Делай что должно, и будь что будет

2 / 2020     RU
Делай что должно, и будь что будет
Наталья Петровна Быкова почётный житель наукограда Кольцово, почётный работник культуры Новосибирской области, директор Кольцовской детской школы искусств
Будучи директором Кольцовской детской школы искусств почти 40 лет, Наталья Петровна Быкова с нуля создала отдельную культурную площадку, известную на всю Новосибирскую область. Мы узнали, что пришлось преодолеть и какие желания вдохновляли, чтобы идти вперед.

Оксана Гайгерова, Оксана Гайгерова, постоянный автор журнала LEADERS TODAY LT: Наталья Петровна, когда заходишь в вашу школу, то оказываешься если не в будущем, то в каком-то нереальном настоящем. Много сказано о состоянии детских школ искусств, о том, как обесценивается их значение в системе образования нашей страны. Этот вид обучения является способом привить нашим детям чувство прекрасного, научить созидать, а также понимать творчество. Кольцовская школа искусств отличается от всех в области. В 2019 году она получила награду как лучшее образовательное учреждение России. Отличный ремонт, везде чистота и порядок, приветливые лица педагогов, сотрудников, детей. В каждой музыкальной аудитории новые инструменты, полное оснащение классов хореографии, костюмерных, художественных и керамических мастерских (даже есть свои печи для обжига), классы для рисования песком и, конечно, потрясающий зал с двумя роялями.

НАТАЛЬЯ БЫКОВА: Когда много лет назад я создавала школу, я мечтала именно о такой, где было бы устроено все, чтобы дети учились искусству, а коллектив не только работал в комфортных условиях, но и был, не побоюсь этого громкого слова, как семья.
Мне кажется, мне это удалось. О своей школе (а я имею право ее так называть) я могу говорить бесконечно.

И вам есть чем гордиться. Какие проекты вы осуществляете совместно с другими учреждениями культуры, приезжают ли с концертами гастролеры?

Мы проводим со своими учениками профессиональные конкурсы, концерты, участвуем в праздничных мероприятиях. Также не первый год сотрудничаем с Новосибирской филармонией. Подбираем репертуар и оформляем абонемент, который соответствует нашим потребностям и интересам. Филармония продает за небольшие деньги эти абонементы деткам, и они с удовольствием посещают концерты. Приезжают различные коллективы, например, хор из консерватории, оркестры народных инструментов музыкального колледжа и другие. Прийти на такие концерты могут все желающие, если хватает места, так как зал небольшой.

А с чего все начиналось?

В начале 80-х годов, когда поселок Кольцово только образовался и состоял из нескольких домов, я работала в музыкальной школе Первомайского района. Поскольку в то время открылся Институт молекулярной биологии, набирались молодые ученые со всего бывшего Советского Союза. Инфраструктура в Кольцово, конечно, еще развита не была, а потребности у новых жителей поселка, в том числе духовные, были высокие. Многие желали дать своим детям хорошее образование, в том числе музыкальное. Один из родителей, который возил ко мне на уроки свою дочь, оказалось, работал в администрации Кольцово. Вот он и обратился ко мне с предложением — открыть музыкальную школу.

Лестное предложение…

Да, но и сложная задача вырисовывалась. Воспитывали нас в то время так, что у каждого должна быть своя целина, на которой человек обязан проявить себя, преодолеть препятствия и быть полезным Родине и обществу. И я согласилась. Хотелось себя испытать. Тогда я еще не знала, через что придётся пройти. Очень быстро всё решилось с председателем поселкового совета. Меня пригласили и вручили два листка бумаги: на одном было написано, что открывается музыкальная школа в Кольцово, а второй —
о назначении меня директором. Дали денег на два пианино, пожали руку — и в плавание! Поначалу выделили некоторые помещения в общеобразовательной школе. А на следующий учебный год пообещали отдать щитовой барак.

У нас не было ничего. Школа дала какие-то парты, где-то добыли списанные баяны, даже журнала не было. Собирали
с миру по нитке. Не секрет, что всегда финансировали
учебные заведения дополнительного образования
по остаточному принципу

Но и это не сломило моего оптимизма. В назначенное время я прослушала желающих поступить в музыкальную школу. Набрала небольшой коллектив молодых преподавателей. И 1 декабря 1981 года наша музыкальная школа начала свою работу в двух небольших смежных комнатах.

