В учреждения культуры – только всей семьёй

7 / 2020     RU
В учреждения культуры – только всей семьёй
Наталья Ярославцева министр культуры Новосибирской области
Сегодня это единственный путь создать для детей эффект погружения в культурное пространство, уверена Наталья Ярославцева, с которой мы поговорили о последствиях коронавируса для отрасли и о главных задачах, стоящих перед министерством сегодня.

LT: Прежде чем начать разговор культуре, давайте уточним, что вы понимаете под этим определением. Вряд ли лишь некую совокупность культурных учреждений, деятельность которых вам нужно организовывать, нам, журналистам, освещать.

НАТАЛЬЯ ЯРОСЛАВЦЕВА: Понятие «культура» имеет более двухсот определений, но, в конечном счёте отвечает лишь на три вопроса: «что есть истина?», «что есть добро?» и «что есть красота?». С первым вопросом разбираются наука, образование и, конечно, религия. Со вторым – религия и этика, исследующая нравственность человека. А на третий вопрос отвечает искусство. Таким образом, культура вбирает в себя важнейшие категории, в которые входит всё, что мы взращиваем в душе человека (напомню, что в переводе с латинского cultura значит именно «взращивать», «возделывать»). Главным орудием для возделывания человеческой души, безусловно, служат эмоции, поэтому основная задача всех, кто так или иначе работает в сфере культуры – помочь человеку максимально проявить себя, следуя душевным порывам, которые делают его счастливым. Если вам 14, 16, 18 лет и вы пришли на концерт своего кумира – вы счастливы. Если вы врач, но любите петь и выбрались с друзьями в поход, где вечерами все поют под гитару – вы счастливы. Если вы идёте по улице в красивых туфлях на шпильке, любуясь свои отражением в витринах – вы счастливы. Культура позволяет расцветать всем цветам, какими бы разными они ни были, и это здорово! Не осуждать дерзкие творческие эксперименты молодёжи и не смеяться над верующими, спешащими на церковный праздник – всё это грани проявления культуры, потому что в первом случае вы отдаёте должное смелости нового поколения, а во втором проявляете уважение к народным традициям. Что же касается функции министерства культуры, то для меня самое точное определение здесь – просвещение. Высокий смысл этого слова представляет союз образования и культуры – то, что даже при отсутствии школ и вузов позволяет сделать из мальчика-подмастерья Данилу-мастера.

Вы говорите о неком культурном контексте, который влияет на человека независимо от условий жизни?         

Совершенно верно, и за создание этого контекста как раз отвечает власть: власть в сельсовете, в районе, в городе, в стране. Власть создаёт культурную среду, которая, с одной стороны, даёт людям возможность реализовать себя, а с другой – удерживает их на родной земле. Создавая Академгородок, академик Лаврентьев сразу сказал, что если там не будет концертного зала, то интеллигентные высокообразованные людей в Новосибирске не задержатся.

Зрителя воспитай себе сам — если сегодня государство не вложится в дополнительное образование детей и молодёжи, то завтра мы не увидим в концертных залах новых лиц

Сегодня в каждом районе города работают детские школы искусств, и не по одной, но есть же ещё и область, где нужно открывать больше школ и творческих студий. Зрителя воспитай себе сам – если сегодня государство не вложится в дополнительное образование детей и молодёжи, то завтра мы не увидим в концертных залах новых лиц – в театры и в филармонию по-прежнему будут ходить одни и те же 25 тысяч человек. Для области с населением в 2,5 миллиона человек это очень мало. Моя мечта – пока я в министерстве, открыть пять муниципальных театров по программе поддержки и развития театров малых городов. В Новосибирске два таких театра: Театр Афанасьева и «На левом берегу». Очень хочется сделать театры в Куйбышеве, Каинске, Барабинске, Колывани и Болотном.

А какую-то глобальную миссию вы как глава министерства культуры для себя определили? Не зря ведь жизнь второй раз привела вас на это место.

Миссия – делать людей счастливыми. Я каждый день смотрю график встреч и говорю себе «это просто невозможно успеть». Оказывается, возможно, когда отдаёшь себе отчёт в том, что каждый несостоявшийся или отсроченный визит будет стоить кому-то радости от того, что его идеи услышаны и могут претвориться в жизнь.

У вас была уникальная возможность переосмыслить предыдущий опыт на посту министра культуры. Было ли что-то, что вы делали неправильно?

