Альянс сердца и разума

10 / 2020    RU
Нина Пушкова, актриса, писательница, с супругом, сенатором Алексеем Пушковым
Образец современного русского языка — так литературное сообщество Греции оценило творчество дипломанта Бунинской премии, писательницы Нины Пушковой после публикации её детективного романа «Богиня победы» в Афинах. А прошлой осенью Нине аплодировали в Париже — во время презентации французского издания её книги. И совсем скоро выйдет её продолжение — под названием «Эликсир бессмертия». В этих двух романах, связанных единой сюжетной линией, осмысливается одна из самых противоречивых эпох в истории России — 90 е годы. Так и мы, опираясь на факты биографии нашей героини, попытались осмыслить её жизненный и творческий опыт и поговорили о главном: успехе, семье, самореализации, отношениях «отцов и детей» и, конечно же, о любви.

LT: В аннотации к «Эликсиру бессмертия» сказано, что действие происходит в 90‑х, а наше время часто называют «новыми 90‑ми». Что же такого было в той эпохе, что мы так или иначе возвращаемся к ней снова и снова?

НИНА ПУШКОВА: Это было драматическое и удивительное время, когда на наших глазах прежняя жизнь оборвалась и произошло резкое изменение ценностей и судеб. У меня этот роковой перелом в жизни страны представлен через судьбу девушки, которая оказывается без средств к существованию. В момент отчаяния, воспользовавшись удивительным стечением обстоятельств, она похищает якутские алмазы и становится мишенью для бандитов. Скрывается от них сначала в Москве, потом на Северном Кавказе. А затем события разворачиваются в Бельгии, Сингапуре, Англии… По сути это метафора: так и все постсоветское общество из одной жизни вдруг стремительно переместилось в другую. Неслучайно Никита Михалков, представляя мой роман читателям, сравнил мою героиню со всей страной: «Героиня, как и страна, оттолкнулась от самого дна». И — выплыла! И — не погибла! И — победила! Уже в завязке моего приключенческого детектива я набрасываю очень узнаваемый для целого поколения сюжет, когда большие деньги вмиг меняют судьбы, когда нужно бежать со всех ног, чтобы выжить и сохранить себя, когда жизнь имеет постоянный привкус опасности. В моих романах показано, как люди того времени действовали в экстремальных ситуациях, как проявляли себя. Но разве сейчас — не экстремальная ситуация? Разве на нас не действуют столь же мощные, меняющие и даже деформирующие человека факторы? Как сказал сподвижник Станиславского режиссёр русской сцены Леопольд Сулержицкий, «у всего есть корни в прошлом». Поэтому и мы неизменно обращаемся к прошлому, чтобы понять, что происходит с нами сейчас.

«Эликсир бессмертия» — продолжение романа «Богиня победы», который вышел во Франции, в Греции. Почему книгой заинтересовались иностранные издатели?

Мне самой это было удивительно, тем более что греки сейчас почти не переводят русскую литературу. История с греческим переводом началась на Кипре, где я получила предложение использовать части моего романа в университетской программе — как образец современного русского языка. Я удивилась: неужели греки и киприоты будут читать о России 90‑х? Обязательно будут, заверили меня. Ведь Россия — это православный мир, как и Греция. А об одном из самых трудных периодов в её истории там знают либо от журналистов (которые часто предвзяты в своих оценках), либо от политиков. В итоге «Богиня победы» вышла в одном из ведущих греческих издательств. А во Франции более 250 человек пришли на её презентацию. И хотя я собиралась «убить» в финале главную героиню романа, читатели буквально потребовали продолжения. Мне пришлось практически переписать концовку «Богини победы», а затем написать вторую часть — «Эликсир бессмертия».

А почему сначала думали о таком печальном конце первой книги?

Моя героиня Ника — чистая душа, которая стала жертвой своего времени. Выгнанная на улицу после смерти приёмной матери, она поддаётся соблазну взять чужое. Кража бриллиантов на десять миллионов долларов, профессиональный киллер, идущий по следу — это верный путь к гибели. Так бы оно и случилось, если бы муж, прочитав финал, не сказал: «Никогда не убивай главных героев — они тебе ещё пригодятся!»

В одном из своих интервью вы сказали, что в творчестве супруг для вас — организующее начало: самый внимательный читатель и ответственный цензор. А ещё сенатор, член Попечительского совета МГИМО, почётный доктор нескольких зарубежных университетов, заслуженный работник культуры и, конечно, автор программы «Постскриптум». Если учесть, что в браке вы почти 45 лет, вырастили прекрасную дочь, радуетесь внучкам, то складывается идеальная картина. Как это возможно?

