Отцы и дети: единый такт сердец

7 / 2020     RU
Отцы и дети: единый такт сердец
иерей Дмитрий Миронов настоятель храма в честь преподобного Алексия человека Божия в р.п. Мошково Новосибирской области, руководитель отдела Искитимской и Черепановской епархии по взаимодействию с вооружёнными силами, правоохранительными органами и казачеством, преподаватель ОПК
Воспитание детей часто похоже на ходьбу по канату между разных крайностей. О том, как выбрать ту самую золотую середину, мы поговорили со священником Дмитрием Мироновым.

LT: Отец Дмитрий, в вашей семье пятеро детей — каких принципов вы придерживаетесь в их воспитании?

ДМИТРИЙ МИРОНОВ: Воспитание, прежде всего, основано на понимании того, что каждый ребёнок в семье — это дар Божий. Родительская любовь, особенно материнская, всесильна, она позволяет любить своих детей в любой ситуации, несмотря ни на что. В Евангелии есть притча о блудном сыне, в которой младший сын попросил у отца свою часть наследства и ушёл в далёкую страну жить самостоятельно. Через какое-то время он всё промотал и вернулся к отцу с покаянием. И отец, несмотря на недоумение старшего сына, не только прощает его, но и устраивает пир в честь его возвращения. На этом принципе безусловной любви и должно строиться воспитание детей. И всё же любить можно по-разному, ведь ребёнок подобен алмазу — как ты, будучи родителем, его огранишь, так он и засияет. Но если алмаз вознести на пьедестал и не прилагать усилий для его огранки, то и особого блеска ждать не стоит. При этом важно не оттолкнуть ребёнка от себя, не подавить его природу, а бережно направить, поддержать, заинтересовать...Сегодня в современном мире принято всё планировать, в том числе и рождение детей — родителям хочется сначала пожить для себя, купить квартиру, машину, попутешествовать…
В итоге дети всё чаще рождаются ближе к 30 годам, а про появление второго и третьего уже зачастую и не говорят. Но я убеждён, что чем больше у ребёнка братьев и сестёр, тем меньше у него шансов вырасти эгоистом. Когда старшие дети смотрят за младшими, когда всё делится поровну, то и у ребёнка нет ощущения, что мир вращается лишь вокруг него. В семье должно быть некое общее дело, которым занимаются все вместе — и дети, и родители. Также сегодня важно, чтобы у ребёнка не сформировалось обесценивание материальных благ, которыми его обеспечивают родители. Конечно, дети не должны ощущать нужды, но и чувство перенасыщения вредно.

Что помогает придерживаться этой золотой середины?

Приучение к труду. Будет ли подросток ценить машину, которую ему подарили в честь окончания школы? Навряд ли. В нашей семье все дети приучаются к труду: помогают на кухне, по хозяйству, на огороде… Дочь даже иногда помогает мне с починкой машины — в свои 12 лет она уже может поменять колесо. Я считаю, что дети по мере возможности должны уметь всё — что плохого, например, если мальчик может сам пришить пуговицу? Вспомните, русские офицеры умели всё. При этом в базовых вещах мальчиков нужно воспитывать как будущих мужчин — быть ответственными, смелыми, справедливыми…
В нашем первом приходе мы жили в многоквартирном доме (бывшем детском саду), где было минус 12 градусов на кухне, когда на улице — минус 50. Конечно, мы могли бы всё бросить и уехать, но мы не опускали руки — все вместе в трудные времена из ничего создавали свой быт, и дети всячески в этом помогали.

Дети по мере возможности должны уметь всё — что плохого, например, если мальчик может сам пришить пуговицу? 

