Малая авиация — это капиллярная сеть страны

7 / 2020     RU
Малая авиация — это капиллярная сеть страны
Алексей Крюков коммерческий директор компании PMI Aero (Московская область)
Об «учебной парте» в российской авиации и перспективах её развития.

Наша компания PMI Aero является дистрибьютором новосибирского завода «РУСАВИАПРОМ», выпускающего модернизированный многоцелевой биплан Ан-2 (называемый в народе «кукурузником») — ТВС-2МС. Этот самолёт, спроектированный в 1946 году на Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова, стал авиационной легендой нашей страны. И сегодня в модернизированной версии он не теряет своей актуальности. Этот самолёт способен обеспечить эффективную авиасвязь в нашей стране, соединяя самые отдалённые регионы подобно капиллярной сети в нашем организме. Главное, правильно выстроить логистику, а также систему обслуживания и обучения персонала.

Самолёт не требует большой посадочной площадки, поэтому позволяет без больших изначальных вложений на обустройство аэродрома опробовать новый рейс и понять, будет ли он актуален.

Ещё недавно самолёт Ан-2 называли «учебной партой» — после авиационного вуза первым самолётом лётчика был именно Ан-2, поскольку он минимально начинён автоматикой и позволяет «на руках» почувствовать поведение самолета. Такой опыт пилотирования хорошо откладывается в памяти лётчика, позволяя ему в будущем предотвращать возможные аварийные ситуации. Сейчас же будущие лётчики учатся в «стеклянных кабинах» — неудивительно, что многие эксперты их называют не лётчиками, а операторами. И я с ними согласен, поскольку считаю, что каждый лётчик должен начинать самостоятельные полёты с самолёта класса Ан-2. К счастью, многие молодые лётчики понимают ценность опыта управления им. Сейчас даже есть очередь из пилотов, желающих пересесть на самолёты ТВС-2МС, причём многие уже летают на самолётах более высокого класса, таких как Embraer, Ан-24 и даже Boeing 737.

Cчитаю, что каждый лётчик должен начинать
самостоятельные полёты с самолёта класса Ан-2

Наибольшая востребованность самолётов класса Ан-2 и L-410 в северных, дальневосточных и сибирских регионах нашей страны — Карелии, Архангельске, Нарьян-Маре, Хабаровске, на Камчатке, в Иркутске, Магадане, на Чукотке, в Приморском крае. Там, где большую часть года — вечная мерзлота, проблематично прокладывать дороги, их постоянно размывает — я знаю это не понаслышке, поскольку сам родом из Норильска. Это «оторванный» от России город. Здесь работа самолётов — шанс на выживание и развитие региона. Сейчас власти Карелии и Ростовской области просят нас при помощи авиакомпании «Аэросервис» организовать в их регионах работу рейсов самолётов ТВС-2МС. При этом центральные регионы имеют очень развитую дорожную сеть, но и здесь есть спрос на самолёты ТВС-2МС, поскольку зачастую требуется авиационная скорость передвижения для решения вопросов в течение одного дня. И всё же те авиакомпании, которые сейчас используют самолёты от 60 мест и более, очень неохотно идут на открытие другого типа у себя в сертификате эксплуатанта — они освоили один тип, и их это устраивает. Малые российские авиакомпании в этом отношении более мобильны.

За рубежом свою заинтересованность в приобретении самолётов ТВС-2МС проявляют страны Юго-Восточной Азии, развивающиеся страны Африки… Но сейчас есть ряд вопросов, которые нужно решить для выхода ТВС-2МС на зарубежный рынок — в первую очередь обеспечить его производство сертификатом типа. Сейчас идёт процесс согласования с разработчиком соблюдения норм и правил, поэтому, думаю, уже в ближайшее время самолёт ТВС-2МС будет успешно летать не только в России, но и за ее пределами.

Текст: Анастасия Михайлова