Познавая искусство, познаёшь себя

7 / 2020     RU
Познавая искусство, познаёшь себя
Елена Решетникова (на фото — с мужем Евгением) руководитель Семейного центра культуры и развития «Наследие», мама четверых детей
О том, как, обращаясь к лучшим образцам мирового культурного наследия, помочь ребёнку найти свою дорогу в жизни.

LT: В сфере частного образования у каждого учреждения есть своя атмосфера и свои ценности. Каким семьям подойдёт «Наследие»?

ЕЛЕНА РЕШЕТНИКОВА: Наш образовательный центр для тех семей, в которых родители приняли решение о домашнем обучении детей. Мы как посредники организуем этот процесс в стенах «Наследия», где есть и детский сад, и начальная школа, и летний лагерь, и возможность разовых посещений с целью мягкой социальной адаптации ребёнка (услуга, особенно востребованная у занятых родителей, чьи дети с рождения привыкают к их частому отсутствию). В детский сад мы принимаем ребятишек от 3 до 7 лет, а в школе дети занимаются с педагогами пока до пятого класса, уже на следующий год планируем запустить среднее звено. Как и все, кто находится на домашнем обучении, наши воспитанники ежегодно сдают промежуточные аттестации, которые проходят в онлайн-режиме на базе одной из московских школ. В конце учебного года родители ученика получают справку об окончании класса с отметками в личное дело, и далее ребёнок может продолжить образование у нас или в любой государственной или частной школе. Главной ценностью «Наследия» я считаю нашу авторскую образовательную систему, основанную на развитии детей через искусство. Уже на входе в наш семейный центр посетителей встречают портреты великих художников, писателей, музыкантов, украшающие детские шкафчики. Представьте себе, как трёхлетняя девочка спрашивает, показывая на портрет на своей кабинке: «Мама, кто это?» — «Сергей Рахманинов, композитор». — «Мама, а давай сейчас в машине послушаем его музыку». Это реальный диалог и прекрасная иллюстрация к тому, как в «Наследии» дети с первых лет жизни учатся слушать себя, познавать, творить, сопереживать, делиться идеями посредством культуры как важнейшего инструмента духовно-нравственного становления личности.

Как именно работает такой подход?

Через культурные образы у ребёнка формируются плодотворные поведенческие модели: как Анна Павлова создавала свою Царевну Лебедь, что хотел сказать Пушкин в своей сказке и как Римский-Корсаков переложил эту идею на музыку, — соприкасаясь с творчеством великих, стараясь понять их мысли, их переживания, ребёнок получает колоссальный чувственный опыт. Формирование эталонов добродетели, вкуса, красоты — всё это функция культуры, которая успокаивает человека, уравновешивает, умиротворяет. Терапевтическое воздействие искусства мы наблюдали много раз. Так, гипер­активные дети на глазах становились спокойнее и рассудительнее, когда в их картине мира появлялись гармоничные образы из мирового культурного наследия.

Формирование эталонов добродетели, вкуса, красоты —
всё это функция культуры, которая успокаивает человека, уравновешивает, умиротворяет

Огромную роль правильный культурный контекст играет в формировании эмоционального интеллекта. Запрос от родителей на развитие у детей эмпатии сегодня велик, но этот процесс должен быть очень тонко встроен в образовательную программу. Печаль, радость, трудности творческого поиска и восторг от достижения желанной цели — сложнейшую гамму человеческих чувств наши ученики переживают через приключения сказочных героев, классическую музыку, через биографии великих исследователей. Многие родители считают, что наша задача подготовить детей «к реальной жизни», в которой бывает всякое. Но я разделяю точку зрения профессора Шалвы Амонашвили, который считает, что ребёнка не нужно готовить к жизни, потому что он уже живёт — здесь и сейчас. И обеспечив ему доступ к культурным богатствам человечества, мы получим личность более эмоционально зрелую, нежели чем кто нарабатывал жизненный опыт, не имея никакой духовной опоры.

Обучение через культуру ассоциируется в первую очередь с гуманитарным складом ума. А если ребёнок от природы аналитик, обладающий структурным мышлением?

