Танец музыки

6 / 2020     RU
Танец музыки
Ольга Гришенкова ведущая солистка балетной труппы НОВАТа, лауреат Международной премии СНГ «Содружество дебютов – 2019», заслуженная артистка Российской Федерации
Любимица новосибирской публики Ольга Гришенкова была удостоена звания заслуженной артистки России. О своих чувствах по этому поводу, о физической и духовной стойкости рассказала в нашем интервью прима-балерина Новосибирского оперного театра.

LT: Ольга, недавно вы получили звание заслуженной артистки России. Какие чувства вы испытали, узнав об этой новости? Как долго к этому шли?

ОЛЬГА ГРИШЕНКОВА: Это было ошеломительное событие. Быть удостоенной этого почётного звания огромная честь и очень большая ответственность для меня. Теперь я обязана работать ещё усерднее и смелее, чем раньше, чтобы оправдать этот статус. О нём я не думала как о мечте и цели, ведь ими всегда был балет – красивый, возвышенный язык тела, благодаря которому я могу сказать зрителю всё, что чувствую и хочу.

Бывают ли минуты, когда вы себе говорите: «Всё! Не могу, устала!»? В чём вы находите для себя стимул идти вперёд?

Конечно, таких моментов хватает с избытком, когда ты устаёшь физически и морально от ежедневных тренировок, но у тебя есть осознание: работа – это дело твоей жизни, которому ты отдаёшься сполна. А значит, физическая усталость – это естественная составляющая твоего труда, которая не должна тебе вредить, а напротив, быть благом для тебя – стимулом к тому, чтобы сказать себе: «Я сильный человек, я смогу», и преодолеть любые трудности.
В моральном же плане меня очень поддерживает мой супруг. Он всегда находит нужные слова, чтобы воодушевить и вселить в меня уверенность. 

Стоит ли в балете всегда иметь для себя определённый идеал и стремиться затмить его? Можно ли, например, превзойти Майю Плисецкую?  

Идеал — это всегда понятие эфемерное, поэтому я предпочитаю не иметь кумиров. Сегодня в мире балета очень много сильных балерин и у каждой из них есть чему поучиться.
Можно ли превзойти Майю Плисецкую? Я думаю, нет предела совершенству. В искусстве балетного танца мы вечные ученики, мы всегда ищем что-то новое для себя и стремимся к тому, чтобы сегодня наше мастерство было отточено лучше, чем вчера. Превзойти самого себя – это и есть истинное стремление к идеалу.

Как вы думаете, будущие балерины рождаются со свойством грации или приобретают его?

Кто-то рождается со свойством грации, а кто-то взращивает его в себе, как цветок в саду. Однако грацию балетного танца все танцоры познают через опыт. Лишь ежедневный труд помогает найти им новые грани восприятия жизни на сцене, поэтому чем больше они танцуют, тем лучше владеют своим телом – координацией движений, и могут донести до зрителя весь спектр чувств и эмоций.

Есть ли у вас своё особое ощущение музыкальных композиций?

Способность эмоционально переживать содержание музыкальных образов в совокупности с жизненным опытом и хореографией позволяет мне отразить действительность.
О художественном единстве музыки и балета стоит сказать, что у каждого этот симбиоз вызывает свои ассоциации. Например, для меня музыка Эдварда Грига в спектакле «Пер Гюнт» пробуждает чувство сказочности и волшебства. И сколько раз я ни смотрела этот спектакль, слушая музыку Грига, я переживаю катарсис, на глаза наворачиваются слёзы – настолько он глубок.

В любой творческой среде присутствует конкуренция. Этот мир постоянного соревнования между балеринами хорошо показан в фильме «Чёрный лебедь». Возможна ли дружба в коллективе, где все хотят стать лучшими?

Мне кажется, в фильме показана гипертрофированная конкуренция. Сегодня нет суровых интриг и войн в мире балета за главную роль и внимание зрителя. Хотя, возможно, когда-то они и были, ведь истории о битом стекле в пуантах тоже существуют. Мне не приходилось сталкиваться с подобными жестокими шутками, и я очень этому рада.
Конкуренция – это двигатель, который не позволяет тебе лениться и отвлекаться от работы. Но конкуренции следует быть здоровой: тебе надо уметь разумно оценивать свои силы и возможности, наблюдать за ростом мастерства других людей и учиться у них ему, и радоваться за коллег, когда они добиваются успеха. В этом не только смысл профессиональной солидарности, но и дружеской.     

Актриса Любовь Полищук, будучи статной женщиной, всегда мечтала встать на пуанты и станцевать на них. Ей удалось это сделать. Действительно ли нас ведёт за собой мечта, или всё же главное – иметь нужные стандарты?

Если мы говорим о профессиональном балете, то здесь есть определённые критерии и стандарты: рост, пропорциональность конечностей, вес костной и мышечной массы.
Для театральной или кинороли балерины не обязательно быть лёгкой как перышко. Слово «стандарты» здесь губительно для мечты встать на пуанты. Любовь Полищук, как настоящая актриса, не побоялась, что кто-то ей скажет: «Ты не сможешь!». Она, невзирая на чьи-то сомнения, доверилась самой себе, приложила усилия и осуществила своё заветное желание – и это прекрасно!

Итальянские учёные посчитали, что к привычному высокому уровню потребления в сфере искусства мир вернётся через десять лет. Как вы оцениваете этот прогноз?

После социальных дистанций и масочного режима никому неизвестно, в каком формате будет жить оперный театр. Возможно, люди будут соблюдать меры предосторожности ещё долгое время.
Я надеюсь, что всем танцорам балета не придётся трудиться в маске и думать, как сохранять дистанцию в работе с коллегами, ведь все мы взаимодействуем в непосредственной близости друг с другом.
Что касается десяти лет «зрительского затишья», об этом я не могу знать наверняка. Но я верю, что в скором времени кризис завершится – театральный мир вновь откроется, и мы будем радовать нашего зрителя своим мастерством.

Каким вы видите балет будущего? Возможны ли в ближайшем времени какие-либо трансформации в этой сфере искусства?

Главная трансформация случилась – искусство перешло на онлайн-платформы. На сегодняшний день множество спектаклей было представлено в этом формате. Однако, я думаю, что такая тенденция не закрепится, потому что актёрская игра для пустого зала вызывает странное чувство грусти. Любой спектакль необходимо смотреть вживую – должен происходить обмен эмоциями между артистом и зрителем.
Балет будущего – это баланс между классикой танца и современным восприятием реальности режиссёров-постановщиков, где неизменным для артиста остаётся желание танцевать для живой аудитории, видеть её глаза и слышать звук реальных, не виртуальных оваций.

В чём для вас заключается счастье?

Счастье – это когда твоя работа приносит тебе радость и когда ты не представляешь без неё своей жизни, – театр твоя обитель. И конечно, счастье – это когда все твои близкие и родные здоровы, ждут твоего возвращения домой и любят тебя так же сильно, как и ты их.

На сцене театра Ольга Гришенкова исполняет главные и ведущие партии в спектаклях классического и современного репертуара, в их числе: Медора, «Корсар» Адана; Жизель, «Жизель, или Вилисы» Адана; Фригия, «Спартак» Хачатуряна; Китри, «Дон Кихот» Минкуса; Одетта–Одиллия, «Лебединое озеро» Чайковского и многие другие.

Текст: Людмила Камбулова
Фото: Юлия Михеева