Профессия мировоззрения

3 / 2020     RU
Профессия мировоззрения
Сергей Мосиенко художник-график, член Союза художников России
В Гостиной Союза художников 10 марта состоялось открытие выставки Сергея Мосиенко.

LT: Художник и просто человек — можно ли разделить эти понятия? В чем особенности каждого из них?

СЕРГЕЙ МОСИЕНКО: Художник — это профессия мировоззрения, которой я, как и мои коллеги, занимаюсь 24 часа в сутки. Независимой, самостоятельной личности человека в природе, на мой взгляд, вообще не существует. Сегодня часто говорят: этот человек сам себя создал. Но я считаю, что космический порядок не терпит подобных случайностей. Люди, например, изначально рождаются технарями или гуманитариями и т. д. Наш мозг — это приемник, некая лампочка, которая светится не потому, что она такая замечательная, а потому, что так сработала единая универсальная система. Кстати, сознание — это единственное, что в структуре человека полностью не обновляется, хотя все клетки организма постоянно перерождаются. Если мы с вами встретимся через пять лет, то будем уже биологически совершенно другими.
Люди привыкли пользоваться некими природными закономерностями, но многие из них мы не можем объяснить. Придумали себе часы, но существует ли время в действительности? Я считаю, что настоящее, прошлое, будущее — все существует одновременно. Некоторые ученые полагают, что наша жизнь построена по принципу компьютерной игры: когда танк движется по полю, мы фокусируем внимание на этой картинке, а расположенный рядом лес идет фоном. Как только мы переключаем внимание на лес, то уже можем разглядеть все деревья. Вполне возможно, что подобным же образом устроена и наша жизнь. Где-то есть более высокая цивилизация, которая нами управляет. В этой системе мы — те же цифровые герои игры, но только наделенные сознанием. Если бы мы больше уделяли времени своему развитию, то могли бы узнать еще очень много интересного о своем бытие. И сегодня нам даются для этого огромные возможности в виде интернета и физической доступности окружающего мира. Но что мы делаем со всем этим? Погрязаем в политических распрях, считаем возможное количество полов, помимо мужского и женского, строим друг другу козни, поясничаем и кривляемся на просторах интернета… Видимо, у многих людей полушария головного мозга поменялись местами с полужопиями.
Жёлтая подводная лодка. 2019

А искусство можно рассматривать как возможность для развития?

Я разделяю мнение Льва Толстого, который сказал, что образованному человеку нужна всего лишь одна полка книг — самых любимых. И с возрастом книг в шкафу должно становиться все меньше и меньше.
Сегодня в искусстве нет слова «нельзя», но если мы начинаем путать свободу со вседозволенностью, то развитие превращается в деградацию. Архитектор Ле Корбюзье говорил: «Я не люблю, когда дают деньги и говорят: делай, что хочешь. Гораздо интереснее работать в заданных творческих рамках, тогда становится понятно: талантлив я или дурак». Сегодня же любой может снять кино или написать картину — не имея элементарных профессиональных навыков. Можно даже снять фильм на мобильник, и все только похлопают. А посмотрите, как сегодня популярны мужское кривляние и женский цинизм на ТНТ. Илзе Лиепа точно подметила: по тому, как себя ведет женщина в обществе, можно понять уровень культуры этого общества.
Недавно я посмотрел в интернете отрывки Богомоловского спектакля и понял, что театр сегодня превращается в изучение интимной анатомии и сексуальных инстинктов. Я не против проявления чувств на сцене, но почему бы в эротических сценах не использовать, например, театральную условность? Сегодня если обычный человек пригвоздит свой детородный орган посреди площади, то его посадят за хулиганство. Но если человек при этом будет кричать: «Я художник!» — то тогда: пардон, мы вас не трогаем, потому что в искусстве все дозволено. Мы по-прежнему идем у Запада в арьергарде, собирая весь негатив их творчества. Даже именитые режиссеры, такие как Звягинцев, стараются показать, как тяжело нам живется в такой плохой стране, а тут, понимаете, нужно еще и трахаться, и водку пить. Мы, как никакая другая страна в мире, любим выпячивать свои недостатки. Но это не значит, что у нас их больше. А когда пытаешься сказать, что тебе это не нравится, то отвечают: «Ты ничего не понимаешь, отойди в сторонку, тут-то люди знающие». И до тех пор, пока не определимся, кто мы, откуда и куда идем, бардак будет только прогрессировать. Сейчас мы обсуждаем поправки к Конституции РФ, а я считаю, что, как и в советское время, сегодня пора разработать моральный кодекс гражданина нашей страны. Если внимательно перечесть «Идиота» Достоевского, то становится ясно, что под словами «Красота спасет мир» Федор Михайлович имел в виду «Гармония спасёт мир». Ведь красота, в отличие от гармонии, — понятие более субъективное.
Инверсия-1.  2010

