Новое имя

10 / 2020     RU
Новое имя
Станислав Чураков дизайнер-неоминималист, победитель международных конкурсов дизайнеров костюма «Сибирская этника», «Жас Өркен», «Сибирский кутюрье», «Формула моды», Be Next, Saga Furs, студент-магистрант по направлению «дизайн костюма» Омского государственного технического университета
О тренде на экологичность в моде, закате стиля ugly fashion и неисчерпаемом потенциале российских регионов в области дизайна одежды.

LT: У тебя удачный год: Гран-при на всероссийском фестивале «Сибирская этника», главный приз на международном конкурсе молодых дизайнеров «Сибирский кутюрье». Победы не кружат голову?

СТАНИСЛАВ ЧУРАКОВ: Если я принимаю решение участвовать в том или ином конкурсе, то еду всегда без каких-либо ожиданий. Просто получаю удовольствие от текущего момента. Ну а победы, скажем так, они не надевают на меня корону, а поражения — не огорчают. Наоборот, отрицательный результат даёт ещё больший стимул к работе.

Но что помогает тебе добиваться успеха?

Наверное, неутолимое желание всегда что-то делать, двигаться в выбранном направлении, участвовать в конкурсах, знакомиться с новыми людьми, много смотреть и читать по теме. Конечно, для того чтобы сделать хорошую коллекцию, необходимо многое, в том числе деньги. На ткань, оплату фотостудии или мастерской. Но выручают друзья — такие же увлечённые фотографы, стилисты, модели. Вместе мы работаем на общее портфолио, и это здорово помогает. Ещё меня поддерживает семья, их вера в меня.

А ещё говорят, что за каждым одарённым учеником стоит талантливый учитель. Кто ведёт тебя по творческому пути?

Это преподаватели омской школы дизайна. Моим куратором и наставником, поддерживающим меня в сложные моменты, является Марина Рафаиловна Тимофеева — профессор Института дизайна, экономики и сервиса ОмГТУ. Сейчас она помогает мне написать диссертацию.

Тебе только двадцать пять, но ты уже успел поработать с известными европейскими домами мод. В частности, пройти стажировку в Haute Future Fashion Academy в Италии, Maison Margiela во Франции, Saga Furs в Дании. Пригодились ли там знания, полученные в сибирской школе дизайна?

Это, конечно, был колоссальный опыт. Кстати, одну из первых стажировок я выиграл в качестве приза, участвуя в одном из региональных конкурсов дизайнеров одежды в России. Обучение в Европе — это очень плотная работа, почти в режиме 24/7. Это было проверкой моих возможностей. Но действительно я приехал уже с достойной базой. Новые знания отшлифовали навыки, полученные в Омске.

Как молодой специалист ты чутко реагируешь на любые изменения в fashion-индустрии. Опираясь на европейский опыт, что бы ты сказал о векторе развития моды сегодня?

Само слово мода, мне кажется, исчерпало себя и осталось в истории, кино и искусстве. Если говорить о трендах в одежде, то главной тенденцией для меня сейчас является обращение к экологии, локальным этнокультурам, минимализму, тому, кто ты и откуда. И 2020 год стал в этом отношении показательным. Когда пандемия рассадила всех по домам, очень многие люди переосмыслили свой гардероб и удалили из него всё лишнее. Это история не про количество одежды, а про её качество. Теперь достаточно иметь базовую качественную одежду, дополняя её какими-то fashion-вещами.

Когда пандемия рассадила всех по домам, очень многие люди переосмыслили свой гардероб и удалили из него всё лишнее. Это история не про количество одежды, а про её качество

В последнее время ощущается некоторое перенасыщение стилем ugly fashion. Всё больше людей устают от бесформенных или «рваных» вещей, предпочитая интеллектуальную классику.

Кто же, по-твоему, задаёт новый ритм в fashion-сообществе?

Таких людей очень много. К примеру, это бельгийский дизайнер Раф Симонс, ставший креативным директором Prada, дизайнер из Вьетнама Питер До, сумевший за два года сделать свой бренд невероятно успешным. Из российских дизайнеров — Nina Donis, WOS, Ульяна Сергиенко. Но на этом список не заканчивается.

В одной из прошлых коллекций ты обращался к теме концлагерей, размышлял о хрупкости мироздания. А сегодня какие темы волнуют тебя?

Сегодня важно видеть, что происходит вокруг тебя, в твоей стране. Но при этом не упускать из виду проблемы мирового масштаба. В своих последних работах я активно обращаюсь к теме этнокультуры и локальности. У каждого региона России богатейшая история декоративно-прикладного искусства, и это недооценённый потенциал среди многих дизайнеров. Даже в самой отдалённой глубинке можно отыскать свой уникальный концепт. К сожалению, первоисточники уходят, а культура забывается. Например, основой для моей последней коллекции In shade послужила локальная культура и её истоки.

У каждого региона России богатейшая история декоративно-прикладного искусства, и это недооценённый потенциал
среди многих дизайнеров

Это столкновение противоположностей чувствуется как тонкая взаимосвязь с мистическим и этническим мироощущением через переосмысление традиционных приемов и ремесел в современном контексте. Погружение в глубину смыслов, эклектики, чувств, заложенных в культурный код выбранного ремесла — «узорочье» для проектирования коллекции.

Ты обращаешься к истории в поисках вдохновения, но для кого ты придумываешь, кто твоя аудитория?

Вообще, она достаточно широка. Но мне интересно создавать индивидуальную одежду со смыслом, которая будет существовать ограниченной капсулой. То есть одна модель в двух размерах и расцветках. А зачем больше? Тогда пропадает уникальность образа.
Трендсеттерами моего бренда могли бы быть такие люди, как Тильда Суинтон, Том Йорк, Рената Литвинова... Но это не означает, что моя одежда подходит только селебрити.

После окончания магистратуры где планируешь строить свою карьеру?

Конечно, моей целью является создание собственного бренда одежды. Но для этого нужен инвестор. При этом я бы не отказался поработать в сильной компании, возможно, в Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому планирую переезд. Мне также близка мысль и о преподавании дизайн-проектирования костюма студентам высших учебных заведений.
В Европу пока не тороплюсь.

Ты учишься в Омске, но родом из Кирова. При этом кровные узы связывают тебя с Германией. Как так получилось?

Я родился в Кирове, а детство провёл в Германии — у отца немецкие корни. Но по семейным обстоятельствам вскоре вернулись в Россию. У родителей не творческие профессии, но к искусству они неравнодушны. Конечно, я поддерживаю связь с ними, мы помогаем друг другу.

В материле представлены фотографии коллекции In Shade, модель Эльдар Рязанов

Текст: Анастасия Куприянова
Фото: Александр Агафонов