С виолончелью от Грозного до Муромцева

2 / 2020    RU
Борис Андрианов арт-директор первого в истории России виолончельного фестиваля VIVACELLO, заслуженный артист России, лауреат престижных международных музыкальных конкурсов
О проекте «Музыкальная экспедиция» и об уровне музыкальной культуры в регионах.

Александр Савин, постоянный автор журнала LEADERS TODAYПосле двух блистательных концертов,
прошедших с академическим
симфоническим оркестром Новосибирской
филармонии под руководством
художественного руководителя
оркестра и главного дирижера
Томаса Зандерлинга мы побеседовали
с Борисом Андриановым о его необычном
проекте «Музыкальная экспедиция»
и об уровне музыкальной
культуры в регионах.

LT: Борис, вопрос, который я люблю задавать известным музыкантам, своего рода исследование: вы с раннего детства хотели стать академическим музыкантом или желание появилось позже?

БОРИС АНДРИАНОВ: Ну какой нормальный ребенок захочет заниматься академической музыкой в 7 лет? Есть, конечно, исключения, но это точно не я. Нормальным детям надо беситься, играть, и тут всё было против моей воли. Мама привела меня в школу к Зинаиде Григорьевне Гилельс, мне вручили скрипку. Я посмотрел и сказал маме: «Мама, ты же меня учила правду говорить? Так вот, я не хочу заниматься на скрипочке, я её не люблю и не желаю играть на ней по два часа в день, тратить на это время». Подумав, они перевели меня на виолончель. Сказать, что я был этому рад неизмеримо больше, значит сказать неправду. Но я быстро учился. И вот все как-то стало само собой образовываться.

Для вас существует разделение музыки на академическую и, скажем, рок, джаз прогрессив?

Для меня такого разделения нет. Я играю музыку, которая мне кажется интересной. Она обогащает академическую, и наоборот. Например, я играю джаз. Правда, не импровизирую, но в целом этот жанр мне интересен. Вообще, я готов слушать всё что угодно, расширяя свой кругозор. Главный критерий — это должно быть талантливо и не скучно!

Венгеров стал дирижировать из-за любви к Брукнеру, у которого не написано ни одного произведения для скрипки. А вы не хотите попробовать себя в чём-то новом?

Я достаточно обычный человек. Немного ленивый. Люблю отдохнуть, побыть в компании друзей, путешествовать очень люблю. Мне моей нагрузки вполне хватает. Ну и потом, есть огромный материал для квартетов, трио, квинтетов с участием виолончелей. И много современных авторов. Вот сейчас в Ижевске я буду играть замечательный виолончельный концерт Вайнберга.

Хорошо, а как быть с вашими проектами? Их несколько, например, «Музыкальная экспедиция»?

Это тоже удовольствие от жизни! Четверть лета ты ездишь с музыкантами-друзьями по новым незнакомым местам, встречаешься с массой интересных людей. Мы играем новую любимую музыку. Мы узнаём новые места нашей родины. Это такое удовольствие! Это приключения, это «роуд муви».

Вы проводите этот фестиваль практически на открытом воздухе, там, куда вы заезжаете, и залов‑то нет. Или они плохие. Не боитесь, что на концерты никто не придёт?

С точностью до наоборот. Мы выступаем везде, где можно как-то организоваться. На некоторые концерты приходят тысячи зрителей. Вот уже семь лет мы проезжаем по Владимирской земле, четыре года по Вологодской и два по Карельской. Везде встречаются люди, которые очень хотели бы, но и не мечтают попасть на настоящий концерт!

Получается, что в регионах, порой на сотни
километров, никогда не звучали ни Брамс, ни Шуберт, ни Бетховен, ни Чайковский, сыгранные руками мастеров. И вот «Музыкальная экспедиция» открывает людям
весь этот огромный мир!

До них только изредка добираются солисты региональных филармоний, но и то, скорее народники и танцоры. Получается, что в регионах, порой на сотни километров никогда не звучали ни Брамс, ни Шуберт, ни Бетховен, ни Чайковский, сыгранные руками мастеров. И вот «Музыкальная экспедиция» открывает людям весь этот огромный мир! Везде встречаются люди, которые смотрят канал «Культура», изредка попадают на концерты, потому что заезжих звёзд мало, а свои не успевают обслуживать всю территорию. Наша страна огромна, удивительно разнообразна и красива, и мало освоена, поэтому моей мечтой является сделать проект экспедиции федеральным. Понимаете, в США, в Европе в каждом уголке масса музыкальных событий, а возьмите Вологду: только до областного центра ехать 850 километров. Поэтому мы приезжаем в глубинку и устраиваем концерты больших составов и камерные, играем в усадьбах, на берегу реки, на площадях. Впервые мы организовали концерт в посёлке Муромцево, во Владимирской области — на развалинах усадьбы Храповицкого. Послушать нас пришли четыре тысячи человек. Многие из этих людей в первый раз слушают музыку такого уровня исполнения. Важно, чтобы это прослушивание произвело на них мощное впечатление, зацепило их. В этом году мы вновь планируем по этим трём областям, в другие места едем большим составом музыкантов и планируем дать 20 концертов и пригласить на них 25 тысяч слушателей. Если нам, находясь в экспедиции, удастся как-то украсить непростую жизнь россиян, проживающих вдали от больших городов, мы будем этому очень рады.

После Ростроповича, наверное, никто, кроме вас, не вдохновил композиторов на написание произведений для виолончели. Вот и в Новосибирске вы показали удивительную, философскую, драматичную и очень мелодичную работу Гии Канчели, а также наполненную мощной энергетикой работу Карманова. Оба произведения написаны под заказ для вашего фестиваля. А работа Карманова даже посвящена персонально вам.

