Я научилась брать судьбу в свои руки, ни у кого не спрашивая разрешения

6 / 2020     RU / ITA
Я научилась брать судьбу в свои руки, ни у кого не спрашивая разрешения
Джозетта Каприати президент международных PR-агентств Giosetta Consultants, Inc., Нью-Йорк
Штаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне, Стеклянный дворец ООН в Нью-Йорке, музей Пегги Гуггенхайм в Венеции – привычная рабочая среда Джозетты Каприати. Она – президент одного из самых влиятельных международных агентств по связям с общественностью, Леди Константиновского ордена Святого Георгия и гений мегакоммуникаций.

Более 40 лет синьора Каприати живёт в США, но по-прежнему влюблена в Италию. Духовное и эстетическое совершенство родной страны вдохновляет нашу героиню на грандиозные проекты, соединяющие обе стороны Атлантики. Это мероприятия самого высокого уровня, где задачи большой политики и большого бизнеса органично вплетаются в эксклюзивный культурный контекст.

LT: Вы по национальности итальянка, однако живете в Америке. Расскажите, почему именно США для вас стали второй страной проживания и ведения бизнеса?

ДЖОЗЕТТА КАПРИАТИ: Я родилась и выросла в Риме. Там же я закончила единственный в то время столичный университет Ла Сапиенца. Однако качество итальянской системы образования меня не удовлетворяло, и я поехала учиться в крупный еврейско-американский Университет Брэндайса в США по стипендии Фулбрайта. Там я познакомилась с еврейской культурой, впоследствии даже съездила в Израиль и навсегда осталась тесно связана с этой страной. Именно в тот период я почувствовала разницу и научилась брать судьбу в свои руки, самостоятельно принимать решения, ни у кого не спрашивая разрешения! Университет навсегда поменял мою жизнь. Я поняла, что американцы вообще мало что знают об Италии. И все их суждения основаны на знакомстве с Маленькой Италией, которая существует в самых крупных городах США (Little Italy, Маленькая Италия – районы в американских городах, заселенные итальянскими иммигрантами с XIX–XX вв. — прим. пер.). Учитывая, что сами итальянцы также мало знакомы с Америкой, я решила посвятить свою жизнь налаживанию связей между двумя культурами, США и Италией. Я постоянно проживаю в Нью-Йорке, однако четыре месяца в году обязательно провожу в Италии. Меня можно назвать своего рода регулировщиком в Атлантическом океане, который объясняет итальянцам, как нужно двигаться в Америке, и американцам, как это нужно делать в Италии!

Расскажите, как поменялась ваша судьба после переезда в США и что вы для себя открыли нового?

В Америке, которая, как я уже говорила, полностью изменила мою жизнь, я более всего ценю энергию, живость, оптимизм (вопреки повсеместно принятой в Италии роли жертвы), силу движения вперёд, несмотря ни на что, а также умение видеть свои ошибки и развиваться. Это именно то, на что обремененная своей двухтысячелетней историей Европа не способна.

Что вам ближе: американская мечта или итальянская дольче вита? Что значит для вас каждое из этих понятий?

Когда я поднимаюсь на борт самолёта, который увозит меня в Рим или Нью-Йорк, приходится переключать рычаг в голове, чтобы приспособиться к другой реальности. Я по знаку зодиака Рыбы, и одна часть меня обожает американскую мечту с её живостью и прекрасно чувствует себя в Нью-Йорке, а вторая – тянется к итальянской дольче вита и отдыхает в размеренном ритме Рима. Но это только на четыре месяца в году, не больше!

Каким образом вы способствуете взаимодействию между столь далёкими друг от друга странами — Италией и США?

Я занимаюсь связями с общественностью на высоком межгосударственном уровне. Организуемые мною мероприятия касаются сферы искусств (Фонд Гуггенхайма, «Сотбис»), издательского дела (Риццоли Интернэшнл) и в целом культуры и бизнес-сектора. В течение 15 лет я являлась советником Booz Allen Hamilton (крупнейшая американская консалтинговая компания по информационным технологиям — прим. пер.), Советником Национального Трудового Банка в США, а также «Морган Стэнли» в Италии.

Умение видеть свои ошибки и развиваться —
это именно то, на что обремененная своей двухтысячелетней историей Европа не способна

Моя деятельность также связана и с космической отраслью. Я представляла интересы Итальянского космического агентства при запуске трёх спутников совместно с НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства — прим. пер.). С 1983 года я профессионально занимаюсь организацией Кубка Америки в сфере яхтенного спорта, а также продвигаю итальянскую гастрономическую культуру, которую я привозила в ООН и Всемирный банк. Так как я считаю себя европейкой и гражданином мира, уже десять лет я являюсь советником старейшего аналитического центра Америки — «Ассоциация внешней политики» (Foreign Policy Association), где я стараюсь представлять интересы Европы и мира в целом. 

