LT: Евгений, рассматривая ваши работы, сложно представить, что у вас нет художественного образования. Постигали азы графики на практике?
ЕВГЕНИЙ МОЛОДИН: Рисовать я люблю с самого детства. Но в начале 90-х, когда окончил школу, серьезно интересовался историей, поэтому и поступил на гуманитарный факультет НГУ. После университета, я стал работать в рекламной мастерской печатником, а потом появилась своя небольшая типография, в которой я, как дизайнер, уже 20 лет занимаюсь шелкографией.
Но рисовать вы не перестали, наоборот, стали членом Союза художников.
Мне интересно заниматься графикой, но в этом отношении я свободен. Одна графическая работа у меня занимает не меньше 2-3-ех месяцев. Как правило, художники, которые имеют профессиональное образование, работают быстрее, мне же до многого приходится доходить самому – «изобретать велосипед». С другой стороны, я знаю много людей с профильным образованием, которых настолько выматало обучение, что они при первой возможности забросили рисование, а если и продолжают рисовать, то часто делают это по заученным стандартам. Для меня же «стандартами» были великие художники прошлого: Ян Вермеер, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн… Из художников ХХ века мне близки работы Павла Филонова – он, в отличие от многих авангардистов, очень кропотливо относился к каждой своей картине. «Наша цель, – говорил он, – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу». Это то, к чему мне хочется стремиться.
Каким образом у вас получается «выявлять себя» в работах?
Я убедился, что рисуя любой портрет, художник с эмоциональной точки зрения рисует себя. Исходя из этого, выбирается человек для портрета, который может максимально точно передать твое настроение и мироощущение в данный момент – любовь и нежность, усталость и печаль или озорство и ребячество.
Вы часто рисуете портреты деревенских жителей – какие ваши эмоции они отражают?
Мое детство проходило в деревне у бабушки. К тому же у меня отец археолог, и я с шести лет каждый год езжу с ним в экспедицию.. Я заметил, что люди, живущие в тесном контакте с природой, иначе ощущают мир и свое место в нем. Здесь больше подлинности и искренности, как в стихотворении Иосифа Бродского «В деревне Бог живет не по углам…»
Кстати, уже сам рисунок кажется чем-то более интимным, более «близким» к художнику, чем живописная картина. Это действительно так?
Да, я согласен. В графическом произведении лично для меня больше души. Здесь часто может присутствовать некая умышленная недосказанность, позволяющая зрителю самому «додумывать» образ.
Вы сразу стали работать в графике или был период живописи?
Живописцы мыслят фактурой, а графики – линией, так мне во всяком случае кажется. Именно графический подход мне всегда был более интересен. К тому же это удобно и мобильно – можно в любое время и в любом месте взять карандаши и порисовать. При этом я не отгораживаюсь от живописи – надеюсь, в будущем получится ей основательно позаниматься.
Вы используете какие-то особенные карандаши?
Я заказываю профессиональные немецкие карандаши Faber-Casell – у них очень большая палитра цветов. Например, только коричневый может быть в десятках оттенков –можно приобрести только те из них, которые тебе нужны. Иногда такие карандаши появляются и в художественных лавках Новосибирска. Вообще рисунок можно сделать любым карандашом, но всегда лучше использовать качественный продукт, в результате которого уверен.
Судя по работам, результаты всегда оправданы. К тому же, на одном из сайтов портрет вашего авторства стоил 3 тысячи долларов – это одна из самых дорогих работ среди новосибирских художников.
Портрет «Рыжий», о котором идет речь – это фактически самая дорогая для меня работа, которую я пока не планирую продавать. Дело в том, что я затрачиваю на каждую работу достаточно много временных и внутренних ресурсов, поэтому она не может быть дешевой, мне проще ее оставить у себя. Я не занимаюсь активным продвижением результатов своего творчества, если найдутся люди, которые его оценят – прекрасно, если нет, то просто буду и дальше заниматься тем, что мне нравится.
Какую роль в вашем творчестве играет вдохновение?
Я стараюсь хотя бы полчаса, но каждый день позаниматься рисованием. Конечно, иногда когда вообще не хочется браться за карандаши, в таких случаях лучше обдумать предстоящую работу или просто «на технике» выполнить какой-либо ее фрагмент. А бывает, когда ты горишь какой-то идеей, хочется скорее приступить к работе. Если ждать вдохновения, то можно годами ничего не делать, поскольку вдохновение приходит только в процессе творчества.
В материале использованы фото А. Школдина