Музыка: любовь или принуждение?

7 / 2020     RU
Музыка: любовь или принуждение?
Елена Рудзей руководитель хорового класса Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, художественный руководитель Новосибирского областного академического хора молодёжи и студентов КТЦ «Евразия», профессор кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Важность детского музыкального образования сегодня становится всё более очевидной для многих родителей.

LT: Елена, в чем на ваш взгляд, важность музыкального образования для детей?

ЕЛЕНА РУДЗЕЙ: В идеале было бы прекрасно, если бы все дети на земле получали образование в сфере музыки: оно отлично дисциплинирует, развивает интеллект и художественное восприятие, улучшает память, развивает координацию движений. Конечно, бывают случаи, когда музыканты намеренно не пускают своих детей в профессию, которой живут, поскольку слишком хорошо знают все её подводные камни. Такой подход характерен не только для музыкантов, но и, к примеру, для артистов балета, профессиональных спортсменов — людей, профессия которых требует постоянной большой самоотдачи без перерыва на выходные. Недаром у нас говорят, что если ты не позанимаешься один день, то это слышит Бог, если не позанимаешься два дня, это слышишь ты, а если три, то это услышат все вокруг. Это уже стиль жизни, который не каждый родитель пожелает своему ребёнку.

А вы?

Мы с мужем сразу решили, что музыкальная школа является обязательной для наших детей. А дальше — они выберут сами то, что им ближе. Наши дети вместе с нами постоянно находятся в атмосфере музыки. Дочь София с шести лет занималась в 1-й музыкальной школе на вокальном и фортепианном отделениях. Известно, что после третьего и пятого классов музыкальной школы ребёнок часто испытывает кризис: он устаёт, ему хочется побегать, погулять, а не заниматься регулярно. Когда я увидела, что и у Софии наступил такой момент, то отвезла её в вокально-хоровую студию «Радость». Конечно, нам с «Берёзовой рощи» было не очень удобно ездить на Станиславского, но я знала: эта студия именно то, что сейчас нужно дочери. Руководитель студии — первоклассный специалист Оксана Олеговна Безъязыкова. Я точно знала, что в студии «Радость» дети занимаются с удовольствием: там шебутно, радостно, «хулигански». Здесь всё — от сердца, здесь — интересно, здесь ярко раскрывают детей. Оказавшись в такой немного сумасшедшей среде, дочь ожила. Летом она уже с удовольствием поехала в хоровой лагерь, а потом прошла серьёзный кастинг и попала во Всероссийский детский хор, который открывал и закрывал Олимпиаду в Сочи. Хор состоял из тысячи детей — по десять человек из каждого региона. Репетиции хора проходили под управлением Валерия Гергиева в Мариинском театре! Конечно, на ребёнка 12–13 лет всё это производит огромное впечатление.
Дочь, окончив музыкальную школу, решила поступать в Новосибирский музыкальный колледж имени Мурова на вокальное отделение. Это сильнейший колледж Сибири с потрясающими специалистами, выпускники которого спокойно поступают в лучшие вузы мира: в Москву, Санкт-Петербург, Лондон, Париж…

Расскажите, кстати, как ваш сын в пять лет покорил Париж?

Я думаю ещё очень рано всерьёз говорить о талантах и тем более профессиональном будущем ребёнка пяти лет. Наша задача на сегодня — дать Матвею возможность попробовать себя в разных направлениях. Раз в неделю он осваивает блокфлейту у потрясающей Маргариты Аунс, а после смены зубов сможет начать осваивать кларнет. И вот Маргарита Владимировна звонит в марте и предлагает поучаствовать в международном конкурсе «Восходящая звезда», проходящем в Париже. Я удивилась, поскольку Матвей занимается всего год и у нас пока здесь нет никаких амбиций. В это время как раз началась пандемия, поэтому супруг взял на себя ежедневную подготовку Матвея, а Маргарита Владимировна дистанционно по записям контролировала весь процесс. Через два месяца домашних занятий мы безумно устали от работы в таком формате. Записывали пьесы в последний день, причём раза с пятнадцатого: то Матвей не артистично поднял или опустил флейту, то ошибся в игре. Запись отправили, а через месяц пришёл диплом, подтверждающий, что Матвей стал лауреатом в возрастной группе от трёх до пяти лет!
В таком возрасте добиться результатов можно только совместным трудом с родителями. Недаром Юрий Башмет однажды сказал: «Мне не нужен гениальный ребёнок, мне нужны гениальные родители», то есть те, кто, отставив свою жизнь, будет с утра до ночи контролировать процесс занятий. Мы себя не относим к такой категории, но здесь срабатывает личный пример и погружение в музыкальную среду. Мне хочется, чтобы всё было с любовью, хотя понятно, что и без принуждения порой не обойтись.

Как же принуждать так, чтобы ребёнок при этом не потерял интерес к занятиям?

