Экономоцентризм и культуроцентризм: напряжённые диалоги о гарантиях будущего

3 / 2020     RU
Экономоцентризм и культуроцентризм: напряжённые диалоги о гарантиях будущего
Юрий Григорьевич Марченко доктор культурологии, профессор академик Петровской академии наук и искусств, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Три разговора о культуре. Разговор второй.

Наш мир встревожен угрозами настоящего и неизвестного будущего. Мировой системный кризис и системный кризис российского общества складывают деструктивные энергии, резонируют. В основе основ же всё более расшатывающейся миросистемы (уж точно европейской её части) лежит исчерпанность, изношенность некогда увлекших народы и государства идей и проектов всеобщего благоденствия.

В историко-культурном времени сменяли друг друга многие системы воззрений на мир, природу и человека. Они структурировали индивидуальную и общественную жизнь, задавали ей вектор движения. Это были: «теоцентризм», «антропоцентризм», «космоцентризм» …Ближе к нашему времени — это экономоцентризм, техноцентризм и, как следствие их действия, — экологоцентризм и даже антропоэкологоцентризм… Мы же будем вести разговор здесь об альтернативной паре понятий — экономоцентризме и культуроцентризме.

В междувременьи на обломках уже исчерпавших себя «измов» ведётся напряжённая борьба идей, образов будущего (яркий пример — постсоветская Россия). Наша страна не сможет ещё сколько-нибудь долго существовать на микст-идеологической основе, на крошеве из «купи — продай», западных идеалов, отвлекающего заигрывания с модернизируемой православной Церковью. Может быть ещё и из каких-то остатков «вечно живого, всепобеждающего учения». Решающей сферой по-прежнему остаётся экономика, а «материальное производство — основой общественного развития». Но экономика, уже очищенная от советских приложений, — «всестороннего и гармонического развития личности», «всё для блага человека, всё во имя человека». Сохраняется экономоцентристская модель жизни общества. Экономоцентризм — это такая система воззрений на природу, общество и человека, в которой вся непостижимая сложность и многообразие бытия, все его головокружительные проблемы и тайны объясняются состоянием экономики и экономических отношений. Всё разнообразие внешнего и внутреннего (человеческого) мира, разнообразие природных ареалов и укоренённых в них культур, национальных образов и святынь, мыслительных и психологических складов, духовных и нравственных оправданий человеческого существования сводятся к всё объясняющим формулам экономики. Смело исчисляется всё, по природе своей не поддающееся исчислению.

Природа — сад Божий — в экономоцентризме сведена до значения хранилища, склада природных ресурсов. Не так-то уж и давно наши дети читали на школьных стенах мичуринское наставление: «Нечего ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача!». Да и сам человек-то в этой «модели», вопреки замыслу Творца, не рачительный садовник, а всего лишь «человеческий ресурс». Зловещая экономизация человеческого бытия отражается в понятийном аппарате: «человеческий капитал», «социальный капитал», «интеллектуальная собственность»…

Когда экономика положена в центр, основу основ жизни и развития общества, то это означает, что в ней — экономике — лежат цели человеческого существования. Но не «лежат» они там и никогда не «лежали». Как и в сферах политической, технической, военной…

Радужные надежды, связанные с экономоцентризмом и его ударным орудием — техноцентризмом, так и не сбылись. Более того, экономоцентризм принёс разрушения и стал первопричиной углубляющихся эколого-природного и эколого-культурного кризисов. Особо опасной эта система взглядов сделалась в условиях глобализации мира под американский стандарт — жёсткий, духовно и нравственно опустошённый.

Никакой жизненной силы в гегемонии экономики больше нет, и иллюзиям подпитаться нечем. Но велика сила инерции. Проведите простенький контент-анализ частоты употребляемых в газете знаковых слов, претендующих на первую роль в благоустройстве страны в обозримом будущем. Или проследите речи властных лиц сверху донизу с тем же намерением. И что увидите? Ударным словом будет «экономика» и производные от него. Куда ни кинь — всюду острейшие проблемы: экологическая, демографическая, культурная, воспитательная, морально-статистическая… А о чём, как заклятие и молитву, говорят нам кандидаты в депутаты и уже депутаты всех уровней? «Экономика!», «Экономика!», «ЖКХ и тарифы», «Контроль за ценами» и даже «Внутриквартальные дороги…». Всё вращается вокруг общественного и индивидуального «желудка» и качества условий оказания «желудочных» услуг. Если сжать до самой сути кандидатско-депутатские обещания своим избирателям, то, образно говоря, это будет следующее: «Только я дам вам длинное и глубокое корыто и буду чаще других в него подкладывать!»

