Задачи Новосибирской области по развитию экспорта и международной кооперации

3 / 2020     RU
Задачи Новосибирской области по развитию экспорта и международной кооперации
Андрей Гончаров министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области
Российский экспортный центр и Центр поддержки экспорта Новосибирской области в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» организовали конкурс «Экспортёр года» при поддержке НГУЭУ. Участники интервью рассказали о конкурсе и ситуации с экспортом в Новосибирской области в целом.

Ситуация с экспортом в Новосибирской области

АНДРЕЙ ГОНЧАРОВ: Доля региона в российском экспорте составила 0,65% по результатам статистики прошлого года. В настоящее время Новосибирская область занимает 27‑е место среди регионов в России по объёму экспорта: по итогам 2019 года мы вышли на 2,73 млрд долларов США. Для сравнения, это на 5% больше, чем в 2018 году. Наибольшую долю всей структуры (58,8%) составляет несырьевой неэнергетический экспорт. Чаще всего товары поставлялись в Китай, Казахстан, Германию, Таджикистан и Латвию, но в целом поставки осуществлялись более чем в сотню стран мира.
Полагаю, в этом есть заслуга не только интереса со стороны зарубежных рынков, но и мер господдержки, которые реализуются в регионе. По линии минпромторга мы с коллегами из подведомственных организаций рады предложить организациям Новосибирской области спектр услуг от консультирования, обучения, участия в зарубежных выставках и бизнес-миссиях до патентования и защиты интеллектуальной собственности.

Какие сегменты являются самыми перспективными в нашем регионе?

Сергей Иванов, руководитель Центра поддержки экспорта Новосибирской областиСЕРГЕЙ ИВАНОВ: Всё же в большей степени это зависит не от сегмента, а от самих предпринимателей. Экономика Новосибирской области достаточно диверсифицирована: у нас много направлений, и все они разные. Наибольшую активность проявляют предприятия, занятые в области здравоохранения во всех её проявлениях: создание лекарственных средств, производство оборудования и различных приборов, БАД, расходные материалы для биологических исследований, а также различные медицинские услуги, санатории, занимающиеся реабилитацией, и т. д.
Сфера пищеперерабатывающей промышленности также достаточно активна. Сельское хозяйство Новосибирской области отличается значительными размерами посевных площадей. Основные растениеводческие культуры — это пшеница, овёс, ячмень, рапс и зернобобовые культуры. Соответственно, востребованы компании, занятые в сегменте переработки продукции агропромышленного комплекса. По сравнению с 2018 годом в настоящее время на 30% увеличились поставки региона на экспорт продукции АПК и пищеперерабатывающей промышленности.
Кроме того, не стоит забывать и о предприятиях, занимающихся приборостроением и энергетикой.

Влияние коронавируса на бизнес-сообщество

Елена Брагова, руководитель Новосибирского офиса Российского экспортного центраЕЛЕНА БРАГОВА: На протяжении долгого времени Китай занимает первую позицию в рейтинге рынков по объёму экспорта Новосибирской области. И то, что сейчас происходит в связи с эпидемией коронавируса, не может не сказаться на работе как самих экспортёров, производителей продукции, так и их сервисных партнёров — бизнес-сообщества в целом. Уже сейчас наблюдается ограничение перевозок, туристических маршрутов, поставок продукции в Китай и другие страны, снижение запасов и, как следствие, удорожание комплектующих и материалов, необходимых для создания экспортного продукта.
Рынок меняется, китайские компании не имеют возможности поставлять продукцию во многие страны. И очень важно быстро и правильно принимать решение, подстраиваться под новые условия, находить новые рынки с учётом ситуации.
Не хотелось бы расставлять приоритеты, но, полагаю, целесообразно уделить больше внимания европейским странам, азиатскому направлению; например, таким странам, как Япония, Филиппины, Вьетнам, Камбоджа, где основным или одним из основных партнёров были Китай, Южная Корея и где ранее российским компаниям было сложно конкурировать с китайскими и корейскими производителями по цене и срокам доставки товаров.
Российский экспортный центр способствует выходу и продвижению на новые рынки. В конце февраля в Токио при участии РЭЦ прошёл фестиваль российских товаров, ведутся переговоры с представителями правительства и бизнеса Монголии, стран Африканского континента. Активно прорабатывается рынок стран Таможенного союза. Для тех же, кто выбрал для себя китайский рынок, есть время тщательно подготовиться, доработать продукт, выйти на новый уровень развития отношений с партнёром. Универсальных решений нет, нужно упорно работать и следовать своей цели.

О работе Центра поддержки экспорта Новосибирской области

СЕРГЕЙ ИВАНОВ: Существует программа поддержки малых и средних предприятий в продвижении их на экспортный рынок. Главный инструмент — это региональные центры поддержки экспорта. Сама методика подхода предусматривает организацию как можно большего количества встреч между заинтересованными заказчиками и компаниями-продавцами Новосибирской области, это не только производители, но и трейдеры, которых с каждым годом становится всё больше. Формат мероприятий по продвижению различный: выставки, реверсные бизнес-миссии, конференции, коллективные стенды. Также мы работаем над популяризацией товаров и услуг региона на внешнем рынке.
Динамика показателей экспорта позитивная. По сравнению с предыдущим годом ощущается большая государственная поддержка: в разы увеличилось финансирование, возросло количество мероприятий и миссий в другие страны.
Чтобы работа была наиболее эффективной, необходимо постоянно проводить анализ рынка и выявлять, какие товары или услуги региона в данный момент востребованы в той или иной стране. В Центре поддержки экспорта Новосибирской области есть специалисты-аналитики, которые как раз решают эти задачи.

О Всероссийской премии «Экспортёр года»

ЕЛЕНА БРАГОВА: Всероссийская премия «Экспортёр года» была учреждена на самом высоком уровне в целях популяризации экспортной деятельности в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Премия присуждается компаниям, достигшим наибольших успехов в осуществлении экспорта несырьевых неэнергетических товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности. В каждом регионе на базе Центров поддержки экспорта (ЦПЭ) уже не первый год проводятся региональные этапы конкурса «Лучший экспортёр года». Для малого и среднего предпринимательства это возможность попробовать свои силы перед участием в окружном этапе, заявить о своих достижениях на уровне субъекта федерации, рассказать о компании, производимой продукции или оказываемых услугах, получить одобрение экспертов и награды за свои труды, стремление и упорство в постижении секретов экспортной деятельности.
Оценивается участие компании в международных проектах, уровень её экспортной активности, качество экспортных результатов: увеличение объёмов экспортных поставок, выход на новых контрагентов, в другие страны, появление новых экспортных продуктов, расширение экспортной номенклатуры.
В качестве призов возможны сертификаты на обучение деловому английскому, на участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях с индивидуальным стендом вне конкурсного отбора, на покупку авиабилетов и оплату проживания в гостинице в рамках организуемых ЦПЭ мероприятий. При этом речь идёт не только о мероприятиях внутри России, но и за пределами территории РФ.

Ситуация с региональными брендами

СЕРГЕЙ ИВАНОВ: В прошлом году начал активно продвигаться бренд «Новый сибирский продукт». В рамках бренда осуществляется добровольная сертификация продуктов питания, что позволяет мелким товаропроизводителям повысить востребованность собственной продукции. Также есть бренд «Сделано в России». Это первый коммуникационный проект для продвижения экспорта бизнеса и культуры. Чтобы получить логотип на упаковке, требуется пройти добровольную сертификацию. Сама форма логотипа не требует изменения дизайна упаковки и наносится на любые поверхности. «Сделано в России» — запатентованный товарный знак, который также можно использовать в рамках мероприятий по продвижению малых и средних предприятий на внешнем рынке.

