Дизайн Сальвадора Дали: сюрреализм в реализме

3 / 2020     RU
Дизайн Сальвадора Дали: сюрреализм в реализме
Руслан Мигранов историк моды, преподаватель Высшей школы стилистики (Москва)
Удивительная, неожиданная, полная образов из сновидений сюрреалистическая живопись Сальвадора Дали вдохновляла многих дизайнеров на создание предметов интерьера, основанных на творческих идеях и дружбе с гениальным художником.

Автора около двух тысяч живописных полотен Сальвадора Дали называли сумасшедшим гением, чудаком и подкаблучником. «Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я Сальвадор Дали», — говорил о себе художник. Вторым (после себя) испанским гением Сальвадор считал дизайнера Пако Рабанна. По эскизам Дали было создано много интересных предметов интерьера, в том числе — в сотрудничестве еще с одним испанским дизайнером — Оскаром Тускетсом Бланка. Однажды на одной из архитектурных выставок Дали подошел к молодому дизайнеру, положил ему руку на плечо и сказал: «У нас большое будущее, дорогой мой». Эта дружба подарила миру невероятную коллекцию мебели и рождение в 1972 году компании BD Barcelona, которая и сегодня создаёт мебель для всего мира. В ее коллекции, основанной на сотрудничестве с Дали, воплотились целые образы или отдельные фрагменты картин художника. Так, в 1974 году появился легендарный кожаный ярко-красный диван в форме губ американской актрисы Мэй Уэст.

По мотивам картины «Женщина с головой из роз» дизайнеры создали целых три предмета: столик с лежащим на нём яйцом, латунное кресло с тремя ножками на каблуках и флаконы для духов, повторяющие изгибы женской фигуры.

Последняя совместная работа с Оскаром Тускетсом — кресло из тибетской овечьей шерсти «Невидимый персонаж», адаптированное из картины «Сингулярность».

Ранее, в 1930-х годах, Дали создал дизайн для чайного фарфорового сервиза, изготовленного английской компанией Royal Crown Derby Porcelain Company. В то время в моде были цветочно-лиственные рисунки на фарфоре. Дали, в свойственной ему манере, создал иллюзию такого рисунка, где вместо розовых бутонов разлетались женские перчатки.

Интересен и опыт оформления Дали в конце 1930-х годов витрины одного из американских универмагов. Художник все пластиковые манекены, которые он очень не любил, заменил на восковые. В одной витрине под названием «День» манекен с цветами вместо головы спускался в ванну с торчащими из неё тремя руками с зеркалами. Картина достаточно пугающая, но, кстати, недавно её воссоздавали в Лос-Анджелесе. В витрине «Ночь» восковой манекен девушки с кровавыми слезами лежал на кровати рядом с головой буйвола. Женщины, останавливаясь возле витрин, пугались, дети плакали. И тогда работники универмага восковые манекены заменили на пластиковые. Дали, узнав об этом, стал тростью крушить витрины и всю композицию. На следующий день все газеты написали об этом происшествии, и горожане ринулись в универмаг посмотреть масштабы происшествия. В итоге в универмаге в разы увеличилась прибыль. Больше скандального художника не приглашали в качестве декоратора витрин. И всё же Сальвадор Дали был необычайно популярен при жизни, став одним из самых известных представителей сюрреализма.