Это традиция нашего фестиваля. Для нас писали композиторы: Ефрем Подгайц, Ришар Дюбиньон, Александр Розенблат. Веду переговоры с Леонидом Десятниковым о его новом произведении для фестиваля. Произведение Канчели выделяется. Мы работали с ним в Тбилиси, много обсуждали ее. Он долго не соглашался, но когда согласился, написал её за три недели. Премьера, конечно, состоялась в Тбилиси. У этой работы двойное посвящение — Ростроповичу и нам, организаторам.

Вы пятнадцать лет так или иначе работаете с новосибирскими музыкантами. Вам со стороны виднее, каков качественный уровень оркестра. Поделитесь впечатлениями.

Новосибирск для меня город родной. Здесь много моих друзей, я работал со всеми филармоническими коллективами: Filarmonica-квартет, камерный филармонический оркестр, и, конечно, академический симфонический. К сожалению, с маэстро Кацем мне не удалось играть, мы лишь договорились о таком концерте, но судьба распорядилась иначе. Во время моего выступления с Filarmonica-квартетом пришло скорбное известие о смерти маэстро, поэтому в это трудное для оркестра время я был рядом с музыкантами, своими коллегами и друзьями.
Кац отлично сделал свое дело, коллектив замечательно сохранил свой высокий уровень в период небольшой турбулентности, возникающей при уходе создателя коллектива из жизни. Сейчас оркестром руководит дирижёр с мировым именем — Томас Зандерлинг, и я слушал Третью симфонию Бетховена — было полное ощущение, что я в европейском престижном зале слушаю первоклассный оркестр, а публика сплошь одни эксперты! Все вместе — оркестр, дирижёр, зрители — создали такую эмоциональную обстановку, что я остался очень доволен тем, что у меня получилось послушать второе отделение концерта.

Борис, мне кажется вы играете любую музыку: и современную, и классическую. А у вас есть любимый композитор?

Современную музыку играть надо обязательно, ее пишут талантливые люди. А любимые композиторы — те, которых играю в настоящее время. Для виолончели с оркестром до 20 века написано было не так много, но затем она становится полноправным сольным инструментом, и все большие композиторы за последние сто лет обратили свой взор на этот красивейший инструмент! Сегодня пишется масса музыки, которая открывает все новые возможности виолончельней игры. Отдельно хочу сказать — обожаю играть камерную музыку, не только с фортепиано, а трио, квартеты, квинтеты. Это огромный пласт гениальной литературы. В то время, когда сольно виолончель звучала меньше — все самое лучшее было написано для ансамблей!

В последнее время приняты решения о строительстве культурных кластеров в Севастополе, Кемерове, Калининграде и Владивостоке. Предусмотрены учебные заведения, такие как хореографические училища и консерватории, строятся оперные театры. Но все ныне действующие руководители учебных заведений в один голос спрашивают: откуда взять педагогов? Как быть?

Знаете, я видел примеры, когда строили музыкальные школы-дворцы с дорогущими роялями, которые потом даже некому настраивать. Педагогов действительно катастрофически не хватает, и даже тем, кто есть, — им постоянно требуется подпитка в виде мастер-классов и концертов. Раньше выпускники были обязаны отработать какое-то время по распределению в регионах, и мне кажется, что это хорошая практика.

Я видел примеры, когда строили музыкальные школы-дворцы с дорогущими роялями, которые потом даже некому настраивать. Педагогов действительно катастрофически не хватает, и даже тем, кто есть, — им постоянно требуется подпитка в виде мастер-классов и концертов

Хорошо если государство поддержало бы приезды молодых специалистов в регионы, чтобы те могли бы принести пользу и детям, и педагогам музыкальных школ и училищ. Да и вообще, чем больше детей родители будут отдавать «на музыку», тем лучше. Не все станут музыкантами, но многие станут образованнее. Это важно.

Спасибо, Борис. Надеюсь, вы запланируете Новосибирскую область, Алтайский край в ближайших «экспедициях». А ваши концерты всегда желанны для любителей музыки в нашем городе. * Лауреат XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского;

Борис Андрианов* лауреат Первого Международного конкурса
им. Д. Д. Шостаковича Classica Nova (Германия);
* лауреат VI Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича (Франция);
* победитель Международного конкурса имени Антонио Янигро (Хорватия);
* лауреат I Международного конкурса имени Исанг Юна (Южная Корея).
* Играл с такими известными дирижёрами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Марк Горенштейн, Павел Коган, Александр Ведерников, Давид Герингас, Роман Кофман и другие.
* Вместе со знаменитым польским композитором и дирижёром Кшиштофом Пендерецким виолончелист неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трёх виолончелей и оркестра. Борис играет большое количество камерной музыки в ансамблях с такими музыкантами, как Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин.
* В 2006 году впервые после войны выступил с концертом академической музыки в городе Грозном. Постоянный участник фестиваля камерной музыки «Возвращение» (Москва).
* В 2008 году стал инициатором и художественным руководителем виолончельного фестиваля VIVACELLO. В разные годы в фестивале принимали участие такие выдающиеся музыканты, как Наталия Гутман, Миша Майский, Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Александр Рудин, Сергей Накаряков и другие. За этот проект в 2009 году Борис Андрианов был награждён премией Правительства РФ в области культуры. В том же году он начал преподавать в Московской консерватории. Является руководителем проекта «Поколение звёзд», в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России.