А ещё он может быть талантливым организатором или оратором — и всё это разные психологические типы, разность которых я вижу на примере своих детей. Однако вне зависимости от таланта ребёнка ему нужно уметь правильно использовать главные дары природы: руки, ум и сердце. Этот закон гармоничного развития личности сформулировал великий гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, и, воплощая его в жизнь, мы стараемся дать каждому ученику весь объём знаний, которые входят в понятие «культура», — это и гуманитарные направления, и естествознание, и точные науки, и чистое творчество. А вот помочь ребёнку найти в этом океане возможностей что-то своё — это уже задача учителя. Мудрый педагог никогда не даст всем ученикам одинаковое упражнение. Вернее, даст, но превратит это упражнение в произведение искусства, которое в душе каждого ребёнка найдёт свой отклик, вызовет желание пойти дальше, познать предмет ещё глубже. Приведу пример. Этот год у нас посвящён культурному наследию России, и все задания для детского сада и школы адаптированы под заданную тему. Но с ребёнком-логиком мы будем решать примеры, считая звёзды на башнях Московского Кремля, а с ребёнком-этиком — использовать максимально живые и яркие образы, которые замотивируют его найти решение как продолжение истории, уже возникшей в его голове. Следуя тому же принципу, мы считаем картины в залах Третьяковской галереи, вычисляем количество муки, чтобы испечь к обеду свежий хлеб — от частного к общему и наоборот! Так в «Наследии» постигается всё — от основ домашнего хозяйства до космических далей. При этом каждый из детей подтягивает недостающие навыки: прирождённый математик проникается живостью предлагаемых ему образов, а гуманитарий учится структурировать свои мысли.

Какие методики лежат в основе образовательной программы наследия?

Мы ориентируемся на труды классиков педагогической теории: Ушинского, Сухомлинского, Макаренко, Корчака. Из современных авторов нам близки по духу Шалва Амонашвили, Оскар Бренифье и другие учителя, которые понимают воспитание как глубоко осознанный процесс, способствующий формированию цельной личности, находящейся в гармонии с собой и с окружающим миром. Постижение человеком самого себя, своей бессмертной сущности — высочайшая цель гуманной педагогики, воспитывающей в ребёнке скромность и достоинство, человечность и порядочность, уважение к себе и служение обществу — качества, ценность которых сегодня как-то померкла на фоне всеобщей жажды успеха.

А что предосудительного в желании родителя вырастить успешного человека?

Это абсолютно понятное и естественное желание, потому что все мы желаем счастья своим детям. Просто сегодня счастье почему-то ассоциируется со строчкой в рейтинге Forbes. Курсы лидерства, школы молодых управленцев, семинары на тему «Как стать миллионером в 13 лет» — с самого раннего возраста детей готовят к борьбе за место под солнцем, причём в очень конкурентной среде. Кстати, по этой причине такие качества, как милосердие, великодушие, благородство, сегодня считаются признаком слабости, потому что мешают быть «главным в песочнице». Однако в реальной жизни мы ждём от людей именно великодушия и благородства, которые становятся свидетельством необычайной внутренней силы человека. А успех заключается не в том, чтобы всю жизнь пробиваться к вершинам в окружении идентичных тебе людей, а в том, чтобы как можно раньше познать себя, свои желания и получать великое удовольствие, реализуя своё предназначение. Удивительно, что вместе с нами к этому приходят даже самые требовательные и амбициозные родители. «Мы думали, что привели к вам ребёнка, а оказывается — привели себя», — говорят они.

Чтобы реализовать своё предназначение, его надо понять, а ярко выраженная одарённость встречается не так часто. Что делать, если у ребёнка не заметно никаких талантов?

Ребёнок в любом случае не приходит в этот мир чистым листом бумаги: семена его собственной, уникальной истории уже посеяны, и наша задача — удобрить почву, а не пытаться насадить ребёнку чуждые ему ценности. Загоните мальчишку, которому важно общение с людьми, в технари — и вы получите средней руки программиста и несчастного человека. Родителям, которые ещё не определились, в каком направлении прикладывать силы для развития своих детей, я бы советовала не пренебрегать помощью профессиональных педагогов. Хороший учитель — это ещё и наставник, который чутко улавливает, к чему тянется ребёнок, и поддерживает этот интерес, давая своему воспитаннику необходимые знания. Я оценила результат такой работы педагогов на своих детях. Мой старший сын получил дошкольное образование в «Наследии», а со школьниками мы тогда ещё не работали, поэтому ребёнок пошёл в общеобразовательную школу. Отучившись в ней год, он сам попросился на домашнее обучение, так как ему было некомфорт­но в системе, в которой все ученики должны были следовать стандартным алгоритмам. Так в «Наследии» появилась ещё и начальная школа, и результат не заставил себя ждать. Спустя год занятий у нас, сын потрясающе раскрылся в любви к животным — его страстью стали лошади, причём не только верховая езда, но и уход за ними. Сейчас мой ребёнок мечтает стать фермером, и я всем сердцем принимаю его выбор. Та же история с дочерью, которая уже решила, что, скорее всего, свяжет свою жизнь с искусством, с танцами, и сама выбирает танцевальные направления, которые ей интересны. Я рада, что мои дети уже могут самостоятельно принимать такие осознанные решения, становясь творцами своей судьбы, а не исполнителями родительской воли.

Можно сказать, что «Наследие» растёт вместе с вашими детьми. А почему вы вообще решили создать свой образовательный центр? Обычно уходу в педагогику предшествует опыт родителей, которые не нашли для своих детей ничего подходящего в уже существующей системе.

