Тайны человеческого мозга

7 / 2020     RU
Тайны человеческого мозга
Наталья Фромм руководитель нейропсихологического центра «Мозговичок»
От особенности до нормы, от нормы до гениальности. Существует ли предел развития головного мозга?

LT: Расскажите о деятельности вашего центра.

НАТАЛЬЯ ФРОММ: Нейропсихологический центр «Мозговичок» функционирует с ноября 2019 года. Изначально его направленность предполагала диагностику и коррекцию неврологических и психических нарушений у детей. Но сейчас подход расширен и нет строгих возрастных ограничений: проводится нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика и коррекция малышей, подростков, взрослых и пожилых людей, в зависимости от того, с каким запросом обращаются. На основании результатов формируется персональная программа коррекции для каждого человека. Форма работы — индивидуальная, сочетающая в себе нейродинамические упражнения, разнообразные когнитивные и дыхательные задания, направленные на развитие целенаправленности, сознательности в поведении, развитие двигательной сферы (крупной и мелкой моторики), психических функций (память, внимание, мышление) и т. д. По большому счёту, мозг — та же мышца, которую можно натренировать. Прицельное выстраивание тех или иных упражнений, задействующих определённые участки мозга, помогает либо доразвить эти области, если речь идёт о детях, либо восстановить, если имел место травматический или возрастной генез и какие-то умения, навыки, способности были утрачены. В целом Центр придерживается комплексного подхода к развитию людей и возможности проработки всех сфер жизни человека. Помимо работы с мозговой патологией особое внимание уделяется личной и семейной психотерапии. Ведь родителям особых детей порой необходимо особое профессиональное внимание и психологическая помощь. Причем варианты психотерапевтической поддержки и помощи могут быть разными: это классическая — вербальная — терапия (она, конечно, больше подходит взрослым или подросткам), а вот методы арт-терапии, включающей в себя песочную, пуговичную, художественную, сказкотерапию и т. д., универсальны, но, в основном применяются с детьми.
С весны этого года в Центре проводятся поддерживающие тренинги «Ресурсная мама», помогающие женщинам, во‑первых, вспомнить, что они не только мамы, но и жены, и сами дочери, и профессионалы, или любители какого-то дела и так далее, то есть имеют широкий спектр социального участия. Ведь именно возвращение к самой себе помогает женщинам выйти из пресловутого, но эмоционально изматывающего состояния «кухонного комбайна» и вспомнить о том, что она прежде всего — женщина. А кроме того, особая, прицельная работа ведется именно с эмоциональными состояниями, когда истощающие эмоции нужно взять под контроль, а наполняющие, позволяющие расцветать и жить полноценной жизнью, наоборот, раскрывать на максимум. Также в Центре проводится различного рода досуговая деятельность, в которой принимают участие как люди с особенностями развития, так и нормотипичные, то есть те, у которых нет проблем ни с психической, ни с неврологической сферой, но им просто интересно учиться, получать новые впечатления, удовольствие. Творческие, игровые, познавательные, коммуникативные занятия развивают, способствуют интеграции, учат детей и взрослых находить контакт друг с другом и с другими людьми. Совместные мероприятия — это способ показать, что люди могут быть очень разными и к каждому нужно уметь находить свой подход, тогда общая деятельность будет продуктивной, а совместная жизнь — интересной и насыщенной.

Нужно ли особое оборудование для занятий?

Существует большое заблуждение, что для того, чтобы заниматься коррекцией патологии или выстраивать сложные многоступенчатые программы коррекции, требуется очень много всего. Нейропсихолог не нуждается в специальном техническом оборудовании, кроме знаний, как взаимодействовать с ребенком или человеком, требующим помощи. Например, можно использовать огромное количество упражнений, развивающих различные зоны мозга, используя всего лишь обычный мячик или игрушки, которые есть у каждого ребенка. Более того, во время занятий акцентируется внимание родителей и происходит обучение их тому, как в обычных домашних условиях заниматься с ребенком, чтобы процесс коррекции был непрерывным и результат развития закреплялся быстрее и прочнее. Кстати, именно на этом принципе и создавалась моя развивающая онлайн-платформа Центра Brain-platform по нейропсихологической коррекции, чтобы опекающие лица в любом удобном для них месте могли заниматься со своими близкими, используя либо электронный наглядный материал с монитора компьютера, либо тот, который они могут самостоятельно распечатать в любой полиграфической студии или даже дома, либо с помощью задействования тех предметов, которые обычно есть в любой семье, у любого ребенка.

Почему вы решили открыть нейро­психологический центр?

В нейропсихологию я окунулась 15 лет назад, когда после окончания университета попала в Новосибирскую областную психиатрическую больницу № 6. Там я работала в двух отделениях: экспертном, где проводятся судебно-психиатрические экспертизы, и в стационарном, где лица, признанные судом невменяемыми, проходят лечение. К нам поступил очень необычный пациент: в результате травмы у него отсутствовала целая четверть мозга. Но тем не менее у пострадавшего, без специально направленных диагностических проб, не наблюдалось выраженных умственных или поведенческих нарушений и внешне только зрительный дефект черепа говорил о наличии травмы мозга. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, я осознала, насколько человеческий мозг компенсаторен, пластичен и способен брать на себя функции тех участков, которые поражены или отсутствуют. Соответственно, понимая, как происходят мозговые процессы, мы можем достигать невероятных успехов в развитии. С тех пор я погрузилась в изучение этих вопросов. Мозг способен на чудеса, а открывая его тайны, мы можем целенаправленно вести человека, чтобы он скомпенсировался и вышел в состояние нормы, которую, в свою очередь, можно развить до гениальности, ведь наши возможности безграничны.