Экономоцентристкие подходы проникли во все поры общества — в образование, воспитание, художественно-просветительную деятельность, здравоохранение… Чего стоит, например, введение «Основ экономической жизни» в … детский сад! Что там школа, вуз или Дворец культуры? Коммерция — любимая дочь экономоцентризма — пробралась в … храм Божий. Советский экономоцентризм, сдабриваемый популярным заверением: «Партия будет всемерно заботиться об удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей трудящихся», благополучно прошёл сквозь идейную толщу марксизма-ленинизма к постсоветскому экономоцентризму. Правда, новые говоруны стали обещать рост (и рост роста!) чисто материального благосостояния, комфорта, с «отстёгнутыми» «духовными потребностями». Если в период «гегемонии рабочего класса» зарплата остального населения теоретически ориентировалось на среднюю по промышленности, то сегодня — на среднюю по стране. Что-то произошло с промышленностью? Но такой константы, как всё население, надеемся, ещё надолго хватит.

Экономоцентристское мышление относит науку, образование, всю культуру к непроизводящим, потребляющим сферам. А как быть с тем, что сферы эти — то же производство, духовное производство и его продукт — человек? Ну не станки же, скажут, не доведенный до высшей степени обработки пиломатериал. Отсюда и «остаточный принцип» финансирования духовного производства. Это больше похоже на благотворительность, пожертвование, а то и милостыню.

Экономоцентристское мышление внесло свой печальный вклад и в демографическую катастрофу. Эдакий хозрасчётный, бухгалтерский подход ко всему и вся подталкивает многих к выводу — рождение детей нерентабельно. Стыдно должно быть тому, кто предложил российскую семью о трёх ребятишках называть многодетной. Если западные народы не воспроизводятся, то нужно ли нам и в этом случае следовать по пути «копирующего развития»? Западные социологи уже регулярно отслеживают процент семей, отказавшихся от рождения детей. Рекорд пока за жителями Амстердама — 60% (!) их против детей. Конечно, кроме вырожденческих потребительских идеалов невоспроизводству западных народов способствуют и обласканные здесь однополые «браки». Более того, с Бельгии началось уголовное преследование за пропаганду традиционных семейных ценностей. Долгая тюрьма грозит теперь всем, включая и священнослужителей, кто будет защищать традиционные семейные ценности, естественные интимные отношения между мужчиной и женщиной. Особо тяжким преступлением считается соответствующее влияние родителей на своих детей. За это им полагается от 7 до 15 лет лишения свободы с пожизненным лишением родительских прав. Закон, названный «исторической победой бельгийского народа над мракобесием и средневековыми предрассудками», вступил в силу с 1 марта 2020 года.

Экономоцентристское мышление относит науку,
образование, всю культуру к непроизводящим, потребляющим сферам. А как быть с тем, что сферы эти — то же производство, духовное производство и его продукт — человек?

Рентабельность как «мера всех вещей» сегодня отодвинула архитекторов и градостроителей на задний план. Всё решает застройщик с его «свободным бюджетом» для решения проблем в инстанциях. Рентабельность единицы застраиваемой площади — его вожделение и цель. Не красота, национальный дух и колорит, не «стягивающие», организующие городскую жизненную среду объекты, не ансамбли и художественное вписание нового в старину… В итоге обезображение, стандартизация городов, в которых уж точно нет «рентабельности» гуманистической, архитектурно-художественной, духовно-нравственной, здравоохранительной, демографической, морально-статистической…

К культуроцентризму как к системе воззрений на мир в всё что в нём человеческая мысль пришла через признание культуры особой формой бытия. Бытие обычно представляется в четырёх формах — природной, общественной, культурной и человеческой. Культура и человек разные объекты познания. Суть в том, что человек творит культуру как своё собственное иное бытие. Таким образом, он, подобно Творцу, продолжает миротворение. Какая же это вселенски-великая и страшно ответственная миссия! К тому же, человек со временем понял, что созданное им иное бытие воспроизводит и досоздаёт его самого. К началу XX века созрели теоретико-методологические основы культуроцентризма. Пророчества, прозорливость, предчувствие надвигающейся катастрофы стимулировали искания иного варианта общественной жизни. Однако накопившаяся человекобожеская, она же и мятежная, энергия взорвала мир в XX веке — самом трагическом в иcтории. Две мировые войны! Революционное разрушение Российской империи породило мощные волны насилия, закреплённые в государственных формах. Состоялся жестокий эксперимент с русским народом и его культурой, продолжившийся в «демократических» видах и в постсоветское время.

Однако именно обостряющиеся проблемы торят нам путь к культуроцентризму. К тому, чтобы культура в пирамиде общества преобразовалась из надстроечной структуры в базисную, содержащую смысложизненные ориентиры, цель целей и иерархически организованные общественные институты и силы. Разумное ограничение материальных потребностей, и даже аскеза, будут неизбежны. И это послужит мощным резервом в процессе восстановления природы и человека. Разумность потребностей начинается с учёта возможностей природы, с понимания пределов удовольствий и наслаждений. Человеческая телесность, наступит расплатный час, не выдержит очередного наслаждения, что всё чаще и случается.