Не нужно стремиться ограждать детей от всех опасностей на свете и говорить: «Не ходи туда, там яма». Если ребёнок настаивает, нужно взять его за руку, пойти с ним и вместе упасть в эту яму, чтобы вместе выбраться. Конечно, я сейчас не говорю о каких-то жизненно опасных ситуациях.
В любых условиях важно стремиться к тому, чтобы давать ребёнку не рыбу, а удочку. В семье наших знакомых, английских евреев, вернувшихся в Израиль, мать предложила своему 13-летнему сыну прочитать «Войну и мир» Толстого на английском языке. В 15 лет он задумался: «А почему бы мне не прочесть «Войну и мир» в оригинале?» И прочитал роман ещё и на русском языке. Вы можете представить русского подростка, который в 15 лет прочёл, к примеру, Шопенгауэра в оригинале? 

Сложно представить.

Вот именно. Дело в том, что у нас нет понятия о фундаментальном домашнем образовании. У нас матери занимаются карьерой, саморазвитием, кухней — чем угодно, но не образованием своих детей. Вместо книг, рисунков, поделок дети сегодня поглощены гаджетами и телевизором. Мне кажется, что просмотр телевизора — это последнее, что нужно ребёнку. Уже с малого возраста детям важно читать детские книжки, приучая к чтению. На ночь — поцеловать, пожелав спокойной ночи… Из таких простых вещей и строятся тёплые гармоничные взаимоотношения.
Конечно, случаются ситуации, когда жена вынуждена работать на трёх работах, чтобы прокормить семью, а муж на диване лежит. Бывает перекос и в другую сторону, где основная функция жены — требовать и предъявлять супругу претензии.

Как должны распределяться роли родителей в семье?

У нас потерялось представление о том, кто такая жена и кто такой муж. Семья — дело двоих, где оба обязаны и оба «должны». И воспитание детей начинается прежде всего с воспитания самих родителей. В семье любящих и уважающих друг друга родителей дети впитывают эту норму и переносят потом в свою взрослую жизнь.

Как заметить и развить в каждом ребенке его талант, тем более если детей не один, а пять?

Нужно внимательно наблюдать за интересами ребёнка — чем ему нравится заниматься, чем он интересуется. В нашей семье большое значение имеет музыкальное образование. Помню, мы возили наших детей в музыкальную школу — более 60 км в одну сторону и столько же в другую. Мы прошли через слёзы и через «не хочу», но сейчас все дети, кроме старшего сына, с удовольствием играют на фортепиано. Но здесь тоже важно найти золотую середину, чтобы у ребёнка не появилось отвращение. Старший сын сразу не проявил интереса к инструменту, его увлечение — фотография, поэтому мы не стали особо настаивать. Если говорить о выборе профессии, то, конечно, я как священник хотел бы видеть в своих детях продолжение рода церковнослужителей, но выбор всегда за ними, ведь лучше быть хорошим мирянином, чем плохим священником.

В нашей стране всё сметается финансовым сумасшествием — погоня за длинным рублём отбила нас от самого главного — своей семьи и проблем детей

В восточных странах к воспитанию детей подходят порой более ответственно, чем у нас, — родители всегда знают, чем занимается и увлекается их ребёнок, следят за его нравственным воспитанием, особенно дочерей. В нашей стране всё сметается финансовым сумасшествием — погоня за длинным рублём отбила нас от самого главного — своей семьи и проблем детей.
К сожалению, я периодически слышу, как родители позволяют себе матом отчитывать детей прямо на улице ничтоже сумняшеся. Когда ребёнок обращается к нам со своей проблемой, мы говорим: «Подожди, мне некогда». Но когда вода уже пролилась на землю, выпить её уже невозможно.
Помню, мне нужно было на важную встречу, и я попросил сына 30-40 минут подождать меня в машине с личным водителем моего знакомого. Сын хотел пойти со мной, но я отказал. Водитель пытался развлекать его в автомобиле, но ребёнок даже спустя годы помнит этот момент. Конечно, мы проговорили эту ситуацию. Когда между родителями и детьми царит единый такт сердец, то в семье нет неразрешимых вопросов.

Текст: Анастасия Михайлова