Культура: её смысл и назначение

2 / 2020     RU
Культура: её смысл и назначение
Юрий Григорьевич Марченко колумнист Leaders Today, доктор культурологии, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Уважаемые читатели! Предлагаем вам три разговора о культуре. Первый разговор обозначен в заголовке статьи, второй — «Экономоцентризм и культуроцентризм: напряжённые диалоги о гарантиях будущего». Третий — «Личностные ресурсы культурной устойчивости и границы ответственности за общее благоденствие».

Фундаментальное, великое понятие «Культура» в науке и образовании затёрто, замучено пустыми, мёртвыми толкованиями, бездуховно. Этимология слова (этимон — смысл, истина, скрытые в слове): сultura (лат.) — cult — почитание, ur, uria — свет. Ур — древнее божество огня. Отсюда Урусвати (свет утренней звезды, Авроры), аура (свечение), «ура!» наступающих армий… «Аз есмь Свет миру», — говорит Иисус Христос о Себе. В рождественском тропаре есть слова, обращённые ко Христу: «Воссия мирови Свет разума», «Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока». Свет! Свет! Солнце — Свет, Восток — востекание Света.

Культура происходит из культа. Она формировалась в храме и вокруг храма. Культура благородного происхождения, истоки её сакральны, она иерархична, ей передался иерархический характер культа. По мысли П. А. Флоренского, вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого следует культура. Ядро и корень культуры — религиозный культ. Культ человека (человекобожие), не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями, неизбежно приводит в области культуры к разрушительному смешению добра и зла, в области искусства — к культу крайнего индивидуализма, в области науки — к культу оторванности знания от жизни, в области хозяйства — к культу хищничества, в области политики — к культу личности.

В моём поколении в школах на стенах крупно и красиво были написаны слова, в которых слово «наука» мы заменим словом «культура». Вот эти слова-призывы: «В культуре нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам». Сегодня существует разное отношение к автору этих слов, но слова-то эти по-прежнему сильны и глубоки. Это теперь ретейлеры «эстрадизировали» культуру, свели её к услугам, развлечениям. Освобождают культуру и образование от напряжений и усилий, расслабляют детей, молодёжь, а в итоге — и весь народ. Зачем усилия? Зачем напряжения? В культуре должно быть всё легко и беззаботно, смешно и весело! На Западе уже давно наблюдаются странные, на наш взгляд, явления. Например, некая жена на похороны своего мужа пригласила клоунов, дабы участники церемонии не грустили. Смерть ведь печальное событие…

Культура в русской мысли противопоставлена цивилизации, она дихотомична, в ней дух и тело. Культура причащает человека к трагедии его существования. Ибо Земля здесь — юдоль плачевная и печальная. Цивилизация отвращает человека от такого понимания его участи, маскирует, скрывает трагичность его существования. Цивилизация, как материальная оболочка культуры, несёт человеку отвлекающие от дум о назначении комфорт, наслаждения, забавы.

Культура есть внутреннее, духовно-нравственное человека как результат действия его первичных сил. Цивилизация — внешняя сторона культуры, сумма условий, вещей как результат действия вторичных сил человека. Как видим, русские мыслители разделяют жизненные силы человека и самой культуры на первичные и вторичные.

Культура есть связь людей между собою. Цивилизация — связь условий и вещей. Культура — собрание целей. Она несёт в себе идеалы и служение им; цивилизация несёт в себе интересы и службу им. Культура движется творчеством (сотворением новизны, небылого), цивилизация — работой, принудительным трудом.

Демократическая культура всё больше упрощается, дешевеет, делается широкодоступной, отличается безудержным течением вширь за счёт глубины. Итог такого течения — массовая культура, масскульт, горизонталь ценностей вместо вертикали, шкалы. Всё у нас становится равноценным, равнодостойным, равночестным, равноправным…

Два мира обитания человека можно представить
в виде креста, «креста культуры». По вертикальному
вектору «хлеба небесные», вечное, обобщённо —
культура. По горизонтальному — «хлеба земные», временное, обобщённо — цивилизация. Человек распят на кресте культуры, так как он не может обойтись
как без земного, так и без небесного

Из данных предпосылок видится и строение культуры. В центре круга культуры находится твёрдое ядро, в нём цель целей, вокруг него концентрические защитные пояса (религия, народное, или «неучёное», искусство, науки, и заключительный пояс — материальное производство, распределение и потребление). Человек живёт в двух мирах: в мире-природе и в мире-культуре. Поэтически это хорошо выразил Н. А. Заболоцкий:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил

По И. А. Ильину природа — колыбель, мастерская, смертное ложе народа. Культура же — смысложизненное поприще, высшее оправдание человеческой жизни. Предложим своё рабочее определение: «Культура — все духовные и материальные ценности, все знания, интуиции и переживания (осуществлённые и осуществляемые), весь практический опыт, обращённые на решение триединой задачи: воспроизводства, защиты и совершенствования человеческой жизни». Отсюда всё соделанное человеком может быть разделено на класс явления культуры и класс явлений антикультуры. Критерий здесь один: способствует ли нечто решению триединой задачи или не способствует. Итак, высшая цель культуры — человек. А высшая цель человека сверхвременная и надмирная, та, ради которой стоит жить, бороться и умереть. За что умереть современному русскому человеку? Проблема! Сможет ли он умереть за Конституцию или президента?

Два мира обитания человека можно представить в виде креста, «креста культуры». По вертикальному вектору «хлеба небесные», вечное, обобщённо — культура. По горизонтальному — «хлеба земные», временное, обобщённо — цивилизация. Человек распят на кресте культуры, так как он не может обойтись как без земного, так и без небесного.

Ему даны определённые жизненные силы (энергии) для решения «горизонтальных» и «вертикальных» задач. Эти энергии в каждой культуре имеют своё название — «фохат», «прана», «святой дух», в современной науке — «жизненные силы», у канадского учёного Ганса Селье — «адаптационное топливо». На что будут истрачены основные жизненные силы и живое человеческое время — на земные удовольствия и страсти или на высшие духовные цели? От этого выбора определится и судьба человека.

В заключение нашего первого разговора о культуре очень хочется подарить любезным читателям LEADERS TODAY несколько образцов определения культуры, данных великими русскими мыслителями.

У П. А. Флоренского «культура есть гармонизация жизни, всей жизни». Под ударением здесь структурирующая роль культуры, установление порядка, строя, созвучия, согласия, наступление жизнестроительного порядка, космоса на жизнеразрушительный хаос, другими словами, жизни — на смерть.

У В. С. Соловьёва культура — «объятие природной стихии формою, безобразия — образом». Мы сегодня много (и всё больше!) упражняемся в без-образии и прежде всего в системе образования. Хотя образование исконно мыслилось русскими людьми как лепление образа, ваяние его, к нему было иконическое отношение (икона — образ). Чей образ?

У И. А. Ильина «культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях таинственной целесообразности. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия».

У Д. С. Лихачёва «культура — всё то, что оправдывает перед Богом существование народа и нации». Так знаменитый академик предваряет свой труд «Русская культура». Музыкальный гений современности Г. В. Свиридов написал в своём дневнике: «Русская культура неотделима от чувства и совести. Совесть — вот что Россия принесла в мировое сознание». Поразмышляйте, дорогой читатель, на тему «со-весть», «со-бытие»… Сегодня культуру «разгружают» и от совести.

В крайне неустойчивом, глобализирующемся мире, как и в современном российском обществе, культура — область фронтовая, здесь идёт жестокая, для большинства пока невидимая война. В этой войне и один в поле воин. До второго разговора, друзья!