«13 трамвай»: как сбываются желания

2 / 2020     RU
«13 трамвай»: как сбываются желания
Сергей Афанасьев заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр, художественный руководитель Сибирского камерного театра «13 трамвай», художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра
Сибирский камерный театр «13 трамвай» стал первым частным театром в Новосибирске со своей постоянной труппой и площадкой.

LT: Не так давно в Новосибирске состоялось открытие Сибирского камерного театра «13 трамвай». Как вы пришли к этой идее?

СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВ: Театр «13 трамвай», можно сказать, родился естественным путём. Четыре года назад в НГТИ был набран курс «Артисты театра и кино». После окончания обучения студенты очень не хотели расставаться, они мечтали попробовать создать не просто студию, а свой собственный театр. И поскольку я был художественным руководителем этого курса и имел большой опыт в воплощении подобных идей, то решил помочь ребятам исполнить их желание. Я нашёл человека, который заинтересовался нашим проектом и согласился его профинансировать. У нас были готовые спектакли, которые мы ставили ещё в театральном институте, оставалось лишь подготовить помещение. За лето мы сделали ремонт. Получилось очень атмосферное пространство в стиле лофт, сочетающее в себе и классику, и современность, и отвечающее всем необходимым театральным требованиям.

Актёрский состав театра «13 трамвай» — только молодые актёры?

Нет, в некоторых постановках задействованы опытные актёры старшего возраста из Новосибирского городского драматического театра. У нас происходит уникальный обмен опытом, ведь артисты театра «13 трамвай» также играют на сцене драматического театра. Но большая часть труппы — это молодёжь. Я считаю, что театр — дело молодое. Юность придаёт творческому процессу особую энергетику и азарт.

Репертуар театра «13 трамвай» состоит из дипломных спектаклей?

Не только. Наш репертуар очень разнообразен и обширен. У нас уже было несколько ярких премьер. В январе мы поставили пьесу Ивана Вырыпаева «Солнечная линия», которую многие ждали с нетерпением. Эта комедия, по мнению самого автора, обладает психотерапевтическим эффектом. На мой взгляд, «Солнечная линия» не только доставляет зрителю эстетическое удовольствие, но и может утилитарно помогать. Это история о любви и о помехах, неизбежно возникающих на пути у влюблённых: быт, работа, занятость, усталость, непонимание и т. д. Герои пытаются найти решение и отыскать правильный путь, сохранив чувства друг к другу.
Хочется отметить, что наш театр рассчитан не только на взрослую аудиторию. Каждый человек, интересующийся качественным современным театром, сможет найти у нас то, что придётся ему по вкусу. Мы ставим спектакли для зрителей любых возрастов.

Какие спектакли мы сможем увидеть в будущем на сцене театра «13 трамвай»?

Планов очень много. Недавно мы начали работу над повестью Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» Это история о собаках, но в первую очередь о людской жестокости, бессердечности и равнодушии. Несмотря на то, что сюжет довольно жёсткий, он несёт в себе уроки доброты и сострадания. История не новая, она была широко известна ещё в советское время, но я решил взять её именно потому, что она актуальна в наши дни и очень хорошо демонстрирует социальную модель жизни современной молодёжи. Это будет спектакль для всей семьи, и каждый сможет почерпнуть для себя что-то ценное.
На данный момент в театре работают несколько режиссёров, во‑первых, это наши выпускники — Дарья Догадова, Джемма Аветисян, Дарья Супрунова. Но я также планирую приглашать других театральных деятелей. У меня есть идея договориться с Евгением Гришковцом, чтобы он дал нам свою пьесу для постановки. Хотим также ставить новые работы Ивана Вырыпаева. Кроме того, я не исключаю работы с классикой. Я думаю, это будет «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в современной версии. У меня есть желание и возможность взять пьесы Шекспира. На заре Новосибирского городского драматического театра я уже ставил «Сны Гамлета», премьера была в 1994 году. Сейчас я очень хочу вернуться к этой пьесе. Но это не единственное сочинение Шекспира, к которому я думаю обратиться. В планах также работа над пьесами «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего».

Какие на сегодняшний момент темы вам близки и находят наибольший отклик?