Да, я всё время боялась. Боялась, что скажут «сверху», что подумают люди…В итоге я решила уйти, и губернатор согласился с моим решением. Тогда меня спрашивали: «И что ты будешь теперь делать?» Я ответила: «Сяду на берегу реки и буду смотреть, как поплывут трупы моих врагов, мои проблемы, мои неудачи» (смеётся). На самом деле, за предыдущие семь лет я действительно многое переосмыслила: отдыхала, занималась образованием, общалась с людьми. Сейчас я ничего не боюсь. Терять мне абсолютно нечего, я чувствую себя абсолютно свободным человеком, и креативим мы так, что не успеваем записывать все идеи.

Да, но вам предстоит поднимать отрасль после коронавируса.

Давайте начистоту. Сейчас для всех самое главное, чтобы близкие, друзья, коллеги были живы и здоровы. В остальном я трагедии не вижу. Все эти месяцы государство платило бюджетникам зарплату: люди находились дома, имели возможность смотреть роскошные онлайн-трансляции, участвовать в конференциях, развивать новые компетенции, переосмысливать репертуар. Я уверена, что те, кто с толком использовал вынужденную передышку, на выходе стартанёт с удвоенной энергией. Ресурсов в культуре немерено. За последние несколько лет в области построено 12 новых школ с шикарными концертными залами (в одной только 112-й школе на ОбьГЭС актовый зал с отдельным входом на 500 мест стоит пустой!) Встречаюсь с новосибирскими артистами и режиссёрами и говорю им: ребята, а кто вас ограничивает работой в театрах – ставьте классику для детей, и поехали показывать! Сделайте билеты подешевле, и родители где-нибудь на Чистой Слободе или в «Стрижах» будут счастливы, что их ребёнок прямо в школе посмотрит профессиональную постановку. Сейчас самое время сделать акцент на детских, семейных мероприятиях. Проводить досуг без соблюдения социальной дистанции ребёнку можно только с родителями – сейчас это единственная возможность провести ребёнка в библиотеку или в парк аттракционов. Очевидно, что и с 1 сентября никаких школьных походов «всем классом» не будет. Поэтому, пользуясь случаем говорю: по мере открытия учреждений культуры – берите детей и всей семьёй идите в театры, на концерты, в музеи!

Ну, а что делать работникам культуры, которые не состоят на госбалансе? Как жить частным театрам, кинотеатрам?

Я считаю, что они такие же «наши», как и государственные учреждения культуры, поэтому мы стараемся поддержать и частные театры, и кинотеатры, и творческие студии. Губернатор сразу сказал «как люди будут жить-то?», и сегодня мы бьёмся за каждый знаковый для города проект. Кинотеатр «Победа», «Мастерская Крикливого и Панькова», студия творческого развития «Жить на Севере…» — тем, кто в одночасье лишился заработка, мы помогли продержаться самое сложное время. Единственное, чего мы не можем – открыть залы, потому что если массовые мероприятия спровоцируют рост заболеваемости, все усилия предыдущих нескольких месяцев пойдут прахом. Как бы нас ни просили, ни ругали, ни обвиняли – глава региона считает, что мы не имеем права рисковать людьми, и я признаю, что он прав. Я очень надеюсь, что в этой непростой ситуации бизнес объединится, и частные кинотеатры, которым мы не можем помочь, найдут понимание у кредиторов и арендодателей.

А плюсы в самоизоляции были?

Коронавирус дал возможность учиться. Руководителям учреждений я сказала сразу: кто не прошёл повышение квалификации при управленческих вузах, не изучил изменения в законодательной базе, не модернизировал производственные процессы технически – тот безнадёжно отстал. Мы сохраняем самые крутые онлайн- и офлайн-проекты, но для этого надо соответствовать требованиям времени. Все уже поняли, что нет необходимости ездить на совещания с Академгородка или с Затулинки – достаточно включить кнопку и быть на связи. Значит, всем нужно хотя бы иметь эту кнопку и нормальный интернет. В целом мы прекрасно наладили дистанционную работу, и в чём-то она даже эффективнее: даже если человек находится далеко или болеет – он всегда на связи.

Вы – это кто? Кто ваша команда?