А как же инструменты, мебель, какие-то элементарные вещи для педагогической и административной деятельности?

У нас не было ничего. Школа дала какие-то парты, где-то добыли списанные баяны, даже журнала не было. Собирали с миру по нитке. Не секрет, что всегда финансировали учебные заведения дополнительного образования по остаточному принципу. Это, причем, в любое время так было. Даже сейчас. Поэтому я нисколько не преувеличиваю, что любая вещь в школе приобретена с большим трудом и потому очень ценна.
А тогда я была рада всему, даже самой мелочи. Особенно тяжело было во времена перестройки. Конечно, сейчас лучше, но мы далеко не шикуем. Есть все необходимое, чтобы выжить. Но только и всего.

Я помню, что школа одно время располагалась в здании детского сада.

Мы сменили много помещений. В одних было жарко, инструменты рассыхались, в других холодно, мы сидели на занятиях в верхней одежде. Когда демографическая ситуация в стране была в упадке, детские сады закрывали, а помещения перепрофилировали или сдавали в аренду. Вот в одном из них обосновались и мы.

Что за здание, в котором сейчас так уютно расположилась Кольцовская школа искусств?

Это здание торгового центра, построенное в советское время. Вышел федеральный закон о том, что муниципальные сооружения должны быть использованы по назначению. Параллельно стали возвращать здания детских садов под их первоначальные функции. Поэтому нас попросили покинуть детский сад, в котором мы очень хорошо разместились, сделав ремонт, а взамен пообещали это аварийное здание. На время реконструкции центра пришлось рассредоточить нашу школу по разным местам: другим учебным заведениям, домам культуры и так далее.

Весь проект вам профинансировали?

Нам были выделены средства из областного и местного бюджета. Фактически удалось сделать на эти деньги только половину школы. Конечно, когда я обращалась, чтобы дали средства еще, то говорили, что вроде как я опять недовольна, и так какое здание отдали! Но такое отношение меня всегда удивляло, будто я себе коттедж построила или дачу. Это для детей. В общем, за лето я нашла спонсоров, которые помогли закончить ремонт и воплотить в жизнь проект. В Кольцово есть ряд компаний, которые помогают не только нам, но и общеобразовательным школам, библиотеке и другим бюджетным организациям. Также спонсируют поездки наших ребят на всевозможные конкурсы, покупают хорошие инструменты. Недавно мы таким образом приобрели замечательный рояль в наш концертный зал. Это лучший инструмент в Кольцово.

Вы более 20 лет депутат, очень приличный срок. Это помогало в решении каких-то вопросов, связанных со школой?

Безусловно. Я из-за этого и пошла в депутаты, чтобы школе помочь. Круг общения расширился, я могла уже обратиться с проблемами на более высоком уровне. Например, с главой рабочего поселка Красниковым Николаем Григорьевичем мы давно прекрасно взаимодействуем. Он всегда готов откликнуться, помочь. Очень интеллигентный, грамотный, спокойный и конструктивный, в то же время простой человек.

Вам так всё непросто давалось, радость была на каждом этапе роста, вы, как никто, понимаете, каким трудом и переживаниями это все создавалось. И вот — школа мечты получилась, она существует как пример правильного, хозяйственного отношения и неравнодушия к будущему наших детей. Не возникает ли в данном случае парадокс, что условия для работы сотрудников и учебы детей созданы превосходные, а те, кто сюда приходят, это не оценят?

Есть такая опасность. И я вижу это, особенно у молодых преподавателей. Они приходят и считают, что им все должны. Нет понимания, что нужно сначала очень потрудиться, а потом тебе что-то достанется. Человеку на самом деле нужно по своей природе мало, элементарные потребности.

Есть такая опасность. И я вижу это, особенно
у молодых преподавателей. Они приходят и считают,
что им все должны. Нет понимания, что нужно сначала очень потрудиться, а потом тебе что-то достанется

Но когда у него всё есть, то люди это не ценят, они просят большего. И насыщению нет предела. 

Как сделать так, чтобы отношение к своему делу было у всех такое, как у вас? Как бороться с равнодушием и безответственностью?

Сложно ответить. Делай что должно, и будь что будет. Один человек ничего не может изменить. Только любовь к тому, что ты делаешь, к своей профессии поможет что-то создать совместно со своими единомышленниками.