Сила искусства в правде

3 / 2020     RU
Сила искусства в правде
Никита Бетехтин режиссёр
Накануне всероссийской премьеры спектакля «Цемент» по пьесе Хайнера Мюллера, использовавшего сюжет одноимённого романа Фёдора Гладкова, Никита Бетехтин рассказал Leaders Today о своих принципах работы. Премьера спектакля прошла 19 и 20 марта на сцене театра «Старый дом».

О ПЬЕСЕ

Для меня важно доказать зрителю, что пьеса «Цемент» имеет право на сценическое воплощение. Ответить на вопрос, зачем она нужна в наше время и почему должна быть востребована. Всё это вызывает чувство ответственности, которую должен принимать на себя художник в своей творческой и профессиональной деятельности. Особенно когда он берётся за режиссуру исторического романа.
Пьеса изображает Советский Союз к концу Гражданской войны 1920–1921 годов. Вернувшись с войны, главный герой Глеб Чумалов застаёт руины родного цементного завода и разлад в своей семье. Во что бы то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной…
Существует огромный пример мировых постановок «Цемента», но в России эта пьеса никогда не ставилась, — и это тоже вносит элемент волнения в мою работу.

Я НЕ ГЕРОЙ

В природе не каждого человека заложена самоотверженность, и это нормально. У каждого своё предназначение.
Я не герой в том контексте, в котором воспринимают героя Фёдор Гладков и Хайнер Мюллер. Я выполняю свою функцию. У меня есть определённая жизненная позиция, мнение, мысли, которые я могу транслировать с помощью театра своей аудитории. И это прекрасно, что я имею возможность работать в поле театрального искусства. Но путь художника, какой бы радикальный он ни был порой, — это не геройство.
Кто он, этот герой, лидер, который смог бы повести нас за собой?
Какова будет его Идея? Я хотел бы верить, что это Идея созидающая, и она не вселит в сердца людей гнев, злость и кровожадность.

НАШИ ПОСТУПКИ ГОВОРЯТ ЗА НАС

Сегодня работодателям есть дело до талантливых людей. В наше время конкуренции больше, чем когда-либо, но это не борьба за место под солнцем, а скорее элемент упорной работы.
Я за то, чтобы наши усилия имели результаты, но и это не критерий героизма.
Если молодой человек после вуза не нашёл работу, а потом пробился в топ лучших в своей профессии — он герой? Нет, не герой, а просто человек, который сделал что-то для себя.
То, что я совершаю ежедневный «подвиг», не доказывает мне, что я герой. Я герой только тогда, когда я готов на поступок. Героя определяют поступки не ради своего, а ради общего дела.

ВООБРАЖЕНИЕ И СЛАЖЕННОСТЬ

Театр — это другой жанр, другая коммуникация. Благодаря силе актёрского мастерства, мастерства режиссёра, искусству художников новый мир по-настоящему создаётся не в пространстве, в котором мы делаем спектакль, а в голове у зрителя — виртуальном пространстве. Поэтому театр — это самый интересный для меня вид из всех видов искусств коллективного характера.
Я считаю, что один из критериев слаженной работы команды — это, например, когда художник находит точный звук, а драматург подсказывает мизансцену. Никогда не знаешь наверняка, кто что в команде придумает, и это здорово.

ГЛАВНОЕ — ЧЕСТНОСТЬ

Приходя в «Старый дом», стоит ли ждать от режиссёров, художников, артистов, работающих в поле актуального театра, соответствия критериям школы Константина Сергеевича Станиславского? Каждый театр всегда найдёт свою публику. На сцене, как и в жизни, главное — честность.
Когда я работаю над постановкой, я ни о чём больше не думаю, кроме как о том, чтобы спектакль был крепким, интересным, нужным и важным. Я стараюсь привести артистов к общему знаменателю, к одной идее — это сложно. Но эта сложность приносит определённую радость в работе.

ДУХ ВРЕМЕНИ

В отличие от многих других эпох, эпоха «Цемента» засвидетельствована различными документами, фильмами, фотографиями. Мы можем посмотреть на неё не только через исторические хроники, но и через работы признанных мастеров, допустим через «Кино-Глаз» Дзиги Вертова, а также «послушать» этот немой фильм, потому что есть аудиозаписи. Существует огромное количество воспоминаний, свидетельств, благодаря которым мы можем понять и прочувствовать дух того времени, — он жив до сих пор.

ПОМНИТЕ ИСТОРИЮ СТРАНЫ СВОЕЙ

Меня спрашивают: «А зачем вспоминать ту эпоху?». Странный вопрос от людей, которые живут в России, где практически в каждом городе на главной площади стоит памятник Владимиру Ильичу Ленину. Странно слышать этот вопрос от людей страны, которая до сих пор объективно не оценила, что происходило с ней на протяжении века.
Мы забываем, что мы ходим по площадям имени Ленина и улицам имени Маркса. Нас до сих пор раздирают не только внутренние, но и общественные противоречия: установить ли бюст Иосифу Виссарионовичу Сталину в Новосибирске или это преступление?

Я НАДЕЮСЬ…

Театр — это не только кафедра, с которой можно говорить много хорошего или много плохого, — зажигать людей борьбой. Мне кажется, театр — это ещё и попытка объективно оценить, кто мы есть на самом деле.
Современная драматургия очень чётко помогает нам почувствовать время, в котором мы живём, увидеть и понять его проблемы. И я надеюсь, что люди, которые работают для современного зрителя, верят в то, что театр может вносить по капле в этот мир что-то очень важное — не обязательно светлое и не обязательно доброе.

БЫТЬ ПАТРИОТОМ

Во времена Фёдора Гладкова у России была Идея. Люди верили, что они строят будущее, в котором их потомки будут жить в другой — свободной — стране. А что происходит в наше время? Современный человек сделан не из «цемента». Он существует в «парниковом» режиме. Мы разбалованное сытое поколение. Мы имеем «кулачки», а не кулаки, «любофку», а не любовь, и «печальку», а не печаль.
Если мне кто-нибудь скажет, в чём сегодня Идея России, в которую верю я и в которую верите вы, — я буду искренне благодарен за это. На пути к действию нас сдерживают общие границы, общие победы, но не нашего поколения, а поколения наших дедов и отцов.
Я задаюсь вопросом: что в будущем будет нам помогать чувствовать себя гражданами единой страны, кроме того, что мы разговариваем на одном языке и имеем формально одинаковые документы?
«Не нравится — уезжайте» — вот какие слова сегодня произносят миллионы людей. А что же будет с Россией, если каждый захочет уехать и закрыть на всё глаза? Быть патриотом — значит смело смотреть на возможности и проблемы своей страны, а не сбегать при первой возможности смены гражданства.
Я патриот, я хочу работать и жить в своей стране — это мой дом, моя родина, — так почему я должен её покидать?

ФАТАЛИСТ

Если завтра суждено случиться в этой стране революции, никто не сможет повлиять на это. Революция не спросит меня, должна ли она прийти или нет. Поэтому в глобальных процессах, на которые невозможно повлиять, я фаталист, но в любом мире, в котором мы живём, мы должны воспитывать в себе крепость духа.