Вопросы новой этики

7 / 2020     RU / ITA
Вопросы новой этики
Монсеньор Мауро Лонги пресвитерий Прелатуры Opus Dei, первый преемник основателя Opus Dei — святого Хосемарии Эскривы, во время понтификата Папы Иоанна Павла II находился в тесном сотрудничестве с главой Святого Престола
Что такое семья, как должны выстраиваться отношения между мужчиной и женщиной, каким принципам следовать в воспитании детей в эпоху глобальной трансформации этических норм?

LT: В последние годы всё чаще можно услышать термин «новая этика». Что вы думаете об этом тренде? Встречаются ли, по вашему мнению, феномены «новой этики» в итальянской реальности? Если да, то как эти феномены влияют на деловые и личные отношения?

МАУРО ЛОНГИ: Очевидно, что сегодня как никогда ранее вопросы этики являются вопросами выживания для всего человечества. В так называемом новом мировом порядке, который продолжает расширяться на весь современный мир, античные этические установки, на которых до сих пор держались крупнейшие отдельные культуры, по большей части разрушены.
«Новая этика» отходит от этих ценностей, её занимает и волнует практическая возможность распространения и покорения людского сообщества, а не правомерность. Для многих вопрос правомерности является устаревшим и уже несовместимым с освобождением человека от всех обязательств. Как говорится и заявляется, «всё, что сделать возможно, то делать дозволено».
Но настоящая проблема кроется на ещё более глубоком уровне. Всё то, что складывается в упомянутый вами тренд, состоящий из системных конфликтов, можно выразить таким образом: предполагается, что мы не можем точно знать норму, проистекающую из самой сущности человека и вещей, действовать против которой невозможно; и таким образом, этичность поступка невозможно определить через содержание действия самого по себе, а только через его цель и его предвидимые последствия. Сами по себе добро и зло не существуют.
По этой причине в Италии отдельные личности и целые группы людей воспринимают насилие как лучший двигатель мирового прогресса. В том числе насилие политическое, направленное на гражданское общество: принятие нормативов, наносящих вред человеческому достоинству, и законов, вредящих общественному благу, во имя интересов власть имущих и финансистов. Мы испытываем это во время нынешней пандемии, когда некоторые преследующие свои цели вирусологи превозносятся как пророки, внушая неуверенность и боязнь. Страх на самом деле является инструментом властвования: дистанцирование, наложенное на личные отношения, работа, выполняемая «на удалёнке», — это не только меры предосторожности со стороны современного государства для сдерживания заражения граждан инфекцией, но и средства для снижения, если не уничтожения, братской помощи и солидарности, проявляющейся в обществе по отношению к самым слабым, нуждающимся, больным и престарелым.
В связи с этим хочется напомнить, что христианская вера требует подходить с умом даже к стремлению познать истину, реальность, природу. Как сказал Иоанн Павел II в энциклике «Fides et Ratio» («Вера и разум», §66), «необходимо (…), чтобы разум верующего обрёл естественное, истинное и связанное познание сотворенной действительности, мира и человека, которые также относятся к Божественному Откровению».

Традиционные ценности жизни, с которыми конфликтует «новая этика», включают такие понятия, как «семья», «материнство» и «отцовство», «вера» и т. д. В наше время даже эти понятия интерпретируются по-новому. Например, под семьёй понимается союз не только между мужчиной и женщиной, но также и между двумя мужчинами или женщинами. По-вашему, стоит ли давать жизнь новым смыслам привычных понятий или мы должны сохранить оригинальные значения слов «семья», «мама», «папа» и подобных? Можете объяснить свою точку зрения?

Моя точка зрения — это «истина». Но что такое истина? Истина, которая направляет наши действия, содержится в нашем человеческом бытии как таковом. Наша сущность, наша природа, которая берёт начало из того, что мы есть такие, какие есть, и есть истина, которая нас ведёт. Наука это очень ясно подтверждает: я говорю о медицинской и философской антропологии. Тот факт, что мы сами носим в себе нашу истину, что наша сущность есть наша истина, выражается, в частности, термином «естественный закон». Это понятие возникло в дохристианской философии, получило дальнейшее развитие в средневековой философии и теологии уже в контексте христианства и приобрело совершенно новую актуальность на заре современной эпохи.

