Окно в Италию

4 / 2020     RU
Окно в Италию
Луиджина Педди директор Итальянского Института культуры (ИИК) в Москве
О всплеске желания духовного наполнения и образования во время вынужденной самоизоляции и о восприятии любви в самых разных её проявлениях мы поговорили с синьорой Луиджиной Педди, посетившей наш город, чтобы открыть фестиваль итальянского кино «Из Венеции в Новосибирск» в центре культуры и отдыха «Победа».

LT: Синьора Педди, в чём состоит феномен итальянского искусства, почему так велико его значение в мировой культуре и в России, в частности?

ЛУИДЖИНА ПЕДДИ: Если мы вспомним историю Италии, то увидим, что после распада Римской империи примерно в V веке, включавшей на тот момент в себя огромные территории Европы, Азии и Северной Африки, наша страна не раз становилась мишенью для многих народов: норманнов, испанцев, арабов, германцев, французов... Италия вобрала культуру и обычаи разных наций, взяла от каждой что-то своё. Что касается нынешнего времени, на мой взгляд, одна из важных черт итальянцев, которые нас сближают с Россией — это семья, её ценности. В Италии это имеет очень глубокий смысл, важно ощущение своих корней и рода. Многие виды бизнеса или ремёсла построены на семьях и имеют многолетнюю, часто и многовековую историю. Италия условно поделена на две части — северную, промышленную, и южную, довольно бедную. И в ситуации непростого времени, связанного с распространением короновируса, родился стимул для объединения всех жителей страны с целью поддержать друг друга. Эта общность в сложные дни, желание быть хотя бы мыслями вместе, также очень свойственна российскому народу.

Как изменилась Италия в эти дни?

Конечно, общаясь со своими друзьями по телефону, часто слышу, что жизнь как бы замедлилась, все сидят по домам. Кто-то выделил наконец-то время, чтобы заняться своим жилищем, чтобы привести его в порядок, кто-то счастлив, что побудет с близкими, а кто-то с удовольствием прочтёт любимую книгу, так как в целом по Италии читать стали существенно меньше. Воздух стал заметно чище, исчезли пробки. Природа будто напомнила о себе, пусть даже таким неприятным способом. 

Вы упомянули, что в Италии стали меньше читать, это проблема и в России...

Да, действительно, и об этом свидетельствует то, что стали закрываться не только небольшие книжные лавочки, но даже крупные магазины, так как спрос на книги сильно упал. И проблема не только в этом. Чем хороша книга? Тем, что она даёт возможность проанализировать её содержание, обсудить с кем-то эмоции, мораль или просто впечатления от прочтения. Она побуждает читать вновь, искать близких человеку авторов, ведёт к знаниям и развивает воображение. В нашем стремительном мире на это просто не остаётся времени. И мы разучились общаться, всё время куда-то торопимся. Наверное, сейчас на время этой вынужденной остановки как раз выпадает шанс насладиться радостью чтения, а также общения в кругу своей семьи. Та же проблема касается не только книг, но и кинофильмов. В Италии сейчас мы наблюдаем настоящий «феномен неграмотности». Подростки читать и писать, конечно, умеют, но, наряду с плохой грамматикой, они разучились интерпретировать. Их обмен впечатлениями от книги или фильма обычно выглядит простым рассказом факта самого прочтения или участия, или они объясняют свои эмоции в категориях «нравится» и «не нравится», но не более. Раскрыть мысль они не в состоянии.

В России наблюдается то же самое, причём судя по тому, как сейчас обучают в школах наших детей, сама система образования в целом и по литературе, в частности, стала более примитивной. Ученики не пишут сочинений, всё сводится к тестам по предмету на экзаменах. Детей не учат размышлять, анализировать текст, понимать и рассказывать о своих мыслях, которые приходят во время прочтения литературы.

Действительно, тестовая система оценки и обучения провальна. Это признали и в США, откуда она родом. Сейчас американцы стараются сделать шаг назад и пересмотреть образование в школах. Так как то, что используется в данное время, не даёт развиваться личности, она предполагает возможность мыслить только по аналогии, но не думать самому. Возможно, иногда тест — это неплохо в каких-то вариантах. Но всё же лучше, на мой взгляд, вернуться к традиционному образованию, к тем методам, которые были наиболее эффективны. Мы должны прежде всего растить людей, которые способны размышлять, комментировать, анализировать.