Каждый может стать гением?

Конечно, если работать над собой. Измените свой мозг — изменится и ваша жизнь. Предела совершенству нет, в каждом из нас заложен невероятный потенциал. Он есть и у людей с особенностями развития. А иногда даже ярче проявляется, ведь, как известно, то, что скрыто в норме, проявляется в патологии. Например, при одном из видов зрительной агнозии человек не может назвать предмет, который видит, но может с глубочайшей тонкостью наблюдения перечислить его свойства и функции, да так, что этому компенсаторному креативу может позавидовать опытный маркетолог, сознательно это придумывающий. В работе нейропсихолога программы коррекции формируются с учётом компенсаторных ресурсов человека, благодаря которым он может выйти в адаптированное состояние и быть успешным, несмотря на просадку тех или иных его мозговых процессов. Хочется, чтобы каждый мог занять в обществе достойное место, чтобы люди с особенностями развития находили применение своим умениям и были включены в социальную жизнь. Это долгий путь, но главное, что он возможен.

Как можно помочь людям с особенностями развития интегрироваться?

Для решения этого вопроса нужен комплекс мер. Необходимо проводить работу внутри самих семей, в которых имеется ребенок или взрослый с особенностями развития и поведения. Ведь зачастую родители опасаются выводить своих близких в большое общество по разным причинам, в основном просто эмоциональным: и гипертрофированные страхи, что их родного человека могут обидеть, и надуманная вина перед ним и перед другими за то, что он именно таков. Всё это заставляет прятаться самим и прятать своё чадо или иного родственника от посторонних глаз. Многие зацикливаются на негативных переживаниях. Но это не обязательно делать. Особо мудрые родители изначально научаются видеть в своих детях не наказание судьбой, а возможность для развития самих себя: осваивают новые сферы жизни, воспитывают в себе новые качества. Есть много случаев, когда после появления в семье особенного ребенка родители творчески видоизменили свою профессиональную сферу деятельности. Например, одной из форм работы в Центре с эмоциональной и двигательной сферами детей и взрослых является использование специального утяжелённого одеяла. И это — производство мамы девочки с аутизмом. Сама мама — технолог, кандидат наук, но благодаря особенности дочери в её деятельности появилось новое направление работы — разработка специальных предметов быта, помогающих людям с особенностями развития и поведения легче адаптироваться к окружающему миру. Но, помимо родителей, есть и внешнее общество, которое в силу незнания, как себя вести с людьми с особенностями развития, чего от них ждать, тоже закрывается, выстраивая защитный психологический барьер. Эту проблему можно решить только с помощью объединения людей: обычных, нормотипичных, и людей с особенностями развития. А для этого нужно и теоретическое просвещение нормотимиков, и социальная подготовка детей и взрослых «особят», ну, и конечно, мероприятия, на которых они смогут взаимодействовать. Своей задачей я вижу развитие Центра как универсальной площадки для создания таких общих пространств коммуникации, общего взаимодействия и просвещения, поэтому очень часто приглашаю партнеров из разных сфер по теме детства, развития, развлечений, образования.

Какие у вас ещё планы на будущее?

Я — большой человеколюб. Поэтому все мои планы направлены на улучшение жизни людей в обществе. И они касаются очень разных сфер: и науки, и искусства, и городской среды, и многого другого. Например, уже давно зреет идея создания благотворительной инклюзивной театральной студии. Проводился даже этап смотра детей, где тренер позанимался с каждым ребёнком и выявил его индивидуальные особенности, чтобы определить, в какую сценическую деятельность он может быть включён. Был продолжительный период отвлечения от этой темы, но сейчас есть планы вновь вернуться к ней, ведь театр — одно из самых эффективных средств развития коммуникативных навыков и адаптации. Также мы сотрудничаем с уникальным тренером по шахматам, который не только консультирует олимпийских чемпионов, но и разработал авторскую методику обучения игры для особых детей и их родителей. Хочется, чтобы это направление также в ближайшее время получило свое широкое развитие. Плюс Центр участвует во многих благотворительных акциях и мероприятиях для города в целом. Например, в сентябре мы заняты организацией благотворительного проекта по благоустройству сквера, расположенного рядом с ГПНТБ. Кстати, если есть желающие присоединиться к нашим проектам, оказать спонсорское участие в благотворительных акциях, то всегда можно связаться со мной напрямую: 8 905 935 83 58, natalie.fromm@mail.ru. Будем рады любым творческим объединениям.

Новосибирск, Галущака, 11
(станция метро «Заельцовская»)
8 923 229 40 77
mozgovichok.ru
@mozgovichok
VKmozgovichok_ru
@fromm.natalie
natalie.fromm@mail.ru
8 905 9 358 358

Текст: Александра Дегтярева
Фото: Майя Ашику