Каждый человек, в силу своей природы, обладает фундаментальными правами, которые никто не вправе отнять, поскольку они не даны ему никакой созданной человеком инстанцией; повторюсь, эти права находятся в самой человеческой природе

В исторической перспективе, например, крупнейшие философы права находили в концепции естественного права инструмент для формулирования и обоснования законов для нехристианских народов, направленных против злоупотреблений властью со стороны колониальных правителей. Эти народы не являлись членами сообщества, находящегося под христианским правом, но не ущемлялись из-за этого, то есть не считались бесправными, поскольку сама человеческая природа даёт им права. Каждый человек, в силу своей природы, обладает фундаментальными правами, которые никто не вправе отнять, поскольку они не даны ему никакой созданной человеком инстанцией; повторюсь, эти права находятся в самой человеческой природе.
Сегодня, однако, вновь появляется мнение, что концепция естественного закона связывает христиан с устаревшей метафизикой, более того, что они становятся рабами отсталого натурализма и биологизма, присваивая биологическим процессам ценности этических законов. Ответ на это обвинение мы находим, среди прочего, в цитате Фомы Аквинского: «Естественный закон (…) есть не что иное, как свет ума, данный нам Богом». Естественный закон есть закон рациональный: иметь разум в природе человека. И вера христианская рациональна.
Таким образом, когда мы говорим: «отец», «мать», «семья», мы говорим о том, что универсально определяется человеческим разумом, о том, что является частью реальности, нам предшествовавшей. Никому не дозволено толковать, измерять или изменять содержание этих реальностей, поскольку они не основываются ни на каких юридических порядках и ни на какой политической власти. Они происходят от Создателя.

В свете борьбы старого и нового, а также современного стиля жизни, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной – в семье и в деловой среде?

Отвечу, вспоминая вопрос, произнесённый вслух Иоанном Павлом II: «Familia, quid dicis de te ipsa? Семья, что ты говоришь о себе самой?», который он прокомментировал: «Вопрос, вопрос, требующий ответа». Мы были на площади Св. Петра. Была суббота, 8 октября 1994 года, первая Всемирная встреча семей. Папа Римский отложил в сторону приготовленные листки с речью и говорил от себя. Помню, как он закончил речь: «Здесь, на нашем собрании на площади Святого Петра, семья задалась ответом на вопрос: Quid dicis de te ipsa. И вот: я есть, сказала семья. Почему ты есть? Я есть, потому, что тот, кто говорит о себе самом: «Только я есть тот, кто есть», дал мне право и силу быть: Я есть, я есть семья, я среда любви, среда жизни; я есть. Что ты скажешь о себе самой? Quid dicis de te ipsa? Я есть радость и надежда!»
Согласно Божьему замыслу творения, определенному с самого начала (Быт. 1:26), семья является средой, в которой каждый человек, созданный по образу и подобию Божьему, зачинается, рождается, растёт и развивается.
Когда я говорю о семье, я подразумеваю семью, основанную на браке, на естественном брачном союзе, понимаемом как устойчивый и открытый жизни союз мужчины и женщины. Поэтому отношения между мужчиной и женщиной в семье и на работе должны, прежде всего, отображать равное достоинство каждого человека и, соответственно, реализовываться во взаимодополняемости мужского и женского начала в физической, психологической и онтологической областях. Разница полов — это реальность, глубоко вшитая в мужчину и женщину не только в физиологическом плане, но также и в психологическом и духовном, что оставляет отпечаток на каждом её или его действии.
Поэтому сексуальность нельзя свести к чистым и маловажным биологическим параметрам, а, как нам напоминает Святой престол, она «является фундаментальным компонентом личности, её способа существовать, проявляться, общаться, чувствовать, выражать себя и проживать человеческую любовь» (Воспитательные установки в области человеческой любви. Основные элементы сексуального воспитания//Enchiridion Vaticanum. — 1983. С. 423).
Почему разница полов ведет к конкуренции или соперничеству? Как говорят, женщина, чтобы являться таковой, должна быть некоторым антагонистом мужчины: на его злоупотребление силой она отвечает стратегией поиска возможностей. Этот процесс приводит к соперничеству полов, в котором личность и роль одного используются в ущерб другому, следствием чего является привнесение в антропологию губительного хаоса, который вредит семье и рабочим отношениям.

Учитывая, что сегодня женщины показывают свою силу всё более активно, не могли бы вы дать словесный портрет сильной женщины, которая тем не менее остаётся женщиной, не превращаясь в «мужчину в юбке»? Как найти баланс между силой и мягкостью?

