Индустрия гостеприимства: время действовать!

10 / 2020    RU
Государственные гранты на подъём туризма в Сибири и кешбэк за поездки по России — о путях выхода из кризиса и мерах государственной поддержки туристической отрасли региона говорили на конференции «Приоритетные направления в развитии туриндустрии 2020–2021: медицинский, экологический, деловой и корпоративный туризм». Мероприятие состоялось при поддержке Министерства экономического развития Новосибирской области, Ассоциации внутреннего и въездного туризма в Сибирском федеральном округе, Комитета туризма Новосибирского регионального отделения «Опора России». Организатором встречи представителей органов власти и предпринимателей, занятых в туристическом бизнесе, выступило туристическое агентство «Премьер» и Ассоциация внутреннего и въездного туризма в Сибирском федеральном округе. Главным информационным партнёром выступил журнал LEADERS TODAY, в своё время одним из первых поднявший тему развития внутреннего туризма в Сибири.

Надежда Кудрявцева, директор туристического агентства «Премьер», президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма в СФО:

«Год назад мы обсуждали пути развития медицинского туризма, разрабатывали стратегию и предлагали механизмы реализации, но осуществить намеченное помешала пандемия.
Многим компаниям пришлось пересмотреть свои ориентиры и оперативно перестраиваться под новые запросы времени.
Сегодня существенно изменились потребности клиентов.
Люди, перенёсшие коронавирусную инфекцию, испытывают беспокойство по поводу своего текущего состояния и хотят восстановить здоровье. Соответственно, появилось большое число запросов на возможность оздоровления в местных санаториях. При этом обязательным требованием является наличие таких услуг, как лечебная физкультура, массаж, фототерапия, дыхательные методики восстановления организма.
Таким образом, туристическая отрасль переориентируется на развитие внутреннего туризма, и наш регион обладает всеми необходимыми для этого факторами». 

Анна Павлова, заместитель министра экономического развития НСО (на фото — справа):

«В 2020 году мы увидели большой спрос на услуги местных санаториев. В регионе их 23, и все находятся на очень высоком уровне. В некоторых санаториях появились уже программы восстановления после ковида. Например, курорт «Озеро Карачи» первым разработал совместно с томскими учёными СО РАН и новосибирскими медиками лечебную 14-дневную программу оздоровления, основанную на применении целебных грязей и минеральных вод.
Для смягчения последствий пандемии в туристическом секторе были разработаны федеральные и региональные меры поддержки для наиболее пострадавших отраслей. В частности, активная молодая команда Ростуризма Федерального агентства по туризму представила национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», ориентированный на комплексное развитие отрасли в трёх направлениях.
Первое — развитие туристской инфраструктуры, создание качественных интурпродуктов через привлечение грантовых средств и субсидий на строительство туристических объектов.
Второе — повышение доступности и информированности о турпродуктах: запуск чартеров, кешбэк с поездок, субсидии операторам и субсидирование детских поездок.
Третье — совершенствование управления в сфере туризма: статистика, кадры, налоговые льготы, цифровые решения.    Предполагается, что со всеми регионами будут достигнуты аналогичные региональные проекты, дополненные местными госпрограммами. Принятие нацпроекта планируется на первое полугодие 2021 года.
На своём уровне мы продолжаем работу с государственной программой «Развитие туризма в Новосибирской области до 2030 года». Намечено много задач, связанных с маркетинговыми исследованиями новосибирского туристского рынка с использованием big data; формированием территориальных и отраслевых кластеров с вовлечением муниципальных территорий; развитием актуальных видов туризма; повышением качества услуг, внедрением стандартов гостеприимства; повышением узнаваемости местного туристического продукта через цифровые технологии.  Это очень важно в преддверии первенства мира по хоккею среди юниоров и международного чемпионата по волейболу среди мужчин. Чтобы достойно принять десятки стран, мы должны понять, что каждая из них от нас ждёт. Мы хотим избавиться от негативных стереотипов о России и Сибири и продвигать единый территориальный бренд.
Помимо антикризисных мер, которые подготовило федеральное правительство, мы попробовали новые механизмы поддержки Ростуризма, а именно предоставление на конкурсной основе предпринимательских грантов туристическому бизнесу. Это сенсация в сфере туризма. Впервые бизнес получал деньги вживую, а не после того, как что-то сделал. Мы говорим о грантах до 3 млн рублей, предполагающих 70% федеральных денег и 30% средств предпринимателя. Например, при заявке на 3 миллиона бизнесмен должен вложить 900 тысяч из собственных средств. Таким образом, проект на 3 900 (тыс.) необходимо реализовать в течение полугода.
Свою эффективность в этом году показал и такой механизм, как туристический кешбэк. Любой желающий может вернуть до 20% от стоимости бронирования или путёвки, но не более 20 тысяч рублей. Возврат можно получить с туров любой стоимости, воспользовавшись услугами агрегаторов: Островок.ру, ЯндексПутешествия, Слетать.ру и других. Это уже второй этап кешбэк-поддержки, продлится он до 5 декабря, но в дальнейшем, возможно, мы продолжим эту практику».