В культуроцентристской модели общества все государственные стратегии, проекты и программы, к какой бы сфере народной жизни они ни относились, должны быть согласованны с культурой. Культурологическая экспертиза любого проекта является решающей. Эта роль культуры, с учётом специфики сферы, исполняется и в межкультурных взаимодействиях и обменах. Надо признать, что культуроцентризм пока ещё предмет теоретический и сторона мировоззренческой «баррикады», хотя он всё более укореняется в общественном сознании и привлекает к себе всё большие интеллектуальные и нравственные силы. И главный вопрос уже не в том, одолеет ли культуроцентризм экономоцентристскую инерцию. Одолеет! И в историческом времени довольно скоро. Какое-то поколение потомков запишет этот тип развития общества в преамбулу Конституции. Культуроцентризм счастливое поколение будет вводить в первую очередь через образование. Знания роли культуры в человеческом существовании станет началом в процессе освоения нового мировоззрения молодыми поколениями. Предстоит решительное преодоление распространяемых в процессе глобализации новых мифов и фантазий: о возможности некой «мировой культуры» вместо культур мира; «мировой религии», экуменической микст-религии вместо традиционных религий мира; «мирового гуманизма» и т. д. Через мировое образование (Global education) глобализаторы намерены воспитывать «общечеловека» (Homo globalis). Но это ещё сколько-то отдалённая перспектива. А вот массовая культура, масскульт уже сегодня душит русскую национальную и других народов культуру. И вот тут-то культуроцентристы сталкиваются с самым сложным и непредсказуемым положением. Почему бы властителям, утратившим национальное самосознание, не учредить масскультовский культуроцентризм? Масскульт же запрограммирован на цели деградации и по своей природе не может служить восстановлению и дальнейшему подъёму чести и достоинства Родина, стимулировать единство и творческую самодеятельность нации. Авангардистское без-образие, «художественная» слякоть, бандитские сериалы и т. п. — негодные для этого средства. К сожалению, очень редко кто из ратующих за переход российского общества на культуроцентристские основы развития видит такую вот опасность.

В центр новой системы взглядов может быть внедрён такой «центризм», который окажется хуже прежнего. Особо подчеркнём, что очень многое зависит от властей, от их предпочтений, немнимой духовности и её первоисточника. Здесь очень важной будет корректирующая помощь общественных сил. Выбор будущего — прежде всего плод разума и воли критической части населения страны. Только основанный на национальной культуре культуроцентризм способен сохранять и воспроизводить самобытность, самосознание, соприродные духовность и образы.

Русский культуроцентризм и есть главное условие
реального прорыва России в будущее

С разрушением СССР стало ясно и понятно, какие действительные ценности лежат в основе бытия. Оказалось, вовсе не интернационалистические и не классовые. Все народы бывшего Союза ринулись к своим исконным культурам и религиям, традициям и обычаям. Не «ринулся», по известным причинам, лишь русский народ и остался на обломках социалистической культуры. В то время как русский культуроцентризм и есть главное условие реального прорыва России в будущее. Положение не безвыходное. Обнадёживающие процессы начались и набирают силу.

Национальность культуроцентризма — это концепт-мишень для глобализаторов внешних и внутренних. Они-то хорошо понимают, что народы могут сохраниться в современном мире только погружаясь в родные им защитные культурные стихии, отстаивая историческое право на разнообразие национальных обликов и неповторимостей. Национальный культуроцентризм — спасательный круг для поддержания особенного в бурном море унификации.

Русское мышление не расположено к индивидуальному благоденствию, как и к единоличному спасению в пору лихолетья. Всеединство, всечеловечность наш дух поднимает! Вселенскость! Но не одна любвеобильность душевная, которую всегда найдётся кому оспаривать, движет нами, но и разум, логика. Сегодня крайне неразумно наклевать новые, красивые обои в квартире объятого пламенем дома, наводить порядок в вагоне несущегося к пропасти поезда. Нужно тушить «пламя» и останавливать «поезд».

Не мало ли, кто-то скажет, для России национального культуроцентризма? А уж тем более для мира? Хороший пример может многого стоить. Начнём! А там увидим, чего не хватает. Русская же культура к поставлению её в «центр» для России самая подходящая. По своим духовным основаниям она православная, что значит — Христоцентричная. Осознавать всё это и, преодолевая в себе оптимистическую трусость, действовать, без устали разглядывать «следы», выводящие на благодатный путь — значит оставаться человеком.