А что такое красота в искусстве? Можно ли сегодня создать в живописи что-то принципиально новое?

По-моему, Ван Гог сказал: «Всех художников можно разделить на две группы: творцов и плагиаторов». Так и есть. Посетив даже лучшие музеи мира, мы увидим очень много высококачественной работы ремесленников. А вот смотришь на «Мону Лизу» Леонардо да Винчи и не перестаешь удивляться его мастерству. Он был первым художником, использовавшим прием сфумато — некую туманность и смягчение контуров полупрозрачными масляными красками.
Мне не близки работы Пабло Пикассо, но я считаю его гением, потому что он открыл в искусстве новые горизонты. Уникальным произведением является и «Черный квадрат» Малевича, хотя эта работа написана скорее для искусствоведов.
Конечно, и сегодня мы как художники стремимся найти свой авторский стиль и создать что-то новое. Как говорит мой коллега Данила Меньшиков, когда ты пишешь картину, то тебе кажется, что она не просто лучшая из всех твоих работ, а вообще лучшее, что ты когда-либо видел в живописи. Проходит время, ты начинаешь видеть её недостатки, а через месяц уже вообще смотреть не хочется на свою работу.
Многие замечательные художники от академической живописи приходят к упрощенным, формальным образам. Когда я смотрю на работы новосибирского художника Николая Грицюка или красноярца Андрея Поздеева, то понимаю, какой сложный путь проделала фантазия этих творческих людей. Но когда художник начинает с простых, наивных форм, то это уже совсем другое. Кстати, дети до семи лет гениально рисуют потому, что они еще не задумываются о том, как надо «правильно». Грицюк и Поздеев смогли проделать обратный путь — от сложного к простому, и в этом их гениальность.

Вы в своем творчестве не чувствуете подобную тенденцию?

Я в живописи, к сожалению, вообще шел другим путем — не имея академического художественного образования. Дожив до 70 лет, я, конечно, давно прошел все то, чему пять лет учат в академии. Сегодня я не обращаю особого внимания на наличие художественного образования, наоборот, мне интересны люди нестандартных взглядов — ведущие, а не ведомые. Главное — художественный результат и те выводы, которые из него делаются. Я начинал с плакатной графики, но однажды мой ныне ушедший из жизни друг, художник Александр Шуриц, пришел ко мне в мастерскую и сказал: «Смотри, вот так натягивается холст на подрамник. Давай уже занимайся живописью». Многие живописцы до сих пор считают, что моя живопись слишком графична, а графики говорят, что моя графика живописна.

Кто-то из художников сказал, что «люди нашей профессии должны быть эгоистами». Вы согласны с этим?

Многие люди — артисты, полководцы, ученые, художники, которые добились в своем деле значимых результатов, были стопроцентными эгоистами — очень тяжелыми в быту и в общении. Тот же Ван Гог был жутким эгоистом. Даже если он пытался сделать кому-то хорошо, то, делая это через свое очень субъективное мировосприятие, делал плохо. Возьмите Амедео Модильяни или Аллу Пугачеву — у каждого свой нелегкий путь в творческой стезе. Иначе можно распылиться и раствориться в общей массе.

Сергей Сергеевич, 10 марта открылась ваша выставка в Гостиной Союза художников. Расскажите, сложно ли было выбрать лучшие работы для столь камерного пространства?

Я решил показать на выставке один из своих графических циклов, созданных полностью вручную (без компь­ютера) — восемь работ с вписанными в них четверостишиями. Кроме того, на выставке представлены газетные шаржи и плакаты социального характера. Можно долго рассказывать о работах, но всегда лучше хотя бы раз увидеть. Так что жду вас и всех читателей в нашей Гостиной.
Джем-сейшн. 2013