Гений творца

6 / 2020     RU
Гений творца
Томас Зандерлинг главный дирижёр и художественный руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра, почетный главный дирижёр Симфонического оркестра Осаки (Япония)
Маэстро Томас Зандерлинг – о преемственности в музыке на примере уникальности Людвига ван Бетховена – гениального композитора, со дня рождения которого в этом году исполняется 250 лет.

Гениальность Бетховена удивительна — за свою жизнь (по сегодняшним меркам, не длинную — 56 лет) он радикально изменил развитие музыки. Будучи уроженцами немецкого города Бонна, юный Людвиг играет на скрипке и фортепиано, а в 12 лет попадает в Вену — центр классической музыки, где он знакомится с поздними произведениями великих австрийских композиторов Гайдна и Моцарта. Именно их влияние будет наиболее явно ощущаться в музыке Бетховена этого периода.

Вообще, человеческое существование — это комбинация преемственностей, которая иногда перерастает в традиции и одновременно ведёт к появлению нового в разных эпохах и на разных территориях. У Бетховена первые фортепианная соната в фа-миноре и скрипичная в ре-мажоре, которые я очень люблю, написаны внешне в традиционной форме, но при этом они уже имеют свою явную индивидуальность. Гайдн, а затем и Моцарт впервые ввели в симфонию медленное вступление — этим пользуется Бетховен в Первой и Второй симфониях. Интересно, что менуэт, входящий в состав симфонии, изначально был подвижным народным танцем крестьян, но затем перешел в дворцовую моду с тяжелыми нарядами и стал более медленным. Постепенно менуэт в произведениях Баха, а затем Гайдна и Моцарта начинает терять свою танцевальную функцию. У Бетховена менуэт становится стремительным, его уже невозможно представить как танец. Опытный слушатель понимает, что это уже точно не Гайдн и не Моцарт.

В 1802 году Бетховен переезжает в маленький городок Хайлигенштадт недалеко от Вены, где он уединяется, чтобы излечиться от прогрессирующего наступления глухоты. Композитору было 32 года — последние шесть лет его беспокоили проблемы со слухом.

Бетховен осознаёт необратимость трагедии — страшной для любого человека, а для гениального композитора — особенно. Он пишет письмо, которое впоследствии будет названо «хайлигенштадтским завещанием», — композитор рассказывает о своём страшном отчаянии и признаётся, что был близок к самоубийству, но музыка и творчество удержали его от этого поступка. В эти дни рождается Третья симфония. Её первая часть полна энергии и торжества. Вторая — траурный марш. В третьей части впервые менуэт заменяется скерцо. А в четвертая — посвящена вариациям — это тоже новизна в музыке.

Это время принято считать началом второго периода в творчестве Бетховена.

Интересный момент в биографии композитора — встреча с Гёте, который не понимал Бетховена. Это был не его характер, а может быть, не его эпоха. Гёте высшей целью искусства видел гармонию, а Бетховен был достаточно импульсивен. Однажды, гуляя в парке чешского города Теплице, Бетховен и Гёте встретили императрицу в окружении свиты. Гёте склонился в глубоком поклоне, а разочарованный таким поступком Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

Творческая жизнь Людвига Бетховена уникальна, и не имеется подобных примеров того, как гений одного творца смог изменить ход музыкальной истории

Идеи Просвещения и затем и Французская революция, конечно, отразились на сознании и творчестве Бетховена. Это была, несомненно, эпоха перемен. Бетховен перечеркнул посвящение своей Третьей симфонии, когда узнал, что Наполеон коронован императором: «Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». На титульном листе рукописи можно видеть зачеркнутое автором посвящение. По словам П.И. Чайковского, в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Четвёртая симфония — лирическое сочинение крупной формы. В четвёртой части композитор впервые использует форму вариаций. Пятая симфония — одно из самых знаменитых произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Шестая симфония («Пасторальная») — первое программное произведение в жанре симфонии, выражающее чувства автора на фоне сельской жизни.
В Восьмой симфонии композитор возвращает надпись tempo di minuetto. Больше слово «менуэт» у него не встречается.

Дальше условно начинается третий период в творчестве Бетховена, когда он начинает серьёзно изучать музыку Баха и Генделя. В Девятой симфонии он впервые за историю существования жанра симфонии вводит хор и вокальных солистов. В этот же период композитор под влиянием оратории Генделя пишет Торжественную мессу (Missa solemnis) — несмотря на текст католической мессы, произведение не предназначено для церковной службы. Кстати, первое полное исполнение этого произведения состоялось благодаря содействию друга и покровителя Бетховена — русского князя Голицына в ныне Санкт-Петербургском Малом зале филармонии.
Людвиг ван Бетховен. Репродукция работы Карла Штилера (1820 год)

Творческая жизнь Людвига Бетховена уникальна, и не имеется подобных примеров того, как гений одного творца смог изменить ход музыкальной истории.
Современная музыка невозможна без Бетховена. При этом известно, что многие современники и даже профессиональные музыканты не понимали Бетховена, подозревая, что у великого мастера имеются отклонения в сознании. Бетховен потерял слух, но у него создался мощный внутренний звучащий мир. У меня есть гипотеза о том, что именно изоляция от реально звучащего мира способствовала развитию композиторского новаторства. 

Неслучайно Дмитрий Шостакович так выделял среди своих кумиров Бетховена. После Шостаковича та симфония, которая началась с Гайдна, заканчивается. Конечно, были симфонии у Игоря Стравинского, но это уже более абстрактные оркестровые сочинения. Интересно, что основным методом обучения учеников Шостаковича было изучение музыки великих композиторов. И начиналось оно… с квартетов Гайдна. Я считаю, это один из самых верных методов обучения.

Мне повезло, что Дмитрий Дмитриевич и его супруга были на моём удачном выступлении в Москве, хотя в программе не было произведений Шостаковича. После концерта он пригласил меня домой и с очень тёплыми словами вручил подготовленные вокально-оркестровые сочинения, назначив меня дирижёром немецких премьер Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний. Следующим сюрпризом стало категорическое требование исполнения текстов на немецком языке. Было крайне нелегко сохранить соотношение текста и конкретных музыкальных деталей.

В итоге мы сотрудничали с Дмитрием Дмитриевичем вплоть до дня его смерти. В музыкально-рабочем процессе он не любил отвлекаться на «лирику», но в целом у нас сложились тёплые отношения. Это сотрудничество очень много дало мне во всех отношениях: не только в художественно-музыкальных, но и в этических, и в человеческих. Дмитрий Шостакович был последним гением, для которого форма симфоний, сонат и квартетов была абсолютно естественной формой его творческого самовыражения.

Текст: Анастасия Михайлова