины».

И даже в сфере люксовых передвижений по планете этот тренд, как оказалось, замечательно работает. Можно не иметь, но пользоваться яхтами (Boatbound), а для полета на частном джете покупать не билет, но иметь месячный проездной (Surf Air, Fly Club Air, Airly и многие другие).

Городам тоже есть чем делиться, поэтому Лиссабон пошел дальше, чем просто поддержка sharing-платформ для совместного использования машин (Drive Now), велосипедов (Estação Bike Gira) и чего-нибудь еще. Лиссабон подключился к европейской программе Sharing Cities. Цель программы – создать платформу, которая будет объединять европейские «умные города» для оптимизации ряда важных процессов и участников — промышленные центры, университеты и многое другое.  Эффективность применения новых технологий в городской среде, городская мобильность, энергетическая эффективность, инновационность и улучшение городской экологии. Город-избушка, который решительно, активно и на наших глазах разворачивается лицом к своим жителям.

Умный город – не лозунг, а новая реальность. Лиссабон – в хорошей компании. Наряду с Лондоном и Миланом он в этой программе является
городом-стратегическим партнером. Эта все еще очень новая программа в данный момент объединяет семь европейских стран.
Евросоюз 2.0? Кто знает…

В том, что делиться – не идет вразрез с инстинктами гомо сапиенса, а скорее наоборот, я уверена. Делиться – это акт доброты, выражения симпатии, эмпатии и заботы. Американский повар-самоучка Эмили Тогримсон (Emily Torgimson) любила готовить с самого детства. Ее дебют в стиле sharing состоялся, когда она, будучи студенткой, приготовила почти тридцать килограммов джамбалайи и предложила соседям по студенческому общежитию вложить кто сколько сочтет нужным и пригласить своих друзей. На ужин собрались сто человек, и это был успех. Эмили пошла дальше и основала некоммерческую организацию Eat for equity, которая предоставляет кейтеринг местным органам городского управления и другим некоммерческим благотворительным организациям. То, что все продукты, которые использует Эмили, — экологические, оставившие на планете небольшой footprint (экологический след) и вообще с фермы, на которой она выросла, не стоит и упоминать. А как могло быть иначе? Эмили – настоящая Singular Woman, сингулярная женщина – по емкому выражению самой Опры Уинфри. А Опра слов на ветер не бросает. Она одна из самых влиятельных женщин, согласно списку Forbes 2018 года, настоящая гостья из будущего, которое она строит сама. И к ней тоже, как ни к кому, применимо опредление «сингулярный» в его классическом, философском толковании. К слову, есть статистика, что женщины уже сейчас представлены в экономике участия намного больше, чем мужчины, — и в качестве клиентов, и в качестве тех, кто предоставляет услуги. И те, кто sharing economy называют she-conomy (от she – «она»), не так уж далеки от истины.

Скептики нет-нет да и заметят, что экономика участия не то чтобы потеряла, но немного сместила фокус с борьбы с гиперпотреблением, одной из главных болезней современного общества, на удобность сервиса, легкость проведения сделки и эффективность ценовой политики. C правильных полезных ценностей общества — на цену предмета потребления.

И про то, что многие путают экономику участия с gig economy (экономикой одноразовых заказов, контрактов), тоже есть мнение. Не в последнюю очередь потому, что границы определений размыты и обе концепции имеют одной из своих главных целей получение прибыли, дохода, заработка. Пусть и без контрактов длиною в жизнь. А раз так, то дискуссии про кризис рабочих мест и их гарантированность в будущем тут как тут. Всё это, впрочем, подтверждает факт, что экономика участия превращается из модного словосочетания (buzzword) в обычную составляющую экономики в целом. А это – знак успеха, знак того, что получилось. 

Лично мне в тренде sharing нравится всё: и его экологичность, и социальная ответственность, и нацеленность на рациональное использование природных ресурсов. Вот только где-то там, в уголке, где сознание и подсознание ведут неторопливые беседы, мигает маленькой зеленой лампочкой вопрос:
если владеть больше не модно, то кто же все-таки будет владеть всем
тем, что нам предлагается арендовать?