Нужно изначально прививать ребёнку понятие о дисциплине. Все музыканты знают, что самому своего ребёнка лучше не учить, поскольку родители в отношении своих детей очень нетерпеливы. Если чужому ребёнку ты спокойно шестьсот раз объяснишь одно и то же, то в работе со своим ребёнком уже на второй попытке будешь близок к нервному срыву.
В 90 процентах случаев успех ребёнка зависит от того, какой у него педагог. Что будет мотивировать ученика в сложные периоды, когда ему трудно или неохота? Любовь к учителю. Чтобы ученик предпочёл занятия своим детским увлечениям, Марья Ивановна должна быть невероятно интересна ему как личность, она должна уметь его зажечь и увлечь. Она должна быть для него богиней! Тогда у ребенка интерес будет превышать уровень затрат. А затем ребёнок незаметно втянется и будет открывать для себя уже и музыку. Вся остальная мотивация не работает с таким эффектом. Мне самой везло с учителями. В хор я пошла только потому, что наш хормейстер Людмила Леонидовна Нев­ская была совершенно невероятной умницей и красавицей, которую дети просто обожали.

А что делать, если ребёнку не посчастливилось заниматься у такой Людмилы Леонидовны?

Родителям нужно искать варианты, тем более что в Новосибирске есть прекрасный выбор музыкальных педагогов — специалистов экстра-класса, умеющих блестяще работать с детьми. Например, в 23‑й школе потрясающий педагог Елена Евгеньевна Показаньева, детский хор которой — чемпион мира! Есть композитор Оксана Сереброва в 8‑й музыкальной школе, где она занимается с детьми не просто музыкой, а ещё и театром. Они часто привозят Гран-при больших театральных фестивалей. Хор 2‑й музыкальной школы выступает то в Москве, то в Лондоне. А музыкальная школа «Кантилена» вообще весь мир с хоровыми коллективами объездила, выступив в 54 странах! В Сузуне есть гениальный хормейстер Наталья Николаевна Саломатова. Перечислить всех — просто невозможно, конечно… Когда ребёнок попадает в интересную, событийную среду, у него гораздо больше мотивации заниматься: вокруг друзья, все поют, есть чувство единства.

Хор вообще очень сплачивает детей.

Хоровая культура способна сплотить не только детей, но и всю страну. Это духовный корень нации, сила и чувство соборности как единого духовного воинства.
Мы ежегодно организуем большой Сводный хор Новосибирской области, работа которого направлена на просветительскую работу и гражданскую тематику. Задача проекта — сделать так, чтобы подростки старше одинадцати лет могли повысить не только свой профессиональный уровень, но и прочувствовать свою непосредственную принадлежность к великой стране, её культуре и истории. В течение трёх–четрёх месяцев каждое воскресенье Сводный детский и Сводный молодежный хоры собираются в большом зале, где мы репетируем хором из пятисот человек, потом подключаются оркестр, режиссер, артисты… Выступление превращается в настоящий музыкально-литературный спектакль, который обычно проходит в апреле в зале им. А. М.  Каца.
Когда мы готовимся по военной тематике, я каждый раз вижу, как дети мало знают о Великой Отечественной войне. Мы разговариваем про великие битвы, я даю большие домашние задания: посмотреть фильмы о войне («Они сражались за Родину», «В небе ночные ведьмы», «Белорусский вокзал»), найти на порталах «Отряд 29» или «Память» всю возможную информацию об участниках войны в своих семьях. Часто даже родители не знают того, что происходило с их отцами и дедами на фронте. После такой подготовки дети так поют! Они насмерть стоят, потому что знают, о чём поют. И я знаю, что, пройдя через такие «ворота», ребята с этим будут жить дальше, независимо от того, продолжат ли своё развитие в музыке или нет.

А в целом вы видите, что сегодня меняется отношение к музыкальному образованию — на уровне государства, семьи?..

Помню, когда я училась в музыкальной школе, это было престижно и практически тотально. Но 1990‑е годы всё это почти уничтожили, поэтому из этого колоссального провала выросло поколение без музыкального образования и любви к классической музыке. Сейчас мы как раз имеем дело с детьми этих родителей. А ведь восприятие классической музыки для неподготовленного человека — очень сложный психофизический процесс. Да, человек может поверить, что классическая музыка — это прекрасно, но при этом не чувствовать её, не понимать. Хорошая новость в том, что родители стали вновь приводить детей в музыкальные школы, а тут начинается вовлечение взрослых в процесс. Я помню, как мой папа меня водил на концерты, будучи изначально человеком далёким от классической музыки. И если на первых концертах он спал, то лет через пять плакал на Четвёртой симфонии Брамса. И сегодня родители благодаря своим детям потихоньку приучаются читать музыкальные коды, поднимаясь к уровню высокого культурного аристократизма, становясь мудрее, внутренне богаче и красивее.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Майя Ашику