У этого баланса есть имя: он называется женственность. Это нечто большее, чем просто атрибут женского пола. Это слово обозначает фундаментальную человеческую способность жить для других и благодаря другим. В этой способности сила и мягкость сливаются в единое целое. Так получается, потому что женщина интуитивно чувствует, что лучшее в её жизни происходит от деятельности, направленной на зарождение жизни, на рост и защиту другого. Это чувство рождается из её физиологической способности дарить жизнь.
Как сказано в письме одной из дикастерий Ватикана, «реализованная или остающаяся потенциальной, эта способность является реальностью, формирующей женскую личность на глубочайшем уровне. Она позволяет ей быстро взрослеть, дает ей ощущение серьёзности жизни и вызываемых ею обязанностей. В ней развиваются ощущение и уважение к конкретному, в противовес абстракциям, зачастую оказывающимся фатальными для существования индивидов и общества. Именно женщина в конечном итоге (…) обладает уникальной способностью преодолевать превратности судьбы, продолжать жизнь даже в самых экстремальных ситуациях, сохранять упорную тягу к будущему и, наконец, вспоминать со слезами ценность каждой человеческой жизни». (Послание епископам Католической церкви о сотрудничестве мужчины и женщины в церкви и в мире. — Ватикан. Издательский дом Ватикана, 2004)

А каким должен быть правильный стиль поведения для мужчин? Они должны продолжать стремиться быть лидерами, «ведущими», или это не обязательно, принимая во внимание, что женщины играют всё более активную роль?

Правильный стиль поведения для мужчины заключается в осознании незаменимой роли женщины во всех аспектах семейной и общественной жизни, включающей человеческие отношения и заботу о других.

Так же и в мире работы и общественной организации, женщина призвана занимать ответственные посты, чтобы вдохновлять и продвигать инновационные решения многочисленных экономических и социальных проблем, особенно в плане гуманизации межличностных отношений

Я считаю, что мужчина в своей мужественности призван с почтением относиться к тому, что Иоанн Павел II назвал «гением женщины» (См. Письмо к женщинам, 29.06.1995, §§9-10: Акт Апостольского Престола 87, 1995 г., 809-810): её активное и полное решимости участие, для того чтобы дать каждому члену семьи фундаментальные наставления о беззаветности любви, взаимоуважении, взаимопонимании и прощении. «Прощение, — утверждает Иоанн Павел II применительно к семье, — это высшая форма дара, подтверждающая достоинство другого, способ принять его таким, какой он есть, вне зависимости от его действий. Прощающий позволяет прощаемому почувствовать бесконечное величие прощения божественного. Прощение возвращает веру в самих себя и укрепляет союз людей, поскольку не может быть качественной брачная и семейная жизнь без постоянного преобразования и без готовности освободиться от собственного эгоизма» (обращение к молодым семейным парам и их детям, Мемориальный парк, Сент-Анн-д’Оре, Франция, 20.09.1996).
Женщина призвана быть в семье первым свидетелем этого человеческого и божественного прощения.
Так же и в мире работы и общественной организации женщина призвана занимать ответственные посты, чтобы вдохновлять и продвигать инновационные решения многочисленных экономических и социальных проблем, особенно в плане гуманизации межличностных отношений.

А как должны выглядеть отношения родителей и детей? На каких принципах должно основываться обучение новых поколений, принимая во внимание быстрое изменение технологий, социальных и политических трендов?

Несомненно, отношения между родителями и детьми должны базироваться на взаимном уважении, почтении, родительской и братской любви.
Я часто задаюсь вопросом: почему во многих семьях нет радости? Самая страшная бедность в семье — это неспособность радоваться, когда рутина семейной жизни абсурдна и противоречива. Эта бедность сегодня широко распространена, проявляясь в разных формах как в материально обеспеченных, так и в нуждающихся семьях. Неспособность радоваться ведёт к неспособности любить, порождает зависть, скупость и все пороки, разрушающие жизнь и холостяков, и семей, и общества в целом.
В связи с этим нам нужен новый подход к образованию и обучению, прежде всего в семье: пока искусство хорошей жизни не знакомо, всё остальное тоже не работает. Но этому искусству не учат в книгах, его невозможно изучать в интернете или соцсетях, оно может передаваться только теми, кто уже овладел этой истиной, и не только в теории, но и на практике: я желанен, я внёс вклад в историю, меня приняли, меня любят. Джозеф Пипер в своей философской книге о любви, надежде и вере показал, что человек может принять самого себя, только если его принял кто-то другой. Ему нужно, чтобы нашёлся человек, который бы сказал, не обязательно словами: хорошо, что ты есть (Дж. Пипер. Вера, надежда, любовь. — Монако, 1986).
То же говорит Бенедикт XVI: «Только оттолкнувшись от Ты, Я может найти себя. Только будучи принятым, Я может принять себя. Тот, кого не любят, сам не может любить. Это принятие себя идёт в первую очередь от другого человека» (речь по случаю рождественских празднований в Римской курии, §5, Климентинский зал, 22.12.2011).
Новые поколения часто страдают метафизической ленью, как сказал Фома Аквинский, обозначив этим термином нечто большее и глубокое, чем простую лень в смысле отсутствия желания действовать созидательным образом. Святой Павел в этой связи говорил о печали мирской, которая может привести даже к смерти (2 Кор. 7:10). Речь идет о некоей странной горечи, о покорности судьбе, далёкой от страстного юношеского стремления к неизвестному. Самые глубокие корни этой печали — отсутствие больших надежд и недостижимость большой любви. Когда всё, чего можно было ожидать, уже знакомо, а каждая любовь выливалась в разочарование несовершенством мира. Вследствие этого жестокая игра в насилие начинает выглядеть достаточно волнующей, чтобы создать видимость удовлетворения.
У человека пропадает уверенность в собственном величии, он начинает глубоко презирать себя. Он не хочет больше верить, что Бог заботится о нём, что Он его знает, любит, видит, находится рядом.