Возможно, если муж и жена дополняют друг друга. Как говорил знаменитый испанский поэт Гарсия Лорка, женщина ещё не человек, и мужчина ещё не человек, а человек — это мужчина и женщина, вместе. Можно по-разному трактовать это высказывание. На мой взгляд, оно о том, что в человеке должны присутствовать мужское и женское начало. Мой муж — блестящий интеллектуал. Родился в Пекине в семье дипломатов — ребёнком жил в Париже, ходил во французскую школу. А у французов есть замечательная традиция — с младых ногтей формировать у детей красивую грамотную речь и учить их убедительно обосновывать свои мысли. Так что у Алексея Константиновича, который к тому же невероятно начитан, великолепно развит навык чёткой, ясной, логичной аргументации. А вот я — человек скорее интуитивный и считаю, что своим присутствием сообщила ему ещё и высокую степень проницательности. Сегодня он, бесспорно, лучший российский аналитик, так как его выводы построены на детальном анализе событий, и вместе с тем он интуитивно чувствует возможные сценарии их дальнейшего развития. В свою очередь, мой муж устройнил те сигналы, которые сообщает мне моя интуиция. «Тяни мысль, тяни мысль» — ценнейший совет, которому я всегда следую в работе над статьями или книгами. Таким образом, мы дополняем друг друга и создаём совместность. Правда, такие отношения возможны только в том случае, когда мужчина и женщина действительно вкладываются во взаимное развитие. К сожалению, в современных парах популярны другие установки: «это твои проблемы», «это твои деньги, а это мои деньги». Мне кажется, такой подход — бомба замедленного действия.
Алексей и Нина Пушковы и их дочь Дарья с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым

Почему?

Семья — это как раз то место, где проблемы должны решаться сообща, то есть общими усилиями. Если муж и жена способны снять противопоставление «твоё — моё», «я — это я, а ты — это ты», создать единое целокупное тело семейного человека, то разорвать, покинуть эту совместность очень трудно. Пары, которые прошли вместе длинный путь, как раз имеют такую «прошивку» совместностью.

Кто бы ещё учил этой мудрости молодых людей...

Согласна. Я понимаю, почему молодёжи сегодня так трудно создавать совместность. Раньше женщину воспитывал целый клан: что-то подсказывала бабушка, чему-то можно было научиться у мамы, чему-то у удачливой сестры или подруги. А сейчас время гаджетов, которые действуют разрушительно: они изымают человека из семейного клана и, словно новая религия, вытесняют всё старое как «ретроградное» и несут новые «истины». Отношениям в семье, тому, как их строить, зачастую учат люди, сами имеющие массу проблем. Я прекрасно помню свою дискуссию на радио с одним очень раскрученным психологом, который учил всех искусству семейной жизни. При этом он сам был пять раз женат и каждый брак у него длился два-четыре года. Ну чему можно научиться у такого человека? Таким образом, каждый живёт в раздробленном мире, формируя собственные представления о нём, часто абсолютно неадекватные.
Возьмём женщин, которые хотят выйти замуж за всё готовое: готовую судьбу, готовый дом, готовое обеспеченное будущее. Стать «владычицей морской», не создавая собственного царства своими руками. Но по законам жизни так не получается. Или получится дорогой ценой: женщина, которая изначально пришла паразитировать, в конечном счёте всегда будет унижена. Мужчина, построивший свой бизнес, свой дом, свою жизнь, довольно быстро увидит, насколько женщина не вкладывается в их отношения и его жизнь. Такая женщина — пустая чаша, в которой нет ни любви, ни поддержки, столь необходимых мужчине в его созидательной деятельности. Как сказал немецкий философ Освальд Шпенглер, «мужчины делают историю, а женщина — это сама история». И чем богаче женская суть, её внутренняя история — тем интереснее она для мужчины и тем больше может дать ему.

А если женщина по природе своей лидер? Насколько гармоничны пары, где оба партнёра — сильные, амбициозные люди?

Недаром считается, что лидерство — мужская привилегия, потому что лидер должен увлекать за собой людей, заражать их верой в идею. Это требует огромных ресурсных затрат, а ресурсы исчерпаемы. Успешные люди никогда не расскажут вам, что главный секрет их успеха — это ресурсная подпитка со стороны: атмосфера доверия, вдохновение, получение ощущений через чувства. Когда к интеллектуальному лидерскому сознанию подключается интуиция, то сотни разрозненных файлов вдруг складываются в единое целое — и рождается идея! Как правило, за эту тонкую интуитивную наводку в паре отвечает женщина. А теперь представьте, что женщина сама является лидером, отдающим распоряжения. Тогда ей самой приходится быть и ресурсом, и источником, а это трудная ноша. Чтобы женщина проявляла свои лидерские черты, то нужно быть очень талантливой, чтобы балансировать на грани: уметь брать на себя ответственность и в то же время быть пластичной, вежливой, даже уступчивой. Это редкий дар, и, на мой взгляд, лидерство всё равно наносит удар по женской сути: невозможно на работе быть генералом в юбке, а в семье домашней кошечкой.
Нина Пушкова с кинорежиссёром Никитой Михалковым

Но что если самой судьбой женщине предначертано быть на первых ролях? Это ведь во многом и про вас.