Это история про нас (улыбается). У нас с мужем четверо детей, и все они очень разные. Будучи целиком погружённой в заботы материнства, тонко чувствуя каждого своего ребёнка, я прекрасно понимала: что подходит одному, не годится для другого. В этом заключалось первое существенное противоречие между моим подходом к воспитанию детей и общеобразовательной системой, где индивидуальность ребёнка подгоняется под общий стандарт. Вторая причина, по которой я изначально склонялась к домашнему формату, — почти везде мне не хватало глубины развития. Как мы знаем, колесо жизненного баланса человека состоит из четырёх сфер: физической, социальной, интеллектуальной и духовной. В идеале все они должны быть развиты равномерно, но в реальности доминируют одна или две. А культура, искусство, нравственное воспитание — всё, что тренирует нашу сердечную мышцу, в большинстве образовательных программ находится на последнем месте. Поэтому я стала сама изучать разные педагогические системы и подходы, пока у меня не родилась мысль о создании своей школы в истинном значении этого слова — «лестница духовного развития».

Такое серьёзное дело требует большого профессионализма. Как вы подбирали педагогов для «Наследия»?

У нас довольно молодой коллектив, и родители, впервые переступающие порог нашей школы, часто удивляются: чему может научить девочка, недавно закончившая институт? Я скажу так: методике научить нетрудно, трудно найти человека, который горит своим делом. Нередко педагоги со стажем настолько выхолощены системой, что душевных сил на детей уже не хватает, а ведь именно неугомонность души — это главное качество Учителя.

В «Наследии» сложилась такая гармоничная атмосфера,
где традиции рождают новые идеи, проекты, отношения,
а дети растут в любви и радости

Но, разумеется, в нашей семье — как мы называем нашу школу — есть и чудесные опытные наставники, хранители уникальных знаний и культурных ценностей. Словом, в «Наследии» сложилась такая гармоничная атмосфера, где традиции рождают новые идеи, проекты, отношения, а дети растут в любви и радости. Даже мой муж — человек, в общем-то, приземлённый — однажды сказал: «До рождения «Наследия» я не думал, что в мире столько хороших людей».

А вы сами преподаёте?

Большую часть времени я работаю над учебной программой «Наследия» и веду спецкурсы, которые создаются исходя из потребностей наших детей и их родителей. Мне нравится заниматься с учениками именно в таком формате, ведь курс предполагает глубокое погружение в тему: будь то родословная, героическая история России или лабиринты человеческой мудрости. На мой взгляд, современному поколению отчаянно не хватает примеров подлинного мужества, милосердия, беззаветного служения людям, и я чувствую, что моё призвание — возрождать эти образы для воспитанников «Наследия». Правда, свою нишу в профессии я нашла не сразу. Много лет назад, закончив школу-лицей в Барнауле, я собиралась поступать в педагогический институт на филфак, но недобрала одного балла, и мне достался факультет журналистики с её осведомлённостью в самых разных областях знания: история, философия, социология, искусство, этика, коммуникации. Сейчас, заканчивая магистратуру новосибирского педуниверситета по специальности «психология и педагогика образования одарённых детей», я понимаю, как мудро распорядилась жизнь, сделав мой путь к преподаванию по-настоящему осознанным. Придя в профессию в 22 года, я, наверное, стала бы просто хорошим учителем. А сейчас я имею возможность вживую слушать лучших педагогов нашего времени, развивая в Новосибирске образовательную систему, основанную на принципах гуманной педагогики, за что я благодарна моему научному руководителю Татьяне Леонидовне Павловой и, конечно, Шалве Александровичу Амонашвили, заканчиваю высшие курсы учеников гуманной педагогики под его началом.

Супруг поддерживает вас в вашем деле?

Безусловно. Мы вместе прошли весь путь с того момента, как я поняла, что не хочу отдавать нашего первого ребёнка в детский сад, до рождения большой и дружной семьи «Наследия». Всё, чего мы достигли, стало возможным благодаря вере мужа в мою интуицию и его финансовой поддержке. Он занимается строительным бизнесом и благодаря своему структурному мышлению понимает, как должен развиваться наш проект. Сейчас мы планируем расширять пространство для школы. Я счастлива, что благодаря мужу и, конечно, благодаря нашему замечательному коллективу педагогов мы можем воплощать в жизнь то, что, как мне кажется, задумано свыше.


+7 (383) 214 44 22
@ nasledie_detyam
taplink.cc/naslediensk.ru
nasledie-detyam@mail.ru

 

Текст: Марина Кондратьева
Фото: Евгения Бурило (заглавное фото Елены и Евгения Решетниковых) ,
архив Семейного центра культуры и развития «Наследие»