Понимать, про что ты

6 / 2020     RU
Понимать, про что ты
Маргарита Волкова режиссёр, актриса, сценарист, продюсер, создатель кинокомпании VOLKI FILM, победитель всероссийского фестиваля кино Russian Elementary Cinema, участник Каннского кинофестиваля
Фильм «Сценарий» новосибирского режиссёра Маргариты Волковой стал победителем всероссийского конкурса фильмов о самоизоляции «Новый Декамерон». Сейчас Маргарита снимает фильм, претендующий стать визитной кинокарточкой Новосибирска.

LT: Актриса, режиссёр, сценарист, продюсер… Легко ли быть человеком-оркестр?

МАРГАРИТА ВОЛКОВА: Творческие люди любопытны и азартны по своей природе, возьмите к примеру Мела Гибсона, Никиту Михалкова, Ренату Литвинову, Джеки Чана… Кстати, последний в одном из своих фильмов примерил на себя сразу пятнадцать различных амплуа. К тому же у меня в таком сочетании разных профессий была жизненная необходимость, поскольку в начале пути мало кто готов с тобой биться за чистую идею.
Попав в 2013 году в Лос-Анaджелесе на актёрские курсы New York Film Academy, я получила ценное наставление от нашего продюсера Майкла Фернштейна: «Если не хочешь обивать годами пороги продюсеров, делай собственные проекты. Этот путь будет короче». Насчёт «короче», конечно, я сомневаюсь: всё-таки прошло семь лет с того момента, как я решила снимать фильмы сама. С другой стороны, за это время я, словно киногерой по канонам сценаристики, прошла важный путь собственной эволюции, где каждое препятствие — повод к росту и трансформации. Чем больше я погружаюсь в мир кино, тем больше ощущаю жизнь и работу как приключение! Это осознание дает лёгкость и вдохновение — живительную энергию для создания новых историй, по сути, новых Вселенных! Мне иногда кажется, что, работая над фильмом, мы действительно создаём новые миры, которые потом где-то существуют во Вселенной. И я счастлива, что вновь нахожусь в этом состоянии, работая над новым проектом.

Расскажите о нём подробнее.

Это короткометражная мелодрама с рабочим названием «Вместе» — исследование гендерной уникальности и поиск формулы новой счастливой современной семьи.
Сюжет фильма основан на истории амбициозных влюбленных актёров, живущих в современном андрогинном стиле (джинсы оверсайз, рубашка с мужского плеча, духи унисекс). В момент приближения к заветной цели героиня, которая является локомотивом театральной постановки, узнает о неожиданной беременности и оказывается перед выбором: реализоваться как мать или осуществить свою большую профессиональную мечту. Для меня это совершенно личная история, когда страх не раскрыть свой потенциал ставится на одну чашу весов, а на другой оказывается еще не рождённый ребенок и материнство.
Помню, как я сидела на скамейке в Первомайском сквере и вдруг поняла, что хочу посвятить себя кино. Представьте: мне двадцать один год и я только что окончила нархоз, отдав дань уважения родителям-экономистам. При этом я находилась в тяжелейшем бракоразводном процессе, будучи беременной и находясь далеко от всех родных (мой родной город — Владивосток). И вот сижу я, одинокая, беременная, и реву от ужаса своего положения, от личной драмы и плюс от страха, что теперь-то про актёрскую мечту можно окончательно забыть. Пришлось смириться с судьбой, но смириться временно. Кстати, первое, что я самостоятельно сняла — фильм для своей подросшей дочери и её друзей. И это был настоящий инсайт. Нужно доверять миру, поскольку сама жизнь мудрее и изобильнее, чем нам может показаться! Главное — просто смело принять её приглашение, даже если оно кажется испытанием, вызовом или тупиком.

Тогда неудивительно, что вы начали сейчас съёмки фильма, когда, казалось бы, киноиндустрия переживает не самые лучшие времена.

Да, киноиндустрия всегда завязана на экономической ситуации, и до сих пор многие кинопроекты стоят на паузе. Но фильм «Вместе» — мой первый проект с поддержкой Министерства культуры РФ и крупного московского продюсера. Среди выпускников Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова, которую я закончила в прошлом году, было отобрано четыре режиссёра, каждый из которых получил бюджет на свой авторский фильм. Финансирование скромное, но я надеюсь, что, несмотря на кризис, найдутся и нужные площадки, и партнёры-смельчаки (в том числе и представители бизнеса), которые захотят со мной погрузиться в новый опыт коллаборации, тем более что до сегодняшнего дня проекты такого уровня не создавались в Новосибирске. Почему бы бизнесу не использовать эту возможность для своего культурного продвижения, переосмыслив собственный маркетинг? Сейчас мир переживает невероятное время — время поиска новых ценностей и смыслов, когда важно понимать, про что ты. И короткие киноновеллы — это прекрасная возможность говорить со своей аудиторией качественно и искренне. Такой формат короткометражек позволяет даже небольшим локальным брендам включаться в творческие эксперименты, раскрывать творческую энергию внутри собственных компаний и получать долгоиграющий качественный информационный повод. Так что я верю, что коллаборации бизнеса и искусства — это восходящий тренд.
По законам сценаристики любой кризис — это выход из зоны комфорта и приглашение к развитию и новым нестандартным решениям. И сейчас мы все без исключения находимся в периоде эволюционного скачка, который не может проходить мягко. Кто-то поддаётся страху и тратит время и силы, чтобы как можно дольше удержаться в своей зоне комфорта, а кто-то воспринимает ситуацию как интересное приключение с новыми возможностями и пробует новые способы жить, в том числе говорить со своей целевой аудиторией. Мой быстрый профессиональный рост как раз основан на вызове самой себе — я не боюсь рисковать, пробовать и браться за неподъёмные проекты. Я просто верю в то, что дорогу осилит идущий.