Григорий Милогулов,
заместитель министра культуры
Новосибирской области:

«Главный вопрос, на который
мы должны ответить в контексте
развития въездного туризма — «зачем».
Зачем иностранцу преодолевать
несколько государственных границ
или жителю соседнего с нами региона
ехать пару тысяч километров,
чтобы посетить наш город?
С одной стороны,
мы часто говорим: Новосибирск —
это культурная столица,
но с другой — не знаем
всей своей истории
и культуры и не можем
аргументированно ответить
на вопрос, что интересного
можно у нас посмотреть.
Стоит признать,
что мы не Золотое кольцо
России, нам только предстоит
сформировать свой бренд.
В определённой мере
это задача власти и правительства».

Максим Останин, заместитель министра — начальник управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:

«У нас много организаций, которые объединяют предпринимателей, но мало кто из них решается заниматься темой, связанной с кризисом туристической отрасли. То, что делает «Опора России», имеет большое значение, поскольку это помогает объединить усилия, а такие встречи — собрать актуальные предложения.
У Новосибирской области — а я побывал почти во всех её уголках, проехав 1400 деревень, — точно есть свой уникальный туристический потенциал. Очень много увлечённых людей, энтузиастов, создающих классные площадки. Как, например, Музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор».
Но сегодня уже недостаточно просто открыть туристический объект и написать о нём на профильном портале. Для развития необходима постоянная активность, генерация интересных событий и контента, чтобы людям было интересно вновь и вновь приезжать в одно и то же место. Нужно как-то увязать разные объекты, находящиеся на одном маршруте, чтобы за одну дальнюю поездку можно было посмотреть сразу несколько интересных мест, остановиться в комфортных условиях, погрузиться в местный колорит и что-то памятное привести домой». 

Своё экспертное мнение высказала и главный редактор журнала LEADERS TODAY Ольга Зонова. Она отметила колоссальный недостаток информации о возможностях внутреннего туристического рынка в СМИ, указала на отсутствие единого полезного ресурса не только для туристов, но и для инвесторов.
Ольга призвала коллег к сотрудничеству, отметив, что без современных пиар-технологий будет трудно привлечь новое поколение путешественников, так как молодёжь предпочитает готовые технологичные решения, в том числе и по туристическим маршрутам.

По итогам конференции все озвученные предложения поступят на рассмотрение в министерство экономического развития Новосибирской области.
Благодарственными письмами за вклад в развитие внутреннего и въездного туризма были отмечены информационные и деловые партнёры Ассоциации «Межрегиональная некоммерческая организация по развитию внутреннего и въездного туризма в Сибирском федеральном округе», в том числе главный редактор журнала LEADERS TODAY Ольга Зонова.

По итогам-2019 НСО

  • в топ-20 регионов России с наибольшим номерным фондом и объёмом платных услуг

  • в топ-15 регионов с наибольшим числом размещённых лиц и длительностью их пребывания в регионе

  • 16-е место в Национальном туристическом рейтинге  

25 млрд рублей  – объём государственной помощи, предоставленной новосибирским предпринимателям
500 млн рублей – поддержки получили гостиницы за организацию пунктов обсерваторов

Доля услуг в структуре экономики:

71,70% ВРП Новосибирской области
54% ВВП России

Количество иностранных туристов, въехавших на территорию НСО:

2016 – 43 000 человек
2019 – 94 000 человек

Количество российских туристов, размещенных в КСР Новосибирской области:

2016 – 716 000 человек
2019 – 1000 290 человек

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Антон Медведев