Когда онлайн не конкурент

6 / 2020    RU
Василиса Бержанская российская оперная певица, солистка Немецкой оперы (Берлин) и НОВАТа (Новосибирск)
Можно ли наслаждаться размеренной жизнью, когда любишь движение и драйв? Об этом, а также об элитарном «искусстве для всех» и концерте на балконе рассказала восходящая звезда мировой оперы Василиса Бержанская.

LT: Василиса, какова, на ваш взгляд, роль оперного искусства в современном мире? Меняется ли в последние годы спрос на оперное искусство?

ВАСИЛИСА БЕРЖАНСКАЯ: Оперное искусство – это удивительный симбиоз слова, музыки и действия. Без оперы невозможно представить культуру ведущих мировых стран. Люди, приходя в оперный театр, получают абсолютно фантастический заряд эмоций и энергии. И последнее время опера становится всё более востребованным и популярным видом искусства, хотя, безусловно, это элитарный жанр. Я уверена, что практически каждый человек в разнообразном мире оперы может найти то, что ему интересно.

Вы много гастролировали в Европе – как сейчас переживаете период, когда нет возможности ни увидеть глаза зрителей в зале, ни свободно передвигаться по миру?  Как поддерживаете ресурсное состояние?

Жизнь на чемоданах, в самолётах… Я очень люблю такой стиль жизни, хотя знаю огромное количество певцов, которые предпочитают жить в одном городе и работать в одном театре. Каждый выбирает своё. Благодаря четкому планированию мне удаётся сочетать постановки в разных театрах мира.
Я всегда работаю с максимальной самоотдачей, огромной любовью и фанатизмом. Но сейчас искренне наслаждаюсь возможностью побыть дома с семьёй, не думать о том, что мне надо подготовить к завтрашнему дню, не ругать себя за то, что лишний час посвятила себе, семье, друзьям, а не разучиванию нового материала и так далее. За время самоизоляции я очень хорошо отдохнула, этот отдых был мне необходим, ведь работаем мы в абсолютно сумасшедшем графике.
Естественно, я поддерживаю свою вокальную форму, работаю над техникой, разучиваю новые роли, например, готовлюсь к премьере оперы «Дидона и Эней» в НОВАТе. В следующем сезоне у меня очень много дебютов, и сейчас замечательное время для разучивания нового материала, поскольку люблю готовиться качественно и без спешки.
Конечно, я скучаю по спектаклям, концертам, но отлично понимаю, что скоро мы все снова вернёмся в театр, а сейчас надо ценить момент спокойствия, который нам дан, момент возможности побыть с семьёй, побыть наедине с собой, заняться тем, на что никогда не хватало времени.
И всё же уже предвкушаю огромную радость возвращения в театр.

Театр Немецкой оперы поддерживает связь со зрителем с помощью онлайн-трансляций?

Сейчас я нахожусь дома в Москве, хотя первые месяцы карантина провела на Кавказе, откуда родом. К сожалению, возможности поддерживать связь со зрителями нет. Я считаю, что ни одна трансляция или домашний онлайн-концерт не могут заменить живое выступление и общение со слушателями. Хотя когда-то именно благодаря интернету я открыла для себя удивительный мир оперы.

Есть такая традиция: во время Россиниевского фестиваля устраивать концерты на балконе дома Россини, возле которого собирается огромное количество зрителей

Период самоизоляции подарил мне ценный опыт того, как в домашних условиях можно записать видео для трансляции карантинных домашних концертов, которые сейчас очень популярны. Никогда не думала, что это возможно, тем более что пианист делает запись у себя дома, за тысячи километров. Конечно, это непросто – чтобы всё получилось на высоком уровне, подготовка должна быть колоссальная.

Сейчас стали популярны концерты на балконах. Может ли опера таким образом стать прекрасной частью нашей обыденной жизни?

Я уже участвовала в таком концерте – пела на балконе дома Россини в Пезаро. Есть такая традиция: во время Россиниевского фестиваля устраивать концерты на балконе дома Россини, возле которого собирается огромное количество зрителей. Эти концерты пользуются огромной популярностью,
а сам дом сейчас является музеем. Но у себя в квартире на балконе мне навряд ли захочется давать концерты.

Весной была онлайн-трансляция оперы НОВАТа «Севильский цирюльник», в которой вы исполняете партию Розины. Поделитесь вашими ощущениями от онлайн-просмотра.

Я очень люблю этот спектакль и испытала прекрасное чувство ностальгии! Мы, артисты, не видим всего, что происходит на сцене во время спектакля, а онлайн-трансляция позволила посмотреть на постановку со стороны и рассмотреть все мельчайшие детали. Но, повторюсь, никогда трансляция не сможет заменить живой спектакль. За живыми эмоциями, конечно же, надо идти в театр. Зато когда нет такой возможности, конечно, можно нажать на кнопочку и посмотреть всё у себя дома. И это тоже здорово. Онлайн-трансляции – не замена театру, а его дополнение.

Вы когда-то говорили, что не любите занятия с педагогом онлайн. Изменилось ли ваше мнение в сегодняшних условиях?

Нет. Голос – очень тонкая материя. Электроника не способна передать всех тонкостей, которые мы затрагиваем во время уроков. Конечно, над определенными вещами, например, произношением и стилистикой, можно работать и через экран, хотя это непросто и займёт намного больше времени. Но в целом на том уровне, котором мы работаем с педагогом вживую, заниматься онлайн невозможно.

Что самое ценное в восприятии музыки вы получили от педагогов?

Самое важное – это понимание того, что певец должен учиться на протяжении всей жизни и с огромной ответственностью относиться к своему голосу и каждому выходу на сцену.

Есть ли у вас большая профессиональная мечта, к которой вы идёте?

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашей стране больше уделяли внимания музыке барокко и бельканто. Конечно, есть много ролей, которые я хочу исполнить. Поскольку голос находится в постоянном развитии, я знаю, что на каждом его этапе у меня будут разные мечты о ролях.
Но главное, мне хочется, чтобы в моей жизни было как можно больше интереснейших проектов и прекрасных встреч с талантливыми людьми.

Текст: Анастасия Михайлова