Сохранять традиции и развиваться

10 / 2020     RU
Сохранять традиции и развиваться
Леонид Кипнис директор и художественный руководитель Новосибирского музыкального театра
По итогам 2019 года Леонид Кипнис получил премию «Золотая книга культуры Новосибирской области» в номинации «Верность призванию» за большой личный вклад в развитие сферы культуры города Новосибирска и Новосибирской области.

LT: Большинство постановок Новосибирского музыкального театра проходят при полном аншлаге. Как вам это удаётся?

ЛЕОНИД КИПНИС: Новосибирский музыкальный театр по праву считается самым титулованным музыкальным региональным театром. Наш коллектив получил двенадцать премий «Золотая Маска» и многочисленные дипломы фестиваля. У нас сейчас молодая, талантливая и очень мобильная труппа, которая способна на многое. Мы ставим и классическую оперетту, и самые современные мюзиклы, требующие от актёров совершенного владения вокалом, пластикой и сценической речью. Наш репертуар уникален, благодаря чему Новосибирский музыкальный театр за многие годы работы приобрёл огромное количество поклонников. Зрители с удовольствием посещают наши премьеры, неоднократно приходят на одну и ту же полюбившуюся постановку, вступают в «Клуб друзей театра». Наших артистов любят, ценят и трепетно к ним относятся. Фанаты музыкального театра создали свой сайт, странички в социальных сетях и даже выпускают газету «Фанатская правда». Это лишний раз демонстрирует внимание к нам со стороны публики. Артистов Новосибирского музыкального театра любят и в Москве — нас всегда тепло принимают в столице.

Расскажите о «Клубе друзей театра» — насколько это эффективная работа со зрителем?

Многие мечтают увидеть, что происходит за кулисами. Ведь скрытая от глаз публики жизнь театра — это тоже увлекательное зрелище. И мы довольно часто проводим для членов «Клуба друзей» экскурсии по внутренним помещениям: показываем, где шьются костюмы, как создаются декорации и различная бутафория, заходим в гримёрки и рассказываем о процессе подготовки актёров к выступлению. Театр — это огромный завод со многими цехами, которые усердно трудятся, чтобы создавать волшебство на сцене. Кроме того, участники «Клуба друзей» могут иногда приходить на репетиции, прогоны и пресс-показы. И такое тесное соприкосновение с театральной жизнью интересно многим нашим зрителям.

Руководящий постулат вашего театра: «Театр сохраняется традицией и развивается экспериментом». Какие традиции вы сохраняете, какие эксперименты допускаете?

Наш театр знаменит постановками классических оперетт и музыкальных комедий. К нам приходят, чтобы насладиться красивой музыкой, зрелищными костюмами, хорошим вокалом. Мы преподносим классические оперетты и музыкальные комедии с тем лоском и шиком, на которые рассчитывает зритель, и не идём вразрез с каноническими постановками, добавляя авангардные или экстравагантные решения. Мы стараемся показать весь тот багаж классической оперетты, который на сегодняшний день существует в России, ведь, как правило, в нашей стране ставились наиболее интересные композиторы. Надо сказать, что оперетта и музыкальная комедия — это практически одно и то же. Музыкальная комедия родилась благодаря советской власти, лихо расправлявшейся с проявлением буржуазности в искусстве. Превосходная музыка, декорации, костюмы — всё осталось прежним, изменилось лишь отношение к главным действующим лицам. Графы, герцоги, бароны и знатные дамы стали подаваться в музыкальной комедии в пародийном ключе. Но, конечно, в наши дни образы уже не столь гротескны.
А что касается экспериментов, то наш театр один из тех, кто занимается созданием новых произведений в стенах самого театра. Мы сотрудничаем с современными композиторами и драматургами, в том числе и новосибирскими. Например, с Андреем Кротовым и Нонной Кротовой. Заказываем у них определённые произведения, которые на наш взгляд, будет интересно поставить. Мы используем современные средства, внедряем новейшие визуальные, технические и музыкальные решения. Экспериментируем с декорациями, представляя совершенно иной взгляд на то действие, которое развивается на сцене. Например, недавно мы поставили рок-мюзикл «Фома» по песням Юрия Шевчука. Спектакль получился эффектным и оригинальным. Роковую музыку исполняют сразу два музыкальных коллектива — рок-группа на сцене и симфонический оркестр в оркестровой яме. Это довольно впечатляюще.

Как публика менялась за последние годы?

Наш театр чаще стала посещать молодёжь, в первую очередь за счёт мюзиклов. К нам приходят и семьи с детьми. Наш репертуар богат красочными детскими спектаклями, и многие ребятишки, побывавшие у нас, потом испытывают желание пойти на взрослые постановки вместе с родителями, проникнуться более глубокими переживаниями. Дети всегда очень ярко реагируют на выступление актёров — например, подсказывают принцу, куда убежала Золушка, или до слёз сопереживают котятам из спектакля «Кошкин дом». Сила театрального воздействия очень велика для юного зрителя, поэтому важно, чтобы сюжет, музыка, актёрская игра и декорации соотвествовали высочайшему уровню. И конечно, уже многие годы мы продолжаем радовать поклонников классической оперетты. Недавно поставили «Весёлую вдову» Ференца Легара. Это великолепная остроумная и жизнерадостная оперетта о легкомысленной молодой женщине, обладательнице многих миллионов, и её потенциальных женихах, желающих завладеть состоянием.
Таким образом, мы охватываем довольно широкий круг зрителей, в нашем театре практически каждый найдёт постановку себе по душе.

Руководитель учреждения культуры должен быть в первую очередь хорошим менеджером или творческим человеком театра?

Быть вне театра и прийти туда работать директором — не очень продуктивно как для самого театра, так и для руководителя. Что касается меня, то по образованию я всё-таки больше творческая личность. Я окончил Новосибирское театральное училище как актёр драматического театра и кино, затем –факультет театроведения Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, так он тогда назывался. А после и аспирантуру в Российском институте истории искусств. Кроме этого, я — заслуженный артист. Так что, как видите, говорить о том, что в театральном деле на первом месте стоит маркетинг, было бы с моей стороны весьма опрометчиво. Руководя театром, человек должен хорошо понимать всю специфику этого учреждения. Я являюсь директором Новосибирского музыкального театра с 1995 года, за долгие годы работы я заметил одну занимательную вещь: кто бы ни приходил к нам работать, они все считают себя творческими личностями. Даже наши уборщицы сочиняют стихи и приносят нам с просьбой каким-то образом их использовать. И это дорогого стоит. Ведь театр — это то место, которое аккумулирует таланты, творческие амбиции и устремления. Развивает творческое начало и чувство прекрасного не только у сотрудников театра, но и у зрителей.

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Майя Ашику