Сегодня каждый человек вынужден находить собственный путь в ситуации, когда многие из привычных понятий уже не работают, а новые ещё не работают; к тому же обстановка в мире совсем не спокойна. Как быть, чтобы при этом всём сохранять спокойствие? И где найти силы двигаться вперёд, адаптируясь к переменам, но оставаясь собой? Не могли бы вы показать на личном примере, что или кто помогает вам? Каким образом вы создаёте комфортную среду, в которой чувствуете себя защищённым и из которой черпаете силы?

Жизнь человека не складывается сама по себе. Наша жизнь — это открытый вопрос, незаконченный проект, который ещё предстоит реализовать. Главный вопрос, который стоит перед каждым из нас, это как научиться искусству быть настоящим человеком, какая дорога ведёт к счастью? Мне повезло встретиться с тем, кто показал мне путь в жизни, путь к счастью: его имя Христос. Он и есть этот путь. Я узнал Бога рядом с собой, Эммануила, «Бога с нами», в первую очередь в личности своего отца; моя мать скончалась, когда мне было чуть больше двух лет. Моей встрече с Христом благоприятствовали божественные намерения, которые имели место, и мой путь сопровождался свидетельствами (явлениями) Христа, вот только несколько из них. 

Жизнь человека не складывается сама по себе. Наша жизнь — это открытый вопрос, незаконченный проект, который
ещё предстоит реализовать

Священное Писание рассказывает историю этой изначальной связи Бога и человека, существовавшей ещё до его создания. «В Сыне Иисусе, — пишет Святой Павел в Писании к христианам Ефеса, — так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4). Мы любимы Богом ещё до того, как появляемся на свет! Движимый исключительно собственной безграничной любовью, Он создал нас «из ничего» (2 Мак. 7:28), чтобы привести нас к полной гармонии с Собой. Глубинная истина существования каждого человека, таким образом, содержится в этой поразительной тайне: каждый человек есть плод мысли и выражения любви Бога, любви неизмеримой, постоянной, вечной (Иер. 31:3). Открытие этой истины стало тем, что бесповоротно изменило мою жизнь. И в моей последующей личной жизни, как до, так и после моего рукоположения в сан, Господь не исчезал; вновь и вновь я встречал, пользуясь словами Бенедикта XVI из его первой энциклики «Deus caritas est», («Бог есть любовь», §17), «людей, в которых Он являет Себя; Он идет нам навстречу через Свое Слово, в Таинствах, особенно в Евхаристии».
Любовь Господа остаётся навсегда, она верна себе, верна «слову, данному Им для тысяч поколений» (Пс. 104:8). Именно поэтому, особенно в семье и посредством её, нужно показывать новым поколениям манящую красоту этой божественной любви, предшествующей и сопутствующей: Господь Бог позвал меня, дав мне существование, Он зовёт меня, знает меня, ожидает моего ответа, как ожидал ответа Девы Марии и своих апостолов. Господь зовёт меня; значит, я должен прислушаться к Его Слову, чтобы ответить Ему, чтобы реализовать ту часть истории спасения, для которой он призвал меня.
Слово, молитва и евхаристия являются для меня драгоценными сокровищами, которые позволяют мне двигаться вперёд. В особенности в евхаристии я нахожу центр жизненного пути: именно в ней меня касается любовь Господня, в жертвоприношении Христа, совершённого из любви; из неё я всё время учусь чему-то новому, как, несмотря на мою незначительность и слабость, жить согласно высочайшему стандарту беззаветной любви Христа; в Его дарованном теле и Его пролитой крови моя сила.

Перевела с итальянского Юлия Чепель