Культура – это потребность в искусстве

4 / 2020     RU
Культура – это потребность в искусстве
Томас Зандерлинг главный дирижёр и художественный руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра, почётный главный дирижёр Симфонического оркестра Осаки (Япония)
Рассуждения Томаса Зандерлинга будоражат мысли, приглашая отвлечься от проблем пандемии и поразмышлять о русской культуре.

Россия – одна из немногих стран, которая начиная с середины ХIХ века оказала большое влияние на мировую культуру, прежде всего – на европейскую. Глобальные вещи иногда лучше видны не изнутри, а снаружи. Уважение к русской культуре я замечаю во всех странах. В Японии и Китае, где я регулярно выступаю, есть большой интерес к старым культурам, поскольку эти страны и сами имеют очень древнюю культуру. Европа находится в их сфере культурологических интересов гораздо больше, чем, например, Америка. Для восточных стран русская культура – это важная часть европейской культуры в целом. Здесь, конечно, свою роль когда-то сыграло влияние Петра Первого и особенно Екатерины Второй – немки по происхождению. Русская культура условно стала делиться на «западников» и «славянофилов». Так, например, «Пиковую даму» Пушкина, умевшего писать в любых стилях, современный немец может легко принять за адаптацию Гофмана. Компанию «русских западников» дополняют Достоевский, Чехов, Чайковский, которые и сегодня очень близки для европейского менталитета. Представителями «славянофилов» в русской культуре являются Островский, Лесков, частично – Мусоргский и другие. Всё это очень важно для понимания такого явления, как русская культура. И если в ХIХ веке западноевропейская культура оказывала влияние на русскую культурную деятельность, то уже во второй половине ХIХ и начале ХХ века русская культура также серьёзно влияла на мировую культуру. Известны восторженные высказывания Томаса Манна о Льве Толстом.В начале ХХ века доминирующими мировыми композиторами признаны Рихард Штраус, Игорь Стравинский, Бела Барток, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, первая симфония которого моментально облетела весь мир. Примечательно, что трое из них не просто россияне, но и созрели в одном городе – Санкт-Петербурге. С появлением русских авангардистов – Малевича, Кандинского, Шагала – возросло влияние и русской живописи. Кроме того, выдающиеся русские режиссёры, такие, как Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Сергей Эйзенштейн, сыграли важную роль в развитии мирового театрального и киноискусства.

В свою очередь, наша страна вплоть до 1930-х годов, начала сталинской эпохи, была, как и сейчас, открыта и восприимчива к лучшим проявлениям в мировой культуре. К примеру, первое исполнение (после премьеры в Берлине) оперы «Воццек» Альбана Берга было именно в Малом оперном театре Ленинграда.

Значение страны и нации в мире, прежде всего, определяет её культура. Как сказал Николай Рерих, «если мы мыслим о культуре, это уже значит – мы мыслим и о красоте». Проблема культуры в нашей стране во многом лежит и в её скромном финансировании. Я родился в Новосибирске и меня, конечно, волнует его культурное развитие. Возможно, уровень государственного финансирования в нашем регионе связан и с тем, что он не является сырьевым. С другой стороны, как сказал великий Олег Табаков в одном интервью, те невеликие средства, которые в стране выделяются на культуру, важно не распылять на всех понемногу, а правильно определять приоритеты. Есть национальное наследие – великие театры, оркестры, куда, кстати, уже входит наш новосибирский симфонический. Гастролируя в российских столицах, а также в странах Европы и Азии, наш оркестр везде получал очень высокую оценку. Во время турне по Великобритании нас после концерта в Лондоне тут же пригласили приехать сюда и в 2022 году – и если у нас тогда было 12 концертов, то на следующие гастроли уже запланировано ещё больше.

Мне всегда интересны пожелание новосибирской публики – мы учитываем то, какая музыка вызывает у слушателей наибольший отклик. Одновременно на базе доверия мы знакомим публику и с чем-то новым. И я надеюсь, слушатели знают: то, что предлагают симфонический оркестр и Зандерлинг – это не просто незнакомые композиции, это произведения высокого качества. Во время зарубежных гастролей наш оркестр успешно представляет и популяризирует Новосибирск в мире. Симфонический оркестр – это действительно уникальное для Новосибирска явление, которое необходимо поддерживать и развивать.

После перестройки в России появилось большое количество оркестров и творческих коллективов. Я даже не уверен, что у каждого из них есть публика, но независимо от этого они также получают финансовую поддержку. В одной лишь новосибирской филармонии около двадцати коллективов, при этом в нашем регионе, к сожалению, кроме Академгородка, больше нет площадок, где можно было бы проводить концерты симфонической музыки. В Великобритании, например, если оркестр не может по качеству конкурировать с ведущими оркестрами в своей стране, то он лишается финансовой поддержки. Такой подход не только мотивирует творческие коллективы, но и способствует формированию вкуса и компетентной зрительской оценки. Конечно, нельзя всё изменить в один момент, но важно думать о перспективах развития, живя днём сегодняшним со взглядом в будущее, а не в прошлое.

Во всём мире сейчас идет тенденция к глобализации, и в данный момент в связи с пандемией – к усиленному выходу в онлайн. Московская филармония уже перестроилась на западный лад и создала всероссийский виртуальный концертный зал. Первой этот тренд создала Берлинская филармония, запустив Digital Concert Hall. Однажды на гастролях в Чили меня пригласили на обед с очень состоятельными людьми – спонсорами оркестра. И что, вы думаете, они обсуждали за обедом? Последнюю программу Берлинской филармонии!

Онлайн-трансляции не могут быть заменой живому концерту, но в сегодняшней ситуации самоизоляции это правильный временный вариант поддержки отношений с публикой

Для меня культура – это искусство и потребность в искусстве. Это то, что меняет уровень мировосприятия человека. Конечно, эмоции от услышанного и увиденного будут всегда естественнее и сильнее во время совместного присутствия зрителей в зале и прямого общения с исполнителем, поэтому онлайн-трансляции не могут быть заменой живому концерту, но в сегодняшней ситуации самоизоляции это правильный временный вариант поддержки отношений с публикой.

В Европе, к сожалению, уже отменены крупнейшие летние фестивали – например, Байройтский и Эдинбургский фестивали, запланированные на август. В знаменитом зале Лондона Wigmore Hall полностью отменена концертная программа до конца июля. В сегодняшних условиях проблема организации концертов симфонического оркестра заключается в том, что музыканты не могут соблюдать во время выступления дистанцию два метра. Кроме того, есть ещё и экономическая сторона – ведь онлайн-концерты не приносят доходов. Выходом из этой ситуации стали трансляции ранее записанных концертов из архива. Приятно было узнать, что один из наших концертов недавно звучал в эфире московского радио «Орфей». Всё это дает публике важное ощущение контакта с искусством, ведь времена меняются, а искусство остаётся.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Екатерина Сергиенко