Не от мира сего

8 / 2020     RU
Не от мира сего
Виктор Феоктистов художник-модельер, создатель конкурса моды и стиля «Сибирский кутюрье», лауреат национальной премии «Российская Виктория», обладатель почётного знака «За развитие дизайна» Союза дизайнеров России
14 ноября состоится долгожданное событие в сфере сибирской фешен-индустрии — международный фестиваль моды и стиля, в рамках которого пройдёт 25 й, юбилейный, конкурс дизайнеров одежды «Сибирский кутюрье».

LT: Виктор Викторович, 25 лет конкурсу моды — солидный срок. Что вдохновляет вас из года в год на организацию такого масштабного события?

ВИКТОР ФЕОКТИСТОВ: Да, время год за годом летит быстро. Каждый конкурс — это всегда открытие, вдохновение, стимул для дальнейшей работы. Моя главная цель — объединение и профессиональная поддержка молодых представителей фешен-индустрии от Урала до Востока. Начинающим дизайнерам важно оценить свои работы со стороны, получить компетентное мнение и понять, насколько свежо и интересно их творчество в общем контексте современной моды. Многие дизайнеры, участвовавшие в нашем конкурсе, сегодня признаны лучшими дизайнерами России. Кое-кто из них открыл собственные Дома мод, несколько человек я направил в Китай на производство одежды нашего бренда.
В этом году на конкурсе «Сибирский кутюрье», который пройдёт 14 ноября в красивом концертном зале имени Арнольда Каца, будут представители и с ближнего зарубежья: Алма-Аты, Ташкента, Бишкека. В целом мы планируем продемонстрировать около 25 коллекций, отобранных из огромного количества заявок. Уверен, это будет прекрасный праздник красоты и моды.

Какие требования вы предъявляете к коллекциям для дефиле?

Главные критерии — креативность мышления дизайнера, глубина и новизна идеи. Конечно, очень важно качество пошива, которое мы оцениваем не только снаружи, но с изнанки изделия. Кроме того, представленные модели должны быть объединены в коллекцию единой стилистической и цветовой концепцией, подчёрк­нутой гармоничным музыкальным сопровождением. Если я вижу, что нужно что-то исправить или дополнить, то мы обсуждаем с дизайнерами то, как можно сделать коллекцию ещё интереснее.
В качестве члена жюри своё участие в этом году подтвердил Виталий Ставицкий, президент Союза дизайнеров России (Москва), почётный президент Союза дизайнеров России, член-корреспондент Российской академии художеств Юрий Назаров (Сочи),а также Наталья Васильевна Ярославцева — с её возвращением на пост министра культуры Новосибирской области в министерстве всё стало меняться к лучшему. Сразу видно, когда человек на своём месте. Помню, более 20 лет назад, когда Наталья Васильевна работала директором гимназии № 10, мы с ней организовали дополнительную программу обучения по этике и эстетике для девушек, где они обучались навыкам макияжа и формирования гардероба, пластике и этикету…И даже спустя много лет я слышал слова благодарности от бывших учениц нашей школы, которые, благодаря полученным знаниям, смогли избавиться от застенчивости и раскрыть свой внутренний потенциал. Наталья Васильевна всегда понимала важность культуры, которая проявляется не только в развитии искусства, но и во внешнем облике горожан — их поведении, вкусе, стиле, манере общаться…
Ценно, что в этом году министерство культуры является главным партнёром «Сибирского кутюрье». Хочется, чтобы наш конкурс послужил профессиональным вдохновением для участников, поэтому мы создали достаточно много номинаций и будем рады обсудить сотрудничество с партнёрами, готовыми помочь наполнить призовой фонд конкурса.

Как вы в целом оцениваете работы молодых дизайнеров в контексте мировой индустрии моды?

