Искусство только тогда развивается, когда движется вперёд

8 / 2020     RU
Искусство только тогда развивается, когда движется вперёд
Александр Бочарников директор Новосибирской филармонии
О задачах развития одной из главных музыкальных площадок города, новом восприятии искусства и зрительских стереотипах.

LT.: В качестве своей первоначальной задачи, как руководителя вы назвали выполнение государственного задания, а также увеличение слушательской аудитории. Каким образом планируете добиться цели?

АЛЕКСАНДР БОЧАРНИКОВ: У филармонии есть государственное задание, утверждённое учредителем — министерством культуры Новосибирской области. В основе задания — количество концертов, которое обязан дать каждый коллектив. Исходя из качества выполнения этого плана происходит финансирование филармонии. Наша перспективная задача — в 2021 году представить то количество концертов, которое предполагалось в текущем году, поскольку мы это не смогли сделать по всем понятным причинам.
Сейчас в стране реализуется национальный проект «Культура», в рамках которого президент России поставил задачу к 2030 году в три раза увеличить количество обслуживаемого населения. Соответственно, региональное министерство культуры определяет для нас поэтапное увеличение концертов и слушательской аудитории.
У филармонии есть ресурсы для работы в этом направлении. Мы планируем увеличить охват населения, вводим современные инструменты продаж, работаем над разнообразием концертных программ и предоставлением возможности выступать приглашённым артистам — как самостоятельно, так и в коллаборации с коллективами филармонии. Также мы работаем над охватом аудитории самых разных возрастов, начиная с рождения ребёнка. Новосибирская филармония объединяет практически все жанры музыкального искусства, поэтому каждый слушатель может выбрать то, что нравится именно ему.
Купить билет в филармонию сегодня можно через интернет, не приходя в кассу, но пока эта услуга не столь востребована, как хотелось бы. Мы рассчитываем постепенно исправить эту ситуацию и привлечь новых слушателей, особенно среди молодёжи и людей среднего возраста. Принято считать, что классическая и джазовая музыка — это элитарный вид искусства, и люди зачастую боятся таких слов, как «филармония» или «симфония». Наша задача — разработать маркетинговые ходы и форматы концертов для привлечения внимания новой слушательской аудитории, сохраняя прежнюю.

Как планируете решить эту задачу, учитывая, что публика филармонии в Новосибирске ревностно относится к проведению концертов, рассчитанных на широкую аудиторию?

Вы правы. Но я не понимаю, с чем связан такой консерватизм. Мы сейчас беседуем в прекрасном здании Государственного концертного зала имени Арнольда Михайловича Каца. Раньше на этом месте находился дом Политпросвещения, большую часть которого занимала филармония. В то время там проходили самые разные программы, где выступали и Владимир Винокур, и группа «Бутырка», и многие другие. Но никому в голову не приходило возмущаться.

Время меняется, но тем интереснее работать,
особенно в Новосибирске с его мощным
культурным потенциалом

Как только появился красивый концертный зал, многие почему-то стали считать, что здесь может звучать только академическая, джазовая или народная музыка. Конечно, это основа творчества наших филармонических коллективов. Но филармония как институция изначально предполагает многообразие жанров и исполнителей. А специфика Новосибирской филармонии в том, что она объединяет 19 разных коллективов, каждый из которых – со своими особенностями, мировоззрением, подходом к делу...
Главное, конечно, создать интересный продукт. Если народ не идёт, значит, стоит пересмотреть возможности пиара, ценовую политику или уровень музыкального исполнения. Чтобы устранить недоработку, нужно быть честным с самим собой. Это сложная, многослойная работа, требующая вдумчивого анализа.

И всё же можно утверждать, что каждый из 19 коллективов имеет высокий профессиональный статус, оправдывающий нахождение в составе филармонии?