В этом смысле качественный кинематограф – это та форма искусства, которая как раз очень стимулирует к размышлениям в достаточно доступной форме: на экране, в уютном зале, как в кинокомплексе «Победа». И итальянское кино, конечно, стоит особняком. Чего стоят шедевры Федерико Феллини — абсолютного рекордсмена премии Оскар, у него их пять!

Феллини оказал огромное влияние в своём творчестве как на зрителей, так и на других режиссёров. Это прежде всего художник-мечтатель, обладающей огромной свободой. Он создавал свой мир в кино, которого до него не было, дал ощущение, что можно достигать своих целей, порхать на крыльях своей фантазии, идти у неё на поводу.

Фестиваль «Из Венеции в Новосибирск» с выборочными фильмами из программы Венецианского кинобиеннале 2019 года, прошедший в «Победе», показал работу Пьетро Марчелло «Мартин Иден» (приз за лучшую мужскую роль), Франко Мареско «Мафия уже не та, что прежде» (специальный приз кинофестиваля). Также зрителям представили документальную ленту, приуроченную к столетию Федерико Феллини «Бесконечный Феллини» (режиссер Эудженио Каппуччио) и картину «Белый шейх», снятую легендарным Феллини в начале своего творческого пути. Чем характерны киноработы фестиваля?

Все фильмы непростые. Красной нитью проходит размышление о другой реальности. Это кино о детях или молодых людях, которые развиваются, ищут себя, хотят стать гражданами. В этом им помогают не только их родители, но и общество, государство. Особенно важно, что они видят впереди себя свет и надежду в то, что у них всё получится. Итальянское кино как вино: есть урожайные годы, а есть не очень.

Италия вобрала культуру и обычаи разных наций,
взяла от каждой что-то своё. Что касается нынешнего времени, на мой взгляд, одна из важных черт итальянцев, которые
нас сближают с Россией — это семья, её ценности

Это своего рода окно в нашу страну, которое мы открываем, чтобы показать то, что волнует наших граждан, будь то проблемы, декаданс или, наоборот, успехи и счастье, которым мы хотели бы поделиться с миром. Но даже в самом драматичном фильме всегда есть место улыбке, а в смешной комедии встречается ирония и нотки трагизма.

Как в этих картинах описывается любовь? Важна ли эта тема сейчас?

Да, важна, причём любовь в разных её проявлениях, как в фильме «Мартин Иден» по роману Джека Лондона. Начиная с любви к тому делу, которое ты делаешь, к литературе, и, например, заканчивая глобальной грандиозной любовью ко всему миру. «Вся моя безумная любовь (Летать)» — картина о любви к ребёнку, семье. Мальчик с особенностями развития своей чистотой и искренностью пробуждает чувство у своего биологического отца, который когда-то его бросил. «Соле», другая лента – это имя маленькой девочки, что означает «солнце», которая должна родиться, но её ждёт жесткое будущее, так как собственная мать должна её продать. В фильме показана зарождающаяся ответственность и сила, которая помогает — это любовь. 

Представленные картины, как вы уже сказали, непростые по своему содержанию, рассчитаны на массового зрителя или, наоборот, созданы для показа в узком кругу?

Работы, которые представляют на Венецианском фестивале, как правило, становятся популярными и демонстрируются во всех кинотеатрах мира. Позже показ будет организован на телевидении.

Какова география презентаций в России?

Традиционно мы представляем подборку кинолент в Москве и Новосибирске, причём в вашем городе существует привилегия: картина «Мартин Иден» была показана эксклюзивно только в «Победе». К сожалению, в этот раз без гостей, но мы постарались донести задумки авторов до зрителей.

Мы надеемся, что мировая ситуация с коронавирусом, наконец, разрешится, откроются границы, и мы снова сможем приезжать и делиться друг с другом прекрасными работами замечательных мастеров. Спасибо.

Текст: Оксана Гайгерова
Фото: Антон Медведев