LT: Константин, в начале интервью я всегда задаю один и тот же вопрос своим героям: когда ваши родители решили отдать вас в музыкальную школу, то маленький Костя сразу обрадовался, что станет академическим музыкантом?
КОНСТАНТИН ЛИФШИЦ: Есть, конечно, такие музыканты, которые с детства проявляли настойчивость и желание быть серьёзными исполнителями. Но, поверьте, я не из их числа, так как был обычным ребёнком, играл, читал и в общем ничем особым не выделялся.
Как вы относитесь к электронной музыке, року?
Вполне положительно. Я люблю слушать хорошую рок-музыку, ценю поэзию Гребенщикова, например, очень хорошие песни есть и у Земфиры.
То есть у вас какого-то отторжения эта музыка не вызывает?
Нет, там, где качество, где хорошая энергетика, с удовольствием слушаю. Просто есть для меня плохая и хорошая музыка.
При моей большой любви к немецким композиторам, Бах мне не давался. Я не мог сидеть и слушать его часами, как Вагнера, к примеру. Когда вы приезжали с концертом в Новосибирск в 2018 году, я был в зале, и Бах в вашем исполнении для меня раскрылся, хотя у меня большая домашняя коллекция дисков Гленна Гульда — признанного во всём мире эталона исполнительства полифонии Баха. Позже я узнал, что наряду с Гульдом вы также сделали запись знаменитых «Гольдберг-Вариаций» (музыкальное произведение И.С. Баха, состоящего из арии и тридцати вариаций для клавесина – прим. ред.).
Да, он сделал две записи «Вариаций» – в начале и в конце своего пути, и я сделал две записи — по молодости и в середине жизни, по Данте, помните: «Земную жизнь пройдя до половины…» Я думаю, что у меня ещё есть время, и, возможно, я запишу ещё одну версию этого произведения. Но есть один факт, который мало, кто знает. Лучшим исполнителем Баха на рояле была мой педагог Розалин Тюрек. Вот это мой эталон, Гульд её боготворил и многое у неё взял в интерпретациях.
Получается, что все вокруг приходят через Гульда к Баху, а я пришёл через Лифшица и к Баху, и к Гульду. А вы можете объяснить популярность Гульда и его монашеский образ жизни?
Я слышу Баха иначе, чем он, и не являюсь его фанатом, но признаю, что Гульд — феномен с удивительным слухом, фантастической памятью, огромной работоспособностью. Он всего себя и всё свое время отдавал Искусству. Музыкальный монах-отшельник, сумевший стать известным не только публике, любившей Баха, но и широкой общественности во всём мире.
Бах для вас композитор номер один?
Я не расставляю композиторов по местам. Бах – вне конкуренции. Вообще, я играю много разной музыки. Например, сегодня Баха не будет совсем, прозвучат Гайдн, Бетховен, Григ, Прокофьев, Метнер.
В «Википедии» сказано, что вы исполнили все концерты Бетховена. И вообще репертуар, который перечислен, кажется, насчитывает весь основной музыкальный багаж пианиста.
Нет, конечно. Ещё много не исполнено, а также очень важно, как исполнено. Мне часто приходилось давать множество концертов, и не было достаточного времени, чтобы оттачивать и шлифовать каждое произведение до конца, как хотелось бы. Сейчас, во второй половине жизни я стараюсь уделять этому больше внимания.
Какие произведения современных композиторов есть в вашем репертуаре?
«Музика ричерката», «Этюды», «Трио» Дьердя Лигети. Его сольные и камерные сочинения вошли в классический репертуар, мои ученики также их исполняют. Я также люблю Джеймса Болле — американского композитора, который в своё время написал для меня «Концерт с оркестром». Есть и «Соната и маленькие пьесы» Бориса Иоффе, ныне живущего в Германии. Он написал для фортепиано немного, но то, что написано, я исполняю. Ещё одно имя – Яков Якулов, проживающий в Бостоне. В моём исполнении есть запись его произведения «Карусель». И, наконец, Питер Сиборн — современный английский мастер. Сейчас, например, я занимаюсь поиском звукозаписывающей компании для того, чтобы записать произведения Сиборна и Баха — такой дуэт современности и классики.
Вы считали, сколько у вас всего выпущено дисков?
Сейчас я записал на 10 дисках все сонаты Бетховена, и до этого было где-то 30, значит около 40 компакт-дисков уже записаны и выпущены. Кстати, сонаты Бетховена и на виниле также вскоре должны выйти.
Виолончелист Александр Князев из любви к Баху освоил орган, а потом и фортепиано, потому что для виолончели у Баха всего шесть произведений. Максим Венгеров из-за любви к Брукнеру стал дирижером. Когда мы с вами говорили в 2018 году, прозвучала идея исполнения Баха с камерным оркестром, при одном условии – вы и солист, и дирижёр. Идея жива?
Да, жива! Когда я в первый раз приезжал на «Транссиб», то выступал с камерным оркестром «Блестящие смычки». Также у меня в Швейцарии есть камерный оркестр, с которым в прошлом году мы впервые гастролировали в Китае — побывали и в Ухани, кстати. Так что опыт дирижёра у меня есть, мне доводилось дирижировать и симфоническими, и камерными оркестрами.
Есть такое мнение, что фортепианная школа на подъёме, а струнно-смычковая на спаде.
Что касается скрипичной, лучше было спросить, наверно, Антона Бараховского (пока он здесь был), а вообще общий исполнительский уровень музыкантов оркестра значительно вырос, отсюда ослабление роли дирижёра, его воспитательной функции.
Последний вопрос, я его тоже стараюсь всем задавать. Странным образом, многие музыканты не любят слушать оперу, не смотрят балет. А как вы?
Люблю оперу с детства, слушаю её живьем и в видеозаписи, нередко предпочитаю только аудио и сам представляю, как это всё может выглядеть на сцене, есть у меня такая способность. Не новость, что сейчас в Европейской опере проблема одна — отсутствие адекватных режиссёров-постановщиков. А вот балет я раньше не любил (имеется в виду то, что представляли в Большом театре, однако в Европе и особенно в США много современного балета, который очень интересен).
А какая опера вам ближе — немецкая, итальянская?
Вся, от ранней итальянской до современной советской — Прокофьева, Шостаковича.
Спасибо.