Нужно понимать, с какими критериями вы подходите к оценке качества. Кто-то может назвать главным критерием полный зал слушателей. Государственный концертный зал имени А. М. Каца рассчитан на 900 мест. Но есть в репертуаре филармонии образцы элитарного искусства, не рассчитанные на массового слушателя: камерные концерты, на которые ходят по 150 человек. При этом профессионализм этих коллективов находится на высочайшем уровне.
Филармония — сложный организм, и каждый наш коллектив бесценен, каждый занимает  свою уникальную нишу. Прежде всего, это Академический симфонический оркестр — коллектив мирового уровня!
В 2021 году у него уже запланированы гастроли в Москве и в Лондоне. Есть прекрасный Филармонический камерный оркестр, он также конкурентоспособен на мировой сцене. Моя первостепенная задача как руководителя — создать комфортные условия для жизнедеятельности и творчества каждого коллектива: обеспечение материально-технической базы, организация гастролей и участия в фестивалях, достойная оплата труда, возможность пригласить для программы хорошего солиста. И только решив целый комплекс вопросов, можно спрашивать результат и проводить экономические исследования.

А есть ли исследования, как в целом быстро восстановится спрос на концерты?

Все учреждения культуры полгода были закрыты. Ничего подобного со времён Второй мировой войны наша страна не переживала, поэтому о каких прогнозах можно говорить? Могу лишь, исходя из старта продаж, сделать вывод, что на сегодняшний день публика ещё не готова идти в концертные залы. Сказывается, с одной стороны, объективная боязнь за своё здоровье, а с другой — у людей просто нет денег после кризиса.

Александр Сергеевич, поделитесь вашими отношениями с классической музыкой? Должен ли руководитель филармонии, помимо хороших управленческих качеств, разбираться в музыкальных тонкостях?

Любой руководитель должен разбираться прежде всего в «тонкостях управленческих». Что касается вкусовых предпочтений, я люблю классическую музыку, особенно русскую фортепианную школу. С момента открытия нового филармонического сезона я бываю практически на всех наших концертах, получаю от этого большое удовольствие.

Какие музыкальные произведения, на ваш взгляд, должны быть сегодня в основе культурного воспитания?

О важности культурного воспитания я бы ответил шире. Необходимо, чтобы желание тянуться к культуре передавалось из поколения в поколение. Сегодня культурный код изменился — у молодых людей стало преобладать цифровое мышление над аналоговым. Они совершенно по-другому воспринимают аудиовизуальные истории, смотрят спектакли. И прежде чем развивать искусство, мы должны понимать, в какую сторону двигаться: на какую аудиторию рассчитывать и какими средствами доносить информацию.

Наша задача – разработать маркетинговые ходы
и форматы концертов для привлечения новой
слушательской аудитории, сохраняя прежнюю

Для молодёжи и, к примеру, старшего поколения должны быть использованы индивидуальные выразительные средства, поскольку мы сталкиваемся с кардинально разным опытом, психологией, образом жизни и системой восприятия. Сейчас молодой человек вряд ли пойдёт на концерт, если не прочитает о нём интересный отзыв в социальных сетях или не увидит упоминание блогера. Дети сейчас в полтора года смотрят мультфильмы на айфоне. Нам в этом возрасте мама с бабушкой сказки читали, которые мы запоминали на слух. Мы не можем говорить с молодёжью об искусстве на пыльно-нафталинном языке. Искусство только тогда развивается, когда движется вперёд, впитывает новые взгляды и веяния. Великие творцы, которые сегодня являются классиками, в своё время были авангардистами, творчество которых мало кто принимал: не всем дано видеть развитие культуры в моменте. Почему до сих пор популярна опера? Потому что в неё вошла режиссура, придав свежее видение. К этому можно относиться по-разному, но факт остаётся фактом: опера стала визуально интереснее.
Согласитесь, время меняется. Но тем интереснее нам сегодня работать. Особенно в Новосибирске, ведь здесь аккумулируется мощный культурный потенциал. И вот его нам необходимо поддерживать и развивать.   

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев