LT: Светлана, чем вас привлекла идея создания коворкингов?
СВЕТЛАНА КУРЧЕНКО: Всё началось с желания эффективно использовать принадлежащее мне нежилое помещение. Оно имеет ряд характеристик, сужающих спектр возможного применения: первый этаж жилого дома, памятник архитектуры… И в какой-то момент я подумала, коворкинг — именно то назначение, которое просится в этом месте. Первое, что я сделала, это изучила все подобные площадки в Новосибирске — буквально обошла их, почитала отзывы на «Флампе». Постепенно у меня сформировалась картинка, что именно я должна предложить посетителям и сколько это должно стоить. Совершенно очевидно, что сегодня большинство сотрудников во многих сферах могут работать удалённо из любой точки мира. Эта тенденция наметилась уже давно, я тоже работала дома, когда находилась в отпуске по уходу за детьми, и многие мои сотрудницы, находясь в декрете, работали удалённо. Казалось бы, зачем коворкинг, если можно работать дома? Ответ на поверхности: люди часто идут работать в подобные помещения, чтобы общаться с коллегами в своей сфере и не только. В Москве существует несколько сотен площадок для коворкинга, в Новосибирске — десятки.
Но вы решили создать не только площадки для коворкинга, но и целую ассоциацию?
Окунувшись в эту идею, я поняла, что это сравнительно новая сфера услуг и в ней очень много возможностей для развития. Коворкинги очень разные, и потребителю иногда сложно ориентироваться в том, какой уровень сервиса он в итоге получит. Кто-то может поставить в комнате стол и пару стульев, назвав это коворкингом, а кто-то организует на площадке отдельные скайповые, переговорные, курительную комнату, обеденную зону, кофейные автоматы и, конечно, высокоскоростной интернет… Глядя на всё это глазами потребителя, я подумала о необходимости некой сертификации по уровню инфраструктуры — примерно, как существует «звёздность» отелей, но применительно к коворкингам. Поэтому одна из целей нашей ассоциации — разработать понятную и прозрачную сертификацию.
Следующей идеей было создать премию, поощряющую профессионализм и клиентоориентированность в нашей сфере. Мы с вами всегда отмечаем, когда в кафе или в отеле очевидна аутентичность, некий индивидуальный характер, внимание к деталям и забота о посетителе. Мы чувствуем особое удовольствие, находясь в таких пространствах. Вот об этом и будет премия ONEWORK. Одна звезда — лучший в районе, две звезды — лучший в городе, три звезды — достопримечательность, достойная отдельного посещения, — как звёзды Мишлен (смеётся).
Есть ещё идеи законодательных и экологических инициатив. Я считаю, что, объединившись с другими участниками рынка, мы можем продвигать много полезных и значимых идей, которые поспособствуют развитию сферы коворкингов и пространств с признаками коворкинга. Таких, например, как кафе, в которых посетители имеют обыкновение не только есть, но и работать. Вот как вы думаете, встречи в кафе — это благо для всех или не очень?
Очевидно, что это очень удобно для посетителей, которым нужно встретиться.
Да, но при этом есть и другая часть посетителей, которые приходят пообедать или поужинать, поэтому коворкинг в кафе — это хорошо до тех пор, пока есть свободные места и для других гостей. Но если пришла компания на ужин или обед, а все столики заняты «переговорщиками» — это прямой ущерб заведению. Я думаю, что здесь есть возможность для поиска компромисса и создания неких прозрачных правил, отдельных зон в залах для тех, кто пришёл общаться, и для тех, кто пришёл поесть.
Какие ещё перспективы открываются компаниям, вступившим в ассоциацию коворкингов?
Ассоциация ONEWORK станет площадкой для обмена опытом между участниками рынка коворкингов и дополнительной возможностью для роста тех, кто готов стать партнёром ассоциации. Так как я сама — владелец коворкинга, знаю, что, как и в любом бизнесе, для нас важно: первое — заполненность рабочих мест; второе — повышение прибыли. Вот над этим мы и будем работать с коллегами.
Вступить в ассоциацию может любая компания-коворкинг?
Да, причем не только коворкинг, но и, например, организация общественного питания. А партнером ассоциации могут стать любые компании, заинтересованные предложить коворкингам и их резидентам свои товары и услуги. Особенно интересным может оказаться сотрудничество с туристическими компаниями, которые могут организовать для ассоциации выездные мероприятия. Мы, в свою очередь, готовы предоставить им площадку для самопрезентации, разместить информации о компании на сайте, в буклетах и т. д. Территориальных границ у нас нет — мы готовы работать со всем миром.
Светлана, какой вы видите ассоциацию коворкингов при таких амбициозных планах через пять лет?
Мне бы хотелось, чтобы она стала узнаваемой международной организацией, в рамках которой мы бы ежегодно встречались с коллегами по всему миру, делились опытом, помогая друг другу работать все лучше и лучше. Причем можно обмениваться не только идеями, но и резидентами. Например, если резидент, имеющий абонемент в моем коворкинге, едет в другую страну, то он бы мог воспользоваться рабочим местом на площадке нашего партнера. Я считаю, нам не стоит воспринимать сферу коворкингов как общность конкурентов, — наоборот, я призываю объединиться и сотрудничать друг с другом, чтобы не учиться только на собственных ошибках. Ведь если история отелей или ресторанов насчитывает уже сотни лет, то истории коворкингов в России всего около десяти лет — ценный мировой опыт в этой индустрии еще только формируется.
То есть слова «конкуренция» в сфере коворкинга для вас не существует?
У каждого коворкинга постепенно формируется своя аудитория, поэтому, если человек привык работать в удобном для него месте, он не поедет на другой конец города. Мы же, в свою очередь, должны объединить усилия, чтобы вывести ту индустрию, в которой мы работаем, на еще более качественный уровень, ведь коворкинги — это офисы будущего.
9 / 24
Как любовь к планированию сложных туристических маршрутов вдохновила на создание собственного бренда.
9 / 24
К чему готовиться бизнесу в 2025 году?
9 / 24
Как оценить уровень актуальных для компании параметров?
9 / 24
Что помогает добиваться блестящего результата в переговорах и почему навыки продажника необходимы каждому?
9 / 24
О своём многолетнем опыте сотрудничества с компанией Modul Life, победах и возможностях рассказала Татьяна Рябцева.
9 / 24
О перспективе развития российской экономики.