LT: Игорь Всеволодович, судя по вашим соцсетям, вы следите за развитием пандемии коронавируса в мире. Какая картина складывается у вас?
ИГОРЬ ХМЕЛИНСКИЙ:Пока есть ощущение, что мир пребывает в панике, потому что ВОЗ решила объявить пандемию из-за вируса, который толком-то и не определён. Я читал оригинальные китайские публикации, где сказано, что генетический код нового вируса, выделенного в лабораториях Уханя, на 76% совпадает с SARS-CoV. Уханьские учёные взяли пробы у дюжины пациентов с пневмонией из местного госпиталя и идентифицировали в этом сумасшедшем супе «тот самый» материал по признаку сходства с вирусом SARS. После публикации этой информации немцы сделали ПЦР-тесты на «новый коронавирус», и всех начали считать по этим тестам. Но тест – это не наука, а чисто технологическая разработка. Берём генетическую последовательность и автоматически синтезируем молекулу, которая способна с ней связаться. Факт связывания обнаруживается люминесценцией. Всё. Возвращаясь же к публикациям из Уханя, мы не видим никаких научных доказательств тому, что новый вирус был изолирован, описан и вызывает заболевание, с которым человечество пытается бороться. Это значит, что у нас до сих пор нет ни малейшего представления о том, на что именно мы тестируем людей и какой им ставим диагноз. По всему миру масса статей о том, что врачи не понимают, от чего они лечат пациентов: пробуют препараты от ВИЧ, от малярии, от герпеса. Но по факту читаем комментарий православного священника из парижского госпиталя: «людей с коронавирусом не лечат, им просто помогают дышать».
Впрочем, я буду рад ошибаться. Если, например, в России найдётся вирусолог, который покажет, что наши учёные действительно выделили COVID-19 и доказали, что он вызывает те самые патологии, о которых все говорят – картина будет совершенно иная в части научной обоснованности.
Но статистика говорит о том, что люди действительно гибнут…
Во-первых, статистические критерии в разных странах сильно разнятся. Если верить статистике, то выходит, что в Швеции карантинных мер не принимали, а модель развития заболеваемости аналогична португальской, где действуют такие же ограничения, как в России. Как это объяснить?
Идём далее. В текущей ситуации с коронавирусом те, кто болеет без симптомов либо с незначительными симптомами, к врачу не обращаются – их не тестируют, следовательно, статистика их не учитывает. Зато тестируют «проблемных» больных с тяжёлыми пневмониями и лёгочной недостаточностью. Естественно, процент смертности получается гораздо более высокий. Плюс в обычной обстановке смертоносные вирусы не успевают распространяться – человек умирает до того, как передаст заразу соседу. А в госпитале или в доме престарелых – милое дело: куча хронических больных и никакой изоляции. Занесите заразу в такое учреждение, и всем потребуется кислород, которого, конечно же, не хватит, и люди начнут умирать. Но, кстати, об умирающих. Вы знаете, что в Китае от обычного гриппа ежегодно погибают до 100 000 человек? А в нынешнюю пандемию на коронавирус списали около трёх тысяч. В США в пиковый сезон 2017-2018 года на 45 миллионов больных гриппом пришлось порядка 60 000 смертей. Вот статистика.
Сейчас в США зарегистрировано чуть более 30 000 смертей от коронавируса, и я думаю, что до 60 тысяч не дойдёт (правда там уже ставят «коронавирус» и без положительного лабораторного теста – просто по факту наличия пневмонии или лёгочной недостаточности). Но уже больше месяца действует режим ЧС. В то же время никто не говорит о уже привычном чрезвычайном положении в Африке, где в год миллионы людей умирают от голода…
Зачем тогда такая шумиха?
Моё мнение – что конкретные бюрократы зарабатывают очки в политическую копилку. А правительства не могут игнорировать ВОЗ, поскольку сами содержат эту организацию. Трамп на днях сказал, что деятельность ВОЗ надо расследовать, с чем я вполне готов согласиться. Возможно, сказано слишком эмоционально, но, как известно, именно на пике эмоций часто звучит горькая правда.
