Каждый немного князь Мышкин

4 / 2020     RU
Каждый немного князь Мышкин
Андрей Прикотенко главный режиссёр театра «Старый дом»
Спектакль «Идиот» театра «Старый Дом» полон нестандартных решений, каждый его герой, современный человек, имеет «комплекс Мышкина», или, иными словами — свою степень безумия.

Как сохранить в себе силы?

Одна из наших больших проблем в этом мире – это усталость от жизни.
И для того чтобы сохранять в себе силы ценить мир нужны большие усилия.
Театр обязательно должен быть местом, где концентрируется праздник и лучшее человеческое. Если приносить в него свою грусть, печаль, то он становится унылым учреждением, куда вам не захочется приходить.
Быть режиссёром значит быть художником – сохранять творческий дух театра.

«Без руля и без ветрил»

Человек боится всего, чего боялся во все времена: смерти, нелюбви, пустоты, забытья. И это нормально. Страх является движущий силой для того, чтобы человек стал Человеком.
Я люблю наше время, считаю, оно исключительное, ведь никогда перед нами не открывалось столько возможностей сделать этот мир лучше.
Но мы живём в почти постхристианскую эпоху. Наши ценности начинают девальвироваться. Мы носимся по этому миру «без руля и без ветрил».
Мы не позиционируемся в обществе и утратили христианскую парадигму, которая всегда была центром мироздания.
Теперь люди стали свободны от этой парадигмы. Человек либо выдерживает свободу, либо нет – это главное испытание нашего времени.

Парадоксы драматургической логики: несестринская любовь Варвары к Гане

Спектакль исключительно про хороших людей развалится. Потому что содержание высекается от столкновения добра и зла. Так и внутри героя должен быть свет и мрак. Любая роль строится на драматургической логике. Для того чтобы персонаж на сцене имел объём, у него должна быть проблема. Он не может быть полностью хорошим. Проблема внутри человека делает его интересным как на сцене, так и в жизни.
Так, на примере семьи Иволгиных, персонаж Вари выстраивается через её несестринскую любовь к брату Гане. У Достоевского Варвара выписана немного иначе, нежели у нас, этакий «луч света в тёмном царстве». В нашей композиции это несколько «сахарно». Именно поэтому мне нравится, что мы придумали Варе сестринский «античный комплекс». Ведь если приглядеться, то в «Идиоте» все герои похожи на античных персонажей.

«Нет» банальности, или страшная смерть Ипполита Терентьева

Современный театр видел сцены насилия во много раз более натуральные и более жестокие, чем в «Идиоте». Мы не нарушаем никаких законов: ни уголовного, ни гражданского права. Да и потом, если мы коснёмся темы человеческих смертей на сценических подмостках, то мы поймём, что смерть Ипполита Терентьева выгодно отличается от огромного количества банальностей.
Хотя Терентьев – своего рода альтер эго Мышкина, его линия не так выгодно завершена в романе, как у нас на сцене. У нас он своим самоубийством ставит Мышкина практически в безвыходное положение – вот что мне требовалось. Ипполит нужен, чтобы сработала мысль – Мышкин его полная противоположность.
Весь нравственный, интеллектуальный и физический ужас Ипполита Терентьева необходим для того, чтобы включился другой персонаж. Если он будет себе стрелять в сердце, а не в зад, то тогда что остаётся делать Мышкину?

Примечание: Ипполит Терентьев является главным антагонистом князя Мышкина. Он считает, что «люди и созданы, чтобы друг друга мучить». В своей «исповеди» Терентьев приходит к выводу, что если нет бессмертия, значит, «всё позволено». Если есть смерть, значит, нет нравственности.
В романе Достоевского Ипполит, будучи тяжело больным чахоткой терпит неудачу в эффектно задуманном самоубийстве: в горячке он забыл заложить в пистолет капсюль, что превратило ярую речь при большом стечении народа в каламбур. В дальнейшем Терентьев скончается от чахотки.
В спектакле Андрея Прикотенко Ипполит выполнит акт самоубийства в полной мере, выстелив себе в задний проход. 

Функция трагедии

Театр – это широкий спектр, в нём должна быть и радость, и боль. Но существуют свои законы жанра. «Идиот» – это высокая трагедия, которая поднимает сложные вопросы человеческого бытия, заставляет думать людей о непростых эпизодах своей собственной жизни.
Я считаю, наш спектакль уважительно относится к первоисточнику, к роману Фёдора Михайловича Достоевского, и вместе с тем с большим вниманием и любовью, кропотливо изучает сегодняшнее время.

По версии Ассоциации театральных критиков России спектакль «Идиот» вошёл в десятку лучших спектаклей 2019 года. «Мне приятно, что театральные критики оценили мою работу», — говорит Андрей Прикотенко.
Что касается творческих планов, то в мае на сцене «Старого дома» планируется премьера спектакля под названием «Петерс» по одноимённому рассказу Татьяны Никитичны Толстой.

Текст: Людмила Камбулова
Фото: Майя Ашику (портрет Андрея Прикотенко) ,
Фрол Подгорный (кадры со спектакля)