Всё-таки я всегда иду не от заложенной темы, а именно от текста. Потому что текст может быть не совсем актуален, но при этом настолько хорош, что способен вдохновлять, захватывать. И когда ты берёшься за него, то создаёшь абсолютно современный спектакль. Например, мои работы по Чехову — «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня», «Чайка». Это был опыт такой неожиданной актуализации пьес, что зрители остались под большим впечатлением. При этом я не меняю текста, практически не осовремениваю сюжет, но через существование и взаимодействие актёров возникает современное эмоциональное и информационное поле, которое очень близко и сразу находит отклик у публики.

Я всегда иду не от заложенной темы, а именно
от текста. Потому что текст может быть не совсем актуален, но при этом настолько хорош, что способен вдохновлять, захватывать. И когда ты берёшься за него, то создаёшь абсолютно современный спектакль

Если возвращаться к темам, то, безусловно, меня волнует проблема толерантности, эмансипации, но я не политический деятель и не борец за свободу тех или иных категорий людей. Я привык, прежде всего, работать с человеческой душой, поэтому мне кажется, что в любой пьесе зритель сможет найти для себя силы, чтобы решить ту или иную проблему. По моему глубокому убеждению, театр нужен людям для того, чтобы усилить впечатление от их собственной жизни. Это хорошо показано в рассказе А. П. Чехова «После театра», где девушка, находясь под большим впечатлением после просмотра постановки «Евгений Онегин», садится тут же писать письма своим поклонникам. Ведь театр своим эстетическим воздействием в первую очередь должен пробуждать и оживлять людей, позволять им взглянуть на реальность под новым углом.

Каким вы видите театр «13 трамвай» через пять лет?

Честно сказать, я уже давно избавился от иллюзорных мечтаний, но у меня есть некие ощущения, основанные на моём опыте и на тех усилиях, которые я вкладываю в этот уникальный проект. В будущем я вижу театр «13 трамвай» очень интересным, молодым, дерзким, успешным, с всегда заполненным залом. Я понимаю, что та молодёжь, которая сегодня ищет свой театр, и те молодые актёры, которые ждут своего зрителя, должны встретиться. И эта встреча обязательно состоится в ближайшее время. Так было с Новосибирским городским драматическим театром тридцать лет назад. На сегодняшний день зал драматического всегда переполнен, в него ходят уже не только самые первые зрители, но уже их дети и внуки. Это своего рода большая театральная семья в городе Новосибирске — люди, которые нас знают и любят.

Как вы оцениваете культурную жизнь Новосибирска?

Я, конечно же, не эксперт в этом вопросе, но считаю, что она могла бы быть более активной. Сейчас существует некое консервативное отношение к культурным учреждениям нашего города. Нет никакой платформы, механизма, который бы провоцировал и поддерживал создание новых проектов и идей. Это всегда делается в частном порядке, по частной инициативе с огромным трудом. Я понимаю, что это дело довольно рискованное. Любой проект может не оправдать себя и тех сил, затрат, которые были вложены, но по-другому никак нельзя. Надо пробовать, пытаться. Ведь иначе ничего и не будет. Например, сейчас вся Москва заполнена экспериментальными площадками, специальными учреждениями, которые направлены на выявление молодых талантов, новых веяний, идей, чувств, трендов в области театра и других искусств. В Новосибирске же с этим пока ещё довольно сложно. Безусловно, должна измениться государственная политика в области культуры, пересмотрено финансирование, возможно, должны появиться гранты и специальные программы поддержки. Культура — это живой процесс, непрерывное движение, рождение новых сил. У нас в городе есть театральный институт, но, на мой взгляд, это самое запущенное по части внимания властей учреждение. У НГТИ нет своей материальной базы, практически нет площадок для работы кукольной, драматической, музыкальной кафедр. Нет системы обмена с другими вузами, внедрения в общероссийское театральное образовательное пространство. Ведь культура — это в первую очередь те молодые люди, которые сегодня приходят в жизнь и хотят сказать своё слово в театре, музыке, живописи, кино и литературе. Создание базы поддержки для молодых талантов — важнейшая задача. И поэтому я очень рад, что наш проект «13 трамвай» имеет все шансы стать новым центром культурной жизни Новосибирска, ведь это то место, где молодые актёры, режиссёры и художники могут проявить себя и создать свой неповторимый вид искусства, понятный каждому.