Культура экспортного маркетинга

ЕЛЕНА БРАГОВА: В последние годы вопросам экспортной грамотности уделяется много внимания как на уровне региональных властей, так и на уровне государства в целом. Разработано более ста различных мер поддержки, формируются акселерационные программы, проводятся обучающие семинары, мастер-классы и другие мероприятия, которые направлены на развитие навыков экспортного маркетинга. Вопросы деловой коммуникации и эффективного продвижения продукции компании поднимаются на различных конференциях и форумах. Много общаемся с предпринимателями, руководителями компаний и сотрудниками ВЭД.
Иногда позиция начинающих экспортеров удивляет — они уверены, что если им предоставят контакты покупателей, то экспорт случится сам по себе. Не понимают, зачем им изучать аналитику, адаптировать продукцию под новый рынок, закрывать вопросы, связанные с защитой торговой марки, с требованиями, предъявляемыми к продукции в другой стране, — пусть покупатель сам занимается сертификацией, логистикой, продвижением. Есть клиенты, которые привыкли работать «как раньше», не изучая вопрос кросс-культурного взаимодействия и не уделяя достаточно внимания межкультурным различиям.
Встречаются ситуации, когда экспортёр совершенно не понимает, зачем ему, например, формировать коммерческое предложение, если ещё нет конкретных договоренностей, или переводить презентацию и рекламные материалы на иностранный язык (особенно если речь идет не об английском). Такие клиенты категорически отказываются заниматься адаптацией упаковки, вкусовых параметров или менять рецептуру продукта с учётом необходимых сроков годности, называя это тратой времени. Об изучении культуры страны, ведения делового общения не может идти и речи. Тем не менее в рамках консультаций, общения с клиентом мы всегда делаем акцент именно на этой составляющей экспортного проекта, рекомендуем прослушать образовательные курсы школы экспорта РЭЦ: «Эффективный маркетинг для экспортёров», «Деловая коммуникация в экспортной деятельности» и «Подготовка предприятия к участию в специализированных бизнес-миссиях».
Экспортёры могут также воспользоваться услугой «Консультация представителя РЭЦ в целевой стране», получить базовую информацию по вопросам выхода в страну, по вопросам ведения переговоров.
Достаточно много примеров экспортёров, которые изначально правильно выстраивают стратегию выхода на экспорт, грамотно выбирают целевой рынок, эффективно используют при этом меры государственной поддержки. Они могут выступать наставниками для начинающих экспортёров, делиться своими знаниями и опытом и охотно соглашаются участвовать в проектах ЦПЭ и РЭЦ. Руководители таких компаний постоянно совершенствуются сами, уделяют внимание развитию компании, обучают своих сотрудников, формируют понимание целей во всем коллективе — от офис-менеджера, бухгалтера до инженера и начальника производства. Стараются придерживаться правила: предлагать покупателю простые и понятные решения, соответствующий тенденциям и времени продукт. Очень понравились слова одного из участников премии «Экспортёр года»: «необходимо относиться к своей продукции так, как будто вы хотите сделать подарок самому близкому человеку». Главное — это желание экспортёра совершенствоваться, идти навстречу иностранному партнёру, быть открытым и готовым работать в условиях жёсткой конкуренции. И тогда всё получится!

СЕРГЕЙ ИВАНОВ: В первую очередь необходимо уметь себя презентовать. А значит, при выходе на внешний рынок необходимо понимать, что принципы маркетинга на внутреннем рынке могут не подойти под условия международного. В своей деятельности Центр поддержки экспорта Новосибирской области всегда уделяет этому внимание. Перед каждым выездным мероприятием мы проводим специальный деловой тренинг, где делаем акцент на социально-культурные особенности страны, даём основы экспортного маркетинга. В качестве инструмента помощи существует школа экспорта РЭЦ, которая проводит обучающие курсы для компаний по запуску и масштабированию экспортной деятельности. Я являюсь одним из тренеров этой школы.
Ещё один инструмент — это акселерационные программы, в частности экспортный форсаж. Программа экспортной акселерации направлена на реализацию экспортного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса и нацелена на формирование у предприятий системного подхода к структурированию экспортного проекта — от выбора рынка до расчёта оптимального логистического маршрута, минимизации рисков, снижения издержек. Программа состоит из двух базовых компонентов: первый — 6 образовательных модулей, позволяющих предприятиям освоить методику формирования экспортного проекта и достижения определённых программой результатов; второй — комплекс услуг по информационно-консультационной поддержке предприятий-участников. В 2019 году наш регион стал пилотным в программе экспортной акселерации, уже есть несколько громких историй успеха, и я думаю, что это только начало.