Театр — как наша многоцветная жизнь

2 / 2020     RU
Театр — как наша многоцветная жизнь
Александр Кулябин директор государственного академического драматического театра «Красный факел»
О ярких мгновениях и важных деталях жизни, которые связаны с культурой и истоками «Красного факела».

О юбилее

Традиционного праздника в общепринятом смысле — с длинными речами, поздравлениями, подарками — у нас не будет. Юбилей мы отметим на Большой сцене оригинальным, созданным по специально написанной пьесе спектаклем под названием «Мой “Красный факел”», билет на который может купить любой наш зритель.
Спектакль будет основан на фактах, реальных историях людей, связанных с театром. Эти истории помогут понять, как формировался и что собой представляет «Красный факел» сегодня. Автором пьесы является известный критик и драматург Ольга Федянина, а постановкой занимается главный режиссёр Тимофей Кулябин. У них уже сложившийся творческий тандем, и над архивными данными они поработали очень серьёзно, обнаружив много ранее неизвестных фактов. Это не просто интересно, а и чрезвычайно важно, ведь если что-то забывается, об этом нужно напоминать.

Юбилей мы отметим на Большой сцене оригинальным, созданным
по специально написанной пьесе спектаклем под названием «Мой “Красный факел”»

Друзей у «Красного факела» много, поэтому мы празднуем юбилей два дня — 15 и 16 апреля.

Об истории

Век назад было очень много передвижных театров. И выглядели они как в романе Виктора Гюго «Человек, который смеётся»: кибитка, бродячие выступления.
«Красный факел» тоже был передвижным, часто он приезжал работать на год, на два в регион, который предлагало репертуарное управление. В 1932 году «Красный факел» прибыл в Новосибирск, где и обосновался. Первым спектаклем в столице Сибири стал «Гоп-ля, мы живём!» по пьесе Эрнста Толлера в постановке Василия Фёдорова, ученика Всеволода Мейерхольда.
1930‑е для театра — время смелых экспериментов. В эти годы «Красный факел» осваивает самый широкий круг авторов — от Островского и Чехова до Погодина и Корнейчука.
В 40‑е годы война стала временем неизбежных потерь — четверо актёров погибло на фронте. В эти нелёгкие годы «Красный факел» обрёл мужество и зрелость для своего яркого расцвета. Наступила «эпоха Веры Редлих».

Об имени

Своим названием, как и существованием в целом, «Красный факел» обязан Владимиру Татищеву: режиссер и педагог, выпускник Второй студии МХТ, с группой единомышленников в Одессе решили создать театр. Назвать его хотели «Алые розы».
По легенде, когда Татищев пробовал нарисовать символ — то, что сейчас назвали бы логотипом, — вместо алой розы получался факел. «А почему бы не назвать театр “Красный факел”?» — подумал художник. Так и родилось название, которое было созвучно с мощным революционным подъёмом и в то же время являлось романтическим. Помимо этого, Татищев придумал замечательный девиз, который мы сохранили до сих пор: «Красота, правда и радость». Я не встречал театра, у которого был бы свой девиз, и горжусь, что у нас он есть.
Ещё одной легендой «Красного факела» является, конечно, Вера Павловна Редлих — ученица Константина Станиславского, интеллигентная, талантливейшая. Она пришла сюда ещё до войны — сначала как актриса, а позже стала художественным руководителем, главным режиссёром — вплоть до начала 1960‑х. При её руководстве театр стал набирать серьёзную мощь, здесь собралась великолепная труппа, работали выдающиеся художники. В 1953 году после гастролей в Москве «Красный факел» стали называть «Сибирским МХАТом». Так нас называют и по сей день.

О современном театре

Спектакли-эксперименты, безусловно, имеют право на существование и должны быть. Но я, если честно, не совсем понимаю театр, который существует не для зрителей.
«Красный факел» — театр репертуарный. Мы прежде всего думаем о том, будет ли современному, молодому, грамотному зрителю интересна та или иная постановка.
Меняется время — меняются понятия о жизни и культуре, и театр должен идти с ними в ногу: ставить современную драматургию, но при этом не забывать классику — важно быть разнообразным, как наша многоцветная жизнь.

О морали

У режиссёров и артистов должна быть своя личная цензура, внутренняя культура. Нужно понимать, что можно делать на сцене и в жизни, а что непозволительно для уважающего себя и окружающих человека. И нужно учитывать, что есть вещи, которые с лёгкостью могут пройти в Европе, а в России не всегда воспринимаются положительно. Возможно, мы более пуритански настроены.
Но нарушение морали и свобода творчества — это разные вещи. Нельзя ставить рамки, которые губят талант человека. Нужно поддерживать художника, чтобы он уверенно шёл по своему пути к творению.