Когда я закончила Щукинское училище при театре Вахтангова, передо мной открывались прекрасные перспективы. Я уже снялась в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова с Леоновым, Мироновым и Янковским, во «Встрече на далёком меридиане» с Владиславом Дворжецким. Но бог семьи оттеснил бога сцены: сначала я родила дочь, а потом мы уехали за границу. Для меня это был предсказуемый ход событий, ведь я выходила замуж за выпускника МГИМО из семьи дипломатов и, конечно, не могла сказать: «Ты поезжай, а я останусь и буду строить свою карьеру здесь». Так что лидер я или нет, но я решила, что мой талант будет подчинён таланту и развитию моего мужа. Не буду лукавить и говорить, что жизнь за границей была страшным испытанием. Нет, мы много ездили по Европе, я изучала иностранные языки, поступила в Пражский университет, погрузилась в изучение психологии творчества — словом, наполнила свою жизнь новым содержанием. К тому же воспитание ребёнка и выстраивание отношений в семье — это тоже новое содержание. И оно тоже может быть глубоким и творческим, если, конечно, вы так его воспринимаете.

Если муж обеспечивает семью, а женщина следует за ним, значит ли это, что мужчина не должен быть слишком вовлечён в семейные отношения и воспитание детей?

Пока он молод — да, и это естественно. Моему мужу было 23 года, когда у нас родилась Даша. Он писал диссертацию, вкладывался в эту работу, а в ребёнка начал вкладываться, когда уже мог почувствовать отдачу. Правда, вкладывался тоже по-своему. (Улыбается.) Помню, как я вернулась домой с курсов французского языка, а моя дочь выложила на магнитной доске буквами слова «Конвергенция или конфронтация» — оказывается, Алексей дал ей такую книжку, чтобы она выложила её название! Что интересно, Даша запомнила название книги и на следующее утро попросила папу объяснить, что такое конвергенция и конфронтация. Он был страшно горд, что дочка запомнила такие сложные термины, и так постепенно начался его путь познания ребёнка. Поэтому нет ничего страшного, если на первых порах мужчина увлечён исключительно построением карьеры. У него свои задачи — и ему надо обеспечивать семью. Но если в семье есть любовь, она всё равно проявит себя в том числе и в отношениях с ребёнком. Пусть это взаимодействие будет неидеальным с чисто педагогической точки зрения — любовь всегда подскажет форму воспитания.

Сейчас ваша дочь возглавляет Российский центр науки и культуры в Риме. Какие задачи она решает?

Главной задачей она как руководитель Центра считает углубление в Италии богатой русской традиции, её расширение и продвижение. Дело в том, что до революции 1917 года на русском языке на Средиземноморье говорили очень много — и в Италии, и во Франции был целый русскоговорящий мир. В Риме похоронены Карл Брюллов, Вячеслав Иванов, члены Императорского дома, представители Нарышкиных, Голенищевы-Кутузовы, древнейшие дворянские фамилии… Когда-то русская культура естественным образом вошла в европейскую, итальянцы открыли для себя русскую литературу, музыку, балет. И нам очень важно сохранить и расширить эту культурную интеграцию. Этим и занимается наша дочь в Италии. И, конечно, помогает нашим соотечественникам, живущим в этой стране, почувствовать, что Родина — рядом с ними.
Алексей и Нина Пушковы

Мы с вами беседуем в Московском Столичном Клубе. Расскажите, чем привлекательны такие места для людей, которые, как и вы, состоялись во всех сферах жизни?

Таким людям всегда интересно не только делиться своим опытом, но и постоянно узнавать что-то новое. Московский Столичный Клуб — как раз такая площадка. Руководитель Клуба Татьяна Люкшинова — человек с колоссальным опытом. И она прекрасно знает, как идти в ногу со временем. Она приглашает политиков и экспертов из разных областей — от экономики до внешней политики. Мой муж не раз выступал в клубе, я устроила там презентацию «Богини победы». Это место, где приятно встретиться с друзьями, послушать музыку и отдохнуть за чашкой кофе


moscowcapitalclub.com

Текст: Марина Кондратьева