Сейчас российская мода полностью включена в мировой контекст, но при этом нашим дизайнерам удаётся подчеркнуть в коллекциях свою авторскую изюминку. Студенты учебных заведений сегодня не ограничены стандартами, они создают перспективу, которая не уступает изделиям мировых брендов.

Начинающим дизайнерам важно оценить свои работы со стороны, получить компетентное мнение
и понять, насколько свежо и интересно их творчество
в общем контексте современной моды

Плохо только, что верхний эшелон нашей власти не понимает, что миллиардные инвестиции разумно направлять на развитие отечественной лёгкой промышленности, а не в нефть и газ, которые сейчас окажутся замурованы либо в морях, либо в тайге. Как только мы начнём в нашей стране производить качественные модные ткани, открывать дома моделей, создавая рабочие места, то быстро окажемся в фаворе модной индустрии. У нас очень талантливая, умная нация – нужно лишь немного поддержать её, и прогресс не заставит себя ждать. Я уже 25 лет жду, когда это, наконец, случится…

Вы не просто ждёте, а готовите для этого счастливого времени прекрасные кадры дизайнеров. Почему для вас важно вкладывать силы, время, ресурсы в поддержку дизайнеров?

Вспоминаю себя в молодые годы: преобладающим цветом в одежде среди мужчин был серый, черный и коричневый. Представьте, среди этой цветовой палитры появляюсь я — с причёской в стиле «Битлз», одетый в клетчатые брюки, бордовые носки, обутый в туфли на платформе. В восемнадцать лет, учась на третьем курсе техникума легкой промышленности, я создал свадебное платье, за которое получил золотую медаль на выставке достижений народного хозяйства на ВДНХ. Райком комсомола в Новосибирске наградил меня путёвкой в Польшу. И вот я пришёл к секретарю обкома подписать документы. Прихожу к нему, вижу неопрятного мужчину лет сорока пяти в засаленном пиджаке с перхотью на плечах, который говорит: «Пока не подстрижёшься, никакой Польши не увидишь!» Я решил, что лучше вообще не поеду, но друзья уговорили: «Мы тебя сейчас набриолиним, он ничего и не увидит. А волосы заправим за воротник-стойку». В таком виде я и пришёл снова к секретарю обкома. Тут уж он был рад: «Ну теперь хоть на мужика похож!» — и подписал документы.
Были и приятные моменты, оставившие яркий след в моей жизни — знаковые для меня встречи и сотрудничество со звёздами советского кино: Лидией Смирновой, Нонной Мордюковой, Надеждой Румянцевой… Но в целом народ в своей массе не любит выделяющихся личностей, поэтому на протяжении всей жизни мне приходилось доказывать, что быть стильным и ярким — это тренд, за который нужно следовать, а не осуждать. Мама рассказывала, что, когда меня крестили в Вознесенском соборе, батюшка удивился тому, что обычно очередь из желающих креститься, а тут больше и не было никого, кроме нас. «Видимо, не от мира сего у вас ребёнок», — сказал он моей маме и приступил к крещению. Так и живу я с этим ощущением: не от мира сего.
Я считаю, что если Господь дал мне талант дизайнера одежды, то я должен направлять его на благо, в том числе поддерживать молодых, чтобы раздуть их искру таланта в настоящий костёр.

Можно ли сказать, что мировая мода в ближайшее время кардинально изменится?

Она уже начала меняться — после кризиса люди стали стремиться не к увеличению гардероба, а к его функциональности и стилистическому единству. И это правильно.
В целом мне нравится, что у нас сейчас появилось много креативно одетых молодых людей. Мне раньше всегда нравилась эта особенность в Пекине, где молодёжь не боится экспериментов в образе, стараясь быть лидерами. Также всегда приятно видеть на улицах нашего города девушек и женщин разных возрастов, которые умеют красиво подать себя, — с лёгкой походкой, интересным образом и сиянием в глазах. Такой стиль актуален во все времена.

Текст: Анастасия Михайлова
Фото: Антон Медведев