Что касается врачей, учёного мира, то они поддерживают коронавирусный тренд по принципу «лучше перебдеть, чем недобдеть». Хотя в моём окружении многие люди уже переболели чем-то непонятным, не обращаясь к врачам. В конце января один мой коллега привёз из Амстердама в Фару какой-то тяжёлый, необычный грипп. Другой примерно в то же время попал в больницу с отёком лёгких – говорил, что буквально задыхался. Его обследовали дней десять, но ничего, кроме небольшой гипертонии, не нашли, тестов-то ещё не было. У моей знакомой в Академгородке болезнь тоже дошла до отдышки. У меня самого в феврале были гриппозные симптомы, но они быстро прошли. Понятно, что сейчас мы никогда не узнаем, что это было: ОРВИ, грипп или коронавирус. И если коронавирус, то какой, учитывая, что респираторные заболевания могут быть вызваны более чем сотней вирусов, а от 5 до 15% случаев в среднем приходится на коронавирусы. Видите, сколько вводных и никакой конкретики – одни догадки, предположения и страх, что «мы все умрём».
Появлялись сообщения из разных стран о том, что реальное число носителей коронавируса во много раз превышает официальные цифры – этого и следовало ожидать, поскольку у подавляющего большинства симптомов либо нет вообще, либо они очень слабые. Так или иначе, такие люди к врачу не обращаются, а если бы и обратились, тестировать их всё равно бы не стали – по отсутствию на то оснований. Распространение вируса будет продолжаться, как в официально регистрируемой части эпидемии, так и за сценой, до тех пор, пока не переболеет (с явными симптомами или без них) значительный процент активного населения (порядка 50%), и распространение вируса замедлится и сойдет на нет из-за возникшего коллективного иммунитета. Это означает, что конкретному заболевшему некому будет передать эстафету – все те, кто получил от него вирус – в среднем это всего несколько человек – сами переболели ещё раньше. То есть речь в любом случае идет о десятках миллионов человек, подавляющее большинство которых может вообще не заметить своего заболевания.
Сколько всё это может продлиться?
Давайте опираться на цифры. Вот график развития болезни по России, где тон задаёт Москва.
Смотрим на кривую «ежедневно»: мы пока «растём». Вряд ли кто-то станет говорить об ослаблении карантинных мер, пока эта кривая не пойдёт на спад.
Вот данные по Португалии.
Здесь кривая уже явно идёт на убыль. От разгонного роста до спада прошло 20-30 дней. Интересная деталь: в Португалии, как и в России, людям ставят БЦЖ. Если допустить, что благодаря этой прививке организм лучше справляется с условным коронавирусом (во всяком случае, есть такое мнение), то в России на пике эпидемии будет 10-15 тысяч заболевших в день. То есть разгон ещё дней десять, потом кривая побудет на максимуме (как сейчас в Штатах) и пойдёт на спад. Я бы сказал, что к концу мая мы должны достичь нынешнего положения в Португалии. Так что ещё недель шесть карантинные меры будут в силе. Позавчера в одной из передач рассказывали о новых сверхчувствительных российско-японские тестах: тестирование будет шире, инфицированных станут выявлять чаще – тогда, скорее всего, карантин затянется. И когда кривая заражений пойдёт на спад, медицина будет говорить лишь о смягчении карантина, но не о его снятии.
Что нам всё это время делать?
Да ничего особенного. По возможности дышите свежим воздухом, занимайтесь физическими упражнениями. Главное не стрессуйте – особых поводов для этого нет. Ну и поменьше внимайте зомбоящику, старайтесь думать своей головой. Мне уже привелось диагностировать в удалённом режиме приступ паники по поводу коронавируса у одного приятеля во Франции… Вот на днях один из российских губернаторов официально позволил гулять с детьми около дома. Думаю, что дети имеют не меньше прав на нормальную жизнь, чем собаки… Больше здравого смысла и меньше коллективной истерии. Здоровья и мира вам.
7 / 2020
Что такое семья, как должны выстраиваться отношения между мужчиной и женщиной, каким принципам следовать в воспитании детей в эпоху глобальной трансформации этических норм.
7 / 2020
Воспитание детей часто похоже на ходьбу по канату между разных крайностей. О том, как выбрать ту самую золотую середину, мы поговорили со священником Дмитрием Мироновым.
5 / 2020
Опрос «Левада-центра» от 20—26 февраля 2020 года показал, что 75% россиян считают советскую эпоху лучшим временем в истории России. Однако вернуться в Советский Союз хотела бы лишь треть опрошенных. Остальные ратуют за некий «особый путь»…
4 / 2020
Какие компании первыми уйдут с рынка, как поведут себя доллар и евро и что советует делать Уоррен Баффет, когда экономика уходит в штопор.
3 / 2020
В Китае жизнь после карантина возвращается на свои места, в то время как Россия только вступает в этот непростой этап борьбы с эпидемией. Изучаем опыт, который может пригодиться нам в ближайший месяц.
5 / 2019
О природе лидерства.