От сквозняков ищите убежище в смыслах

10 / 2020    RU
Игорь Силантьев писатель, поэт, фотограф, литературовед, специалист по русской литературе и теории литературы, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории литературы Новосибирского государственного университета
В рамках литературного фестиваля «Белое пятно» состоялось открытие выставочного проекта Игоря Силантьева «Сквозняки». Серия чёрно-белых снимков в жанре стрит-фото в сочетании с необычными короткими рассказами заставляет зрителя по-новому взглянуть на привычную повседневность и переосмыслить её, а возможно, и отыскать в ней нового себя.

LT: Игорь Витальевич, расскажите нам о своей выставке. Помимо фотографий в ней представлены и короткие тексты – о чём вы хотите рассказать публике?

ИГОРЬ СИЛАНТЬЕВ: Идея сделать выставку вызревала давно, но всё времени не хватало. Сперва я сосредоточился на подготовке уличных фотографий, которые так или иначе собираю на прогулках и в поездках, а потом придумалось добавить к подборке тексты, в основном это короткие рассказы и лирические миниатюры в прозе.
Визуальное начало проекта «Сквозняки» представлено серией чёрно-белых уличных фотографий с характерным для неё моментализмом и неожиданными, иногда жёсткими сюжетами, заставляющими зрителей по-новому взглянуть на повседневность городской жизни, в которую они погружены, но при этом привычно не замечают. Ведь порой достаточно остро задуматься над тем, что тебя окружает и в чём ты существуешь, чтобы получить ответы на основные вопросы жизни. Другая отличительная черта стрит-фотографии — её тотальная безымянность. Объекты съёмки — незнакомые прохожие, безымянные углы и подворотни, виды и ракурсы неизвестных и неназванных мест городского пространства.

Параллельно с фотоработами выстроен ряд коротких (и очень коротких) нарративов с такими же жёсткими, порой нелепыми финалами, заставляющими зрителя, ставшего теперь читателем, сквозь смех ужаснуться бессмысленной изнанке привычных смыслов всё той же окружающей нас повседневности. Истории отвечают фотоработам и в плане своей безымянности. Персонажем их, как правило, выступает «один человек», то есть такой, как все, такой, как ты, и в конечном счёте, такой как я. Тексты, как и фото, размещены так, чтобы возникло впечатление единого ряда, но внутри мозаичного. Всё как на городской улице, где соседствуют и встречаются различные окна и двери, заведения и учреждения, реклама и пустые проёмы, лица, настроения и судьбы, в конце концов. Уличная фотография — это всегда визуальная фиксация финала сюжета, который зритель домысливает, реконструирует. А короткая история подводит к финалу, равному по смысловой результативности фотографии. Выставка связывает начала визуального и нарративного в едином фокусе случайного и вместе с тем неизбежного события. При этом зрителю-читателю дано право самому устанавливать возможные смысловые связи, и нередко это смыслы окончательного жизненного предела и жизненного определения: кто мы, куда и зачем идём?
Проект «Сквозняки» — это выход за пределы обыденного, возможность обрести внутреннюю свободу, освободиться от навязанных извне убеждений.

Почему фотографии чёрно-белые?

В наше время наблюдается расцвет цветной фотографии, красочные снимки окружают нас повсюду. Такая цветность привносит в снимок натуральность, конкретность. Но яркие краски забирают на себя зрительское внимание. В чёрно-белых фотографиях есть только игра света и тени. Убирая цвет, мы приводим снимок в некоторое искусственное состояние и начинаем разрабатывать свой фотографический художественный язык, чтобы донести до публики именно то, что мы хотим.

Почему вы назвали проект «Сквозняки»?  В рассказе, представленном на выставке, есть такие строки: «заглянул в себя, а там, о чём ни вспомнишь, отовсюду сквозит…» Какой новый смысл приобретают «сквозняки»?

Название проекта пришло не сразу. Скорее в последний момент, когда мы обсуждали эту тему с Анной Галеевой, куратором выставки. В подборке текстов есть миниатюра с таким названием, вот оно и зазвучало. И принесло с собой идеи открытого пространства, перемен, свежести, прошлого и ухода от него в настоящую жизнь, полную смысла. Ведь если смысла в жизни не хватает, значит, нужно выбраться из тёплого уголочка и застоя на открытое пространство, на сквозняки. Не нужно беречься от сквозняков, если не хотите закиснуть. А «заглянул в себя» — это про память. Память не даёт нам успокоиться в прошлом, мечты не позволяют нам успокоиться в будущем. Собственно, всё о том же — о движении, поиске себя и другого, нового в себе.

В своих коротких рассказах вы погружаете читателя в удивительную реальность, абсурдную, но в то же время наполненную множеством смыслов. Как вы создаёте свои тексты?

В моих историях нет абсурда в точном смысле этого слова. Абсурд — это отсутствие смысла, бессмыслица. Быть в абсурде неконструктивно. Нужно быть в поисках смысла, это конструктивный путь. Но проблема в том, что глубокий и подлинный смысл очень часто лежит за пределами нашего повседневного опыта и здравого суждения. Преодолеть эти пределы помогают ирония, юмор и вместе с тем жалость и сочувствие к героям историй. Как я их, эти истории, создаю? Ну обычно что-то «торкает» вдруг, какой-то взгляд и опять-таки смысл, и по размышлении вырастает короткий сюжет, который потом записываю.

Какие у вас творческие планы на будущий год?

Карусель коротких рассказов про «одного человека», чувствую, завершает своё движение и просится к изданию в виде отдельной книжки. В будущем году собираюсь взяться за более или менее развёрнутую прозу, если только смогу преодолеть другие заботы и лень.

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Майя Ашику