Истинная ценность — наша культура

8 / 2020     RU
Истинная ценность — наша культура
Пётр Баранов член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов, начальник отдела музейно-выставочных проектов парка «Зарядье» города Москвы
Как научиться понимать классические произведения, а также разбираться в современном искусстве.

Самое лучшее, что у нас есть

Сегодня представителям креативных индустрий очень интересно создавать большие проекты и демонстрировать их всей России, а не только столице, где много культурных центров. Поэтому основная обязанность кураторов заключается в том, чтобы привозить и показывать людям лучшие творения художников и скульпторов нашего государства — достояние нации.

Великий писатель как живописец

Литература — это один из ключей к пониманию изобразительного искусства, потому что при чтении работает наше воображение. Например, описывая мощь готического кафедрального собора, в своём «Соборе Парижской Богоматери» Виктор Гюго обратился к простой математике. Автор рассказывает нам о деталях — он художник, а мы как читатели визуализируем нервюрный свод и считаем нефы, трибуны, залы, витражи: это понятный процесс, та гуманитарная часть, которая легко поддаётся арифметике.

Эстетика человеческого взгляда

В нашей стране существует колоссальная проблема: отсутствует эстетика человеческого взгляда, потому что люди не окультуривались в полном смысле этого слова долгие годы. Корень этого зла берёт своё начало с 1990 года. В это время народ не жил, а выживал, получая зарплату натуральными продуктами. В стране вводилась талонная система, обесценивался рубль — экономика России стояла на месте. Происходило огромное количество конфликтов, из-за которых сегодня мы ощущаем социальный, культурный провал — жизненное безвкусие. Люди разучились гармонично одеваться, грамотно разговаривать. А современная архитектура зданий со своими фасадами из туалетной плитки оставляет желать лучшего.
Чтобы восполнить культурную яму, нам необходимо прививать своим детям вкус к жизни. Ведь когда ребёнок с детства ходит, например, в Третьяковскую галерею, его сознание и душа начинают стремиться к возвышенному мировоззрению. И даже если ему не интересно искусство, искусству интересен он. Со временем оно сформирует из него определённую личность — ценителя прекрасного или хотя бы человека, который знает какие-то азы художественной культуры и способен отличить классицизм от барокко.

Как смотреть на современное искусство?

У каждого человека есть субъективное мнение и определённые знания­ истории искусства. Он смотрит на картины, скульптуры или арт-объекты, возможно неакадемические, не актуально преподнесённые произведения, и старается их понять. Но чтобы их оценить, всё равно необходимо знать, что представляет собой культура Древнего Рима или Древней Греции; отличать направления и стили, знать, например, что сначала писали картины пейзажист Шишкин и маринист Айвазовский, а потом появился авангард, а не наоборот. Для того чтобы всё это понять, стоит прочесть много книг. Процесс виденья, созерцания — это наука.
Чем чаще человек приходит в музей, на выставки, путешествует и знакомится с культурой других стран мира, тем больше он начинает понимать смысл художественной жизни и отличать хорошее творение от плохого. И когда он видит кусок мусора, который называется «актуальным искусством», у него возникают правильные вопросы: «что это?» и «зачем?»

Когда культура войдёт в привычку…

К сожалению, сегодня культура превращается в хайп в посиделки на ток-шоу, что равнозначно походу в кинотеатр ради поедания попкорна, а не ради наслаждения кинокартиной. Лично мне это очень неприятно осознавать. Чтобы понять значение художественного искусства, которое невозможно познать единожды побывав на выставке, культурный поход должен войти в привычку каждого человека. В музей надо прийти, чтобы смотреть на произведения, анализировать и запоминать их. И когда мы станем восполнять пробелы в наших головах знаниями о русской мировой культуре, тогда нашу страну ждёт светлое и ясное будущее.

Художник в наши дни

Никто бы никогда не узнал о Микеланджело без рода Медичи. Так же и в наш век: чтобы увидеть современного Микеланджело, должен существовать конкретный социум с определёнными Медичи, который помог бы творцу обрести силу и известность. Но сегодня художники находятся в самом плачевном положении, потому что они не защищены социально, у них нет зарплаты — постоянного дохода, в отличие от театральных деятелей и мастеров кинематографа. Для творческого человека всегда должна быть поддержка от государства. Однако в любое время художник всегда будет творить. И как бы ему ни было трудно, с жаждой к созиданию есть жажда жизни!

Текст: Людмила Камбулова
Фото: Антон Медведев