Всё министерство культуры и руководители культурных учреждений и ещё половина Новосибирской области, с которой я общалась с тех пор, как в 1980-м году пришла в «десятую» гимназию учительницей. За это время я не разругалась ни с одним человеком из тех, с кем встречалась по делу. Наверное, у меня есть враги, и кому-то мой приход не нравится, но я ни с кем не воюю. В сфере культуры это вообще не очень принято: мы все дружим, встречаемся в театрах, ходим на концерты – все интеллигентные, образованные люди, заинтересованные в сотрудничестве. Возвращаясь к вопросу о команде, скажу, что мне нужны энтузиасты – те, кто создаёт новые проекты, новые площадки, такие, как «Шукшинские дни на Алтае» на горе Пикет. Почему бы нам не сделать что-то подобное в Маслянино, где есть горнолыжный курорт? Люди ведь приезжают не только чтобы кататься и в барах сидеть. Мы думаем, что многим интересно и под гитару спеть, и хорошее авторское кино посмотреть. В общем, идеи есть, и профессионалы, которые могут организовать для туристов культурный отдых, тоже есть. Это важно, потому что если мы говорим о развитии внутреннего туризма, то нужно понимать, что без культуры туризма не будет. Именно культура должна дать площадки и события, вокруг которых будет формироваться туристическая инфраструктура. Туризм, в свою очередь, должен давать немедленную информационную поддержку, пиарить достопримечательности региона. И, наконец, все вместе мы должны придумать маршруты, которые полюбят наши жители и наши гости.

Наталья Васильевна, но ведь это давно понятно. А почему до сих пор не сделано?

Я начала говорить об этом, ещё будучи председателем Общественного совета по культуре. Почему после этого ничего не изменилось – трудно сказать. Но я думаю, что это происходит потому, что многие лидеры культурной сферы в разных лодках. Моя задача – связать этих людей, сказать «вы друг другу нужны!» Вот Виктор Буланкин, назначенный начальником службы координации спецпроектов Новосибирской государственной филармонии, а вот директор «Центра регионального развития» при минэкономразвития Алексей Низковский, человек, который «в теме» про внутренний туризм – 20 минут мы все вместе поговорили, пожали руки, пошли работать. Руководству театров я моментально выдала телефоны директоров школ, где есть залы и где можно показывать спектакли.

Многие лидеры культурной сферы в разных
лодках. Моя задача — связать этих людей,
сказать «вы друг другу нужны!»

Что касается масштабных проектов, которые могли бы прозвучать на всю Россию, то тут нужны деньги. Понятно, что новосибирцы многое могут сделать, благодаря своей креативности, но, если мы хотим сделать что-то как в Москве, или в Питере, сотней тысяч обойтись невозможно – нужны миллионы. Многие наши мероприятия замечательно поддерживает губернатор, но, чтобы новосибирская культура крепко встала на ноги, нужно подзаработать самим. У нас есть кое-что, что мы можем продать всем регионам от Урала до Дальнего Востока: курсы операторов, осветителей, звуковиков, которые мы можем открыть при театральном институте. Слава богу, в Новосибирске есть креативные предприниматели, которые продают концертное оборудование и могут предоставить площадки для занятий. Это лишь один пример, и так надо действовать во всём – быстро, уверенно, а главное, сообща!

Несмотря на вашу фантастическую работоспособность, нельзя же всем общаться у вас в кабинете. Где в Новосибирске люди могут собираться, чтобы высказать своё мнение и быть услышанными?

Такие площадки есть: в «Стрижах», в Академгородке, где их создание было инициативой депутатов. Помню ещё, что однажды мы встречались с новосибирцами в «Плинии Старшем», жаль, что он закрылся. Но в целом таких мест, конечно, мало, и глобально их организацией всё-таки должно заниматься государство, привлекая к обсуждению историков, архитекторов, искусствоведов, которые могли бы давать свои экспертные комментарии обо всём, что волнует людей: от походов Ермака Тимофеевича до современной городской застройки. В России миссию площадок для общественных дискуссий всегда выполняли университеты и публичные библиотеки, в которых открыто обсуждалось всё вплоть до передачи государственной власти. Сейчас болезненных вопросов на повестке не меньше, людей волнуют культура, история, социальная политика. Поэтому мы, например, бьёмся, за модернизацию Областной библиотеки. Мы хотим, чтобы это был общественно-деловой центр с переговорной площадкой, где люди могли бы честно сказать, что хотели бы видеть, скажем во внутреннем дворе консерватории: агитплощадку с ракушкой, парковку для преподавателей или просто лавочки по периметру. Если частные лица готовы создать такие дискуссионные клубы – прекрасно, пойдём и туда. Чем больше у людей возможностей свободно высказывать свои мысли, тем лучше.

Текст: Марина Кондратьева
Фото: Антон Медведев