Об актёрской игре

Игра — это наше воображение. Хороший артист может заставить зрителя поверить в любую иллюзию. Показывает этюд «чайник» — «закипает», и зритель начинает в это верить.
Манера актерской игры с каждым поколением становится другой. Но основы мастерства остаются всегда. Потому что всё учение так или иначе завязано на системе Константина Сергеевича Станиславского — она ключевая, она главная.

О немецкой любви к Горькому

Немецкий театр — один из лучших европейских театров вообще. И в Германии особо любят творчество Максима Горького — здесь он популярнее Чехова. В Берлине даже есть театр имени Максима Горького. Его пьесы там очень часто ставят. Социальные темы, которые поднимает писатель, вопросы, которые он задаёт, для немцев имеют какое-то особое значение — режиссёры его очень любят.
Как раз сейчас мы вернулись из Дрездена, куда ездили со спектаклем «Дети солнца» по пьесе Горького, где нас очень хорошо приняли. В ежедневной газете «Dresdner Neueste Nachrichten» отметили: «Не просто высокопрофессиональное выступление, а истинно эмпатический театр».

О лидерах

Историю театра всегда создают художественные лидеры, и чаще это режиссёры-постановщики, такие, как Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Марк Захаров, Андрей Гончаров, Олег Ефремов, Валентин Плучек, Юрий Завадский. Популяризируют театры, конечно же, актёры, но делают театры именно режиссёры.

Об интуиции

К каждой творческой личности нужен свой индивидуальный подход. Чтобы суметь разглядеть талант, директору театра необходимо обладать определённой интуицией, знанием и опытом.
Опыт всегда приходит с годами, а когда ты молод, на первых порах работы с людьми нужна именно интуиция. Ты должен понимать, что делать, чтобы найти талант, и «попасть» в него, как в мишень. И когда ты «попал» и понял, что перед тобой одарённый человек, нужно его ценить и поддерживать.

О будущем

Учитывая, что мы живём в век серьёзных технологий, появление искусственного интеллекта в театре возможно. Он уже появился — в наших смартфонах.
На эту тему, кстати, Тимофей Кулябин два года назад в Цюрихе поставил спектакль «Нора, или Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена, где все общаются через смартфоны.
Сейчас в Японии, например, девушка-робот поёт; в Германии мы воочию в театре видели, как робот ведёт диалог — создаётся абсолютное ощущение, что с тобой разговаривает живое существо. В некоторых странах роботы уже полноценно играют спектакли.
Остаётся лишь пожелать, чтобы мы не забывали: важнее, чем человек, ничего нет. Без человека и без его интеллекта, творчества, вдохновения, которое приходит здесь и сейчас, театр потеряет себя. И всё же я верю, что театр никогда не умрёт. Люди возвращались сюда в любые времена, потому что человеку необходимо живое общение, эмоциональное восприятие. И неважно, будь время войны или искусственного разума, человек всегда стремится к «красоте, правде и радости».
Однажды мы всё-таки оторвемся от смартфонов и начнём смотреть глаза в глаза, душа в душу — и это будет прекрасно.
Жизнь «Красного факела» кипит, сейчас вся труппа занята работой над постановкой Глеба Черепанова «Карьера Артура Уи» по пьесе Бертольта Брехта, премьера которой состоится 27 марта в Международный день театра.
После юбилейных мероприятий к постановке пьесы Александра Сухово‑Кобылина «Дело» приступит режиссёр Дмитрий Егоров, который уже ставил в «Красном факеле» «Историю города Глупова» и «Довлатов. Анекдоты». Новый спектакль готовит и Тимофей Кулябин, но какой именно — пока секрет. Также в 2020 году «Красный факел» ждут гастроли в Москве в театре «Современник», покорение Сеула постановкой «Онегин» и различные фестивали: проведение своего «Ново‑Сибирского транзита», участие в «Золотой Маске» и «Академии».
«Красный факел» всегда на слуху. За 20 лет своей работы здесь я всегда наблюдал к нему большую симпатию, уважение и любовь как деятелей культуры, так и зрителей, — говорит Александр Кулябин. — И внутри театра абсолютная сплочённость — нас объединяет любовь к «Красному факелу». Всем нам есть, чем гордиться и чему радоваться — театр шагает в ногу со временем, зажигает новые звёзды. Каждый, кто здесь работает, погружён в творчество с головой — он отдаёт себя искусству, зрителю; он как герой рассказа Максима Горького Данко освещает всё вокруг факелом великой любви к людям».