Почему вы решили снимать в Новосибирске?

Я вернулась в Новосибирск, поскольку этот город взрастил меня и мне хочется тоже сделать для него что-то ценное, к тому же моя история прекрасно ляжет на местную действительность. Здесь есть все ресурсы для этого. Сибирь — огромный кладезь талантов, легенд, информации, но уникальность нашего региона ещё не открыта миру.
Наш фильм войдёт в «Альманах», объединяющий киноистории четырёх режиссёров‑победителей и, надеюсь, будет достойно представлен на кинофестивалях, в том числе зарубежных, став ещё и прекрасным инструментом для маркетинга культуры и территории Новосибирска. Уже есть успешный опыт съёмок крупных проектов в Уфе, Тюмени, а якуты вообще скоро Москву догонят. Так почему бы не снимать в Сибири? Стоит попробовать!

Конечно, тем более что ваш первый фильм, «Вера», имеет более 5,7 миллиона просмотров на YouTube. У вас есть секрет, как привлечь зрителя?

Не знаю, может быть, интерес спровоцировали хештеги #сибирская_проститутка (смеется). Это мой первый фильм, проба пера с полной импровизацией. Мы вообще не занимались его продвижением, но, видимо, высшие силы меня поддержали. А если сёрьезно, думаю, решающую роль сыграл выбор произведения: фильм снят по мотивам пронзительного рассказа Нобелевского лауреата Милорада Павича «Долгое ночное плавание». Это история о слепой женской вере, которая никого не оставляет равнодушным. Вначале многие отторгают её, но проходит время, и люди мне пишут, что не могут забыть этот фильм и возвращаются к нему мыслями.

Мой быстрый профессиональный рост как раз основан на вызове самой себе — я не боюсь рисковать, пробовать и браться за неподъёмные проекты

Кстати, впервые я услышала эту историю под ночным небом Лос-Анжелеса. Сюжет Веры настолько меня потряс, что я решила однажды обязательно экранизировать ее. В этот проект я пошла спонтанно, не имея достаточно знаний о кинопроизводстве, просто всем сердцем хотелось сделать это кино. Для меня история Веры оказалась ещё и очень личной. В моей судьбе также были и осуждение общества, и слепая любовь, которая может привести или к полному саморазрушению, или к прозрению. Я прошлась по грани. Закончив съемки, поняла, что у нас получилось сложное некоммерческое, по сути авторское кино, благодаря чему фильм «Вера» был показан на Каннском кинофестивале.

Ваш недавний фильм «Сценарий» тоже не остался без внимания, став одним из десяти победителей всероссийского конкурса.

Я не могу сидеть без дела и спустя две недели самоизоляции решила поучаствовать в конкурсе, объявленном на Premier — онлайн-платформе ТНТ. Командой из пяти человек мы отсняли короткометражный фильм, в основе которого лежит история сценаристки Лилии (с отсылкой к богине хаоса и разрушения Лилит). Я использовала в этой истории самые актуальные страшилки сегодняшнего дня: от масонских заговоров до переполюсации Земли — конечно же, не обошлось без иронии. Сейчас мы ведём переговоры с ТНТ о том, чтобы перевести короткометражку в полнометражный фильм или в формат сериала.

Есть ли примерный период окупаемости короткометражного фильма?

Короткометражка — продукт, на котором можно заработать не деньги, а имидж и медийную узнаваемость. Это яркое авторское высказывание на злобу дня. Такое кино, как правило, транслируется на YouTube и цифровом телевидении.

Маргарита, вас можно смело назвать сильной женщиной, но в то же время вы женственная и хрупкая. Как в вас сочетается мужское и женское?

Огромная любовь к профессии позволяет мне реализовывать свои амбициозные проекты, иначе не было бы у меня своей продюсерской компании, не было бы столько корпоративных фильмов и рекламных роликов. Но при этом моя актёрская часть — проявление женского начала. И я по-прежнему не предаю свою актерскую мечту и снимаюсь в половине своих проектов. Это непростая задача, которая опять же является моим авторским исследованием и отражением внутреннего баланса между женственностью и мужественностью.
Последние десятилетия женщина достаточно агрессивно заявила миру о себе, «отобрав мужские тапки». Пришло время найти новый формат, где мы больше не конкурируем с мужчинами, а занимаемся сотворчеством. Это совершенно новые отношения, отличные от патриархальных или матриархальных. И я вижу вокруг себя такие пары, где мужчины и женщины раскрывают и усиливают друг друга. Это вдохновляет.