Какое мероприятие оказалось самым сложным и значимым для вас за всю карьеру?

Самым выдающимся проектом за всю мою карьеру был проект трансформации Дворца Веньер дей Леони в Венеции. Штаб-квартира Коллекции Пегги Гуггенхайм был перестроена из частного дома с богатой коллекцией современной живописи в настоящий музей, управляемый по американской модели. Сегодня он является одним из самых посещаемых мест в Италии. Я создала Совещательный совет коллекционеров современного искусства, организовала Сообщество итальянских и американских банков для сбора средств на восстановление дворца, а также привлекла местные организации (которые в прошлом даже отказывались принять коллекцию в дар), подписала соглашение о сотрудничестве с Министерством культурного наследия Италии и собрала младших членов Коллекции Пегги Гуггенхайм, организовав для них тематический тур по Италии, посвященный современному искусству.

Какой из ваших проектов вы могли бы назвать идеально спланированным и идеально проведённым?

Самым прекрасным проектом из всех, что я организовала, был торжественный вечер во фраках в особняке-музее Фрика в октябре 2008 года. Мероприятие в честь Итальянского фонда защиты окружающей среды проходило в Нью-Йорке, в бывшей резиденции промышленного магната Генри Клея Фрика, которая является сегодня одним из самых потрясающих музеев Нью-Йорка (частная коллекция старой западноевропейской живописи, собранная магнатом под руководством искусствоведов, расположенная на Пятой авеню — прим. пер.). А сам Итальянский фонд, в честь которого проводился вечер, представляет собой национальный частный фонд, предназначенный для реставрации и восстановления памятников, замков, дворцов и частных вилл, археологических и ландшафтных исследований, которым угрожает разрушение или исчезновение.

Секрет успешного проекта – холодная кровь, стальные нервы для любых непредвиденных обстоятельств, и немножко удачи! И никогда не делегируйте полномочия!

Фонд был создан в 1980-х гг. по желанию графини Джулии Марии Креспи из Милана, которую я хотела премировать во время торжественного ужина. Однако сама графиня не смогла присутствовать на вечере по состоянию здоровья и премию вручили её сыну Луке, который по сей день помнит этот удивительный ужин. Представьте 150 гостей, сидящих за полукруглым столом в волшебном зале для приёмов имени Генри Клея Фрика, который с одобрением взирает на всех со своего портрета на стене...

В чём секрет правильной организации PR-проекта на международном уровне?

Не существует никакой волшебной формулы успешного проекта. Всегда необходима педантичная подготовка, личный контроль, никогда не делегировать полномочия, огромное внимание к деталям, очень холодная кровь и стальные нервы, готовность к любым поворотам, которые есть всегда и везде, ну и, конечно, немножко удачи!

Приходилось ли когда-либо сталкиваться с непредвиденными сложностями во время работы? Как вам удавалось выйти из положения?

В 1995 году, по случаю 50-летнего юбилея организации Объединенных Наций, я организовала месяц Италии в Стеклянном дворце (здание Секретариата ООН в Нью-Йорке. — прим. пер.). По случаю торжества я опубликовала в издательстве Лоренцо Цикики первую и единственную книгу о коллекции предметов искусства в ООН. Для этого собрания Италия подарила статую Джакомо Манцу (известный итальянский скульптор и живописец XX в. — прим. пер.), которая до сих пор находится в саду перед входом во дворец. Я пригласила Лучано Паролари, шеф-повара из Виллы Д’Эсте, который в течение всего месяца занимался угощениями для почетной делегации. Этого повара помнят до сих пор. С ним же мы организовали великолепный гала-вечер самого первого показа моды в Стеклянном дворце с модным домом моей подруги Донателлы Джиромбелли, Дженни.

Я по знаку зодиака Рыбы, и одна часть меня обожает американскую мечту с ее живостью и прекрасно чувствует себя в Нью-Йорке, а вторая – тянется к итальянской дольче вита
и отдыхает в размеренном ритме Рима

Однажды на одном из благотворительных вечеров ЮНИСЕФ, где присутствовали более 400 почётных гостей, Паоло Фулчи, бывший в то время послом Италии при ООН, человек очень требовательный, противоречивый и сложный, должен был представить почетных гостей. Некоторые из них приехали на мероприятие специально из Италии. Однако он в последний момент стал злиться и раздражаться по мелочам, и всё бремя ведения и управления ходом ужина внезапно легло на мои плечи.
Я не растерялась, бросилась в бой и, как говорится, с достоинством выполнила все обязательства. В завершение вечера я получила комплимент от присутствовавшего на том вечере известного итало-американского телеведущего Майка Бонджорно. В тот день он подошел ко мне и спросил, от кого я научилась такому мастерству публичного выступления – это было признанием моего успеха.

Текст: Светлана Догадкина