А как складывался ваш личный творческий путь?

Мой путь — это постоянный поиск ответов на личные вопросы. В начале своего актёрского пути, попав под крыло режиссёра Сергея Афанасьева, я была чистым листом бумаги и ждала, что некий патриарх возьмёт и направит меня. Но этого не случилось, по крайней мере так, как я того ожидала. Оказалось, что определиться с тем, куда идти и какие роли играть, мне предстояло самой. В течение семи лет я искала эти ответы — изучала психологию, кинематограф, читала художественную литературу… В итоге увидела, «про что» я, и нащупала свой авторский стиль и ту тему, которая меня будоражит. Это тема перерождения, особенно женского. По крайней мере, на ближайшие семь фильмов есть о чём рассказать из личного прожитого (смеется).
Мне определённо интересны сложные психологические темы, но я не хочу снимать, используя формат тяжелых авторских высказываний, типа Андрея Звягинцева или Ларса фон Триера. Мне важно показывать путь трансформации, вдохновлять, давать ресурс и задавать гармонизирующий вектор. Ведь кино — это современные сказки, а значит, архетипические сюжеты, которые фиксируются подсознанием и запускают в нас процессы на уровне химических реакций. Я верю: мы — то, что мы едим, понимаете?
Мы все живём в перманентном информационном шуме, и нам нужно очень тщательно выбирать, что в себя впитывать, в том числе глазами. Сейчас принципиально важно понимать, какую ценность ты можешь дать миру. Пришло время, когда нам всем просто необходимо понимать и чувствовать, про что ты есть, — это может быть про потерянных котят или про икебаны в поддержку эко-проповедников… Важно ясно видеть и выбирать своё «информационное меню». В противном случае, если хаотично поглощать весь поток с экранов, можно переесть или отравиться. Неспроста ведь на начало 2020 года блокировщиками рекламы пользовались 42% россиян. Как говорил Дэвид Биб, вице-президент Marriott: «Хватит отрывать пользователей от интересного контента. Станьте этим контентом». Одним словом, очевидно, что сегодня к любой продаже важно добавлять идею, которая касается души.

В каких еще новых для себя жанрах вы хотели бы «создавать Вселенные»?

Конечно, я мечтаю снять полнометражное красивое кино уровня «Титаника» или «Парфюмера». Сейчас у меня в работе семь сценариев, среди которых есть очень аутентичная история про сибирскую бабу-ягу — лесную шаманку, основанная на алтайской легенде. Это колоритная, сочная и сказочная история, в которой соединяются и личный опыт, и накопленные знания сказкотерапии. Кстати, я пишу ещё и сказки, которые мечтаю однажды экранизировать на уровне Disney.

Маргарита, какими вы видите перспективы развития кинобизнеса в нашем регионе?

Я очень плотно общаюсь с киношниками других регионов России благодаря Молодежному центру Союза кинематографистов. И вижу успешные опыты, например, в Тюмени есть «Медиаполис», на базе которого снимается взрослое кино. Новосибирску тоже очень нужен единый сибирский продюсерский центр, где может работать кинокомиссия, принимающая съёмочные группы из других городов или из-за рубежа. Такие комиссии успешно функционируют в Приморском крае, в Ярославле. У нас рядом тайга и Алтай, поэтому фильмы на определенные темы абсолютно точно могли бы сниматься в Сибирском регионе. Не хватает и съёмочного павильона, поскольку Западно-Сибирская студия кинохроники отдана под склад носков. А между прочим, это была знаменитая киностудия документального кино, созданная еще в 1930 году. За это время здесь было снято более трёхсот документальных фильмов, многие из которых получили высочайшие оценки по всему миру.

Сибирь — это огромный кладезь талантов, легенд, информации, но уникальность нашего региона
ещё не открыта миру

И главное, будет прекрасно, если появятся местные гранты, а также пул инвесторов и меценатов. Это нормальная практика по всему миру. Это способствовало бы развитию имиджа нашего региона, а значит, повышало бы его инвестиционную привлекательность. Мы могли бы ежегодно снимать в Новосибирске два полнометражных фильма. В городе есть три камеры RED (на такие камеры снимают в Голливуде), есть прекрасная актерская база, есть продакшен-компании, снимающие рекламу мирового уровня, есть интерес… Три года назад я создала группу «Кино Сибири», объединяющую ребят, которые хотят развиваться в направлении кинопроизводства. Также ребята рекламных продакшенов предпринимают попытки объединиться. Всё это говорит о том, что творческая молодёжь кипит и варится внутри себя, есть готовность и амбиции. Осталось лишь объединиться с бизнесом и найти самую плодотворную форму коллаборации. В объединении, как в хороводе, раскручивается воронка творческих энергий, создающих настоящее искусство и способствующих процветанию